Агитация в интернете
Подборка наиболее важных документов по запросу Агитация в интернете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.3.3 "Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности или исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий в указанных целях, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации" КоАП РФСодержание данной наглядной агитации явно выражено негативным отношением к Вооруженным силам Российской Федерации и фактически являющейся аналогичным по содержанию информацией, имеющейся в общедоступной сети Интернет, а также в социальных сетях, транслирующих негативное отношение к проводимой военной операции Вооруженных сил Российской Федерации, содержащие в том числе, призывы и лозунги."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В работе освещаются правовые пробелы, возникшие в связи с активным внедрением цифровых технологий в избирательный процесс, устранение которых позволит усовершенствовать механизм защиты избирательных прав граждан РФ, а также восстановления нарушенных прав. Рассматривается вопрос необходимости детализации правового регулирования дистанционного электронного голосования (ДЭГ), в том числе установления критериев, позволяющих субъектам РФ проводить выборы с использованием ДЭГ, введения в Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнительных составов административных правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения электронного голосования, устранения возможных допущений нарушения тайны голосования. В работе поднимаются темы предвыборной агитации в сети Интернет, возможных пределов применения нейросетей, требующих законодательной регламентации, а также рисков влияния со стороны кандидатов-конкурентов путем распространения недостоверных сведений с предложением введения мер ответственности. Указывается на фальсификации как одну из существенных угроз применения искусственного интеллекта в ходе избирательных кампаний, необходимость маркировки генерируемого нейросетями контента, введения санкций за неоднократное нарушение установленных требований, начавшуюся законотворческую деятельность в этом направлении.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)В работе освещаются правовые пробелы, возникшие в связи с активным внедрением цифровых технологий в избирательный процесс, устранение которых позволит усовершенствовать механизм защиты избирательных прав граждан РФ, а также восстановления нарушенных прав. Рассматривается вопрос необходимости детализации правового регулирования дистанционного электронного голосования (ДЭГ), в том числе установления критериев, позволяющих субъектам РФ проводить выборы с использованием ДЭГ, введения в Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнительных составов административных правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения электронного голосования, устранения возможных допущений нарушения тайны голосования. В работе поднимаются темы предвыборной агитации в сети Интернет, возможных пределов применения нейросетей, требующих законодательной регламентации, а также рисков влияния со стороны кандидатов-конкурентов путем распространения недостоверных сведений с предложением введения мер ответственности. Указывается на фальсификации как одну из существенных угроз применения искусственного интеллекта в ходе избирательных кампаний, необходимость маркировки генерируемого нейросетями контента, введения санкций за неоднократное нарушение установленных требований, начавшуюся законотворческую деятельность в этом направлении.
Статья: Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности: уголовно-правовая характеристика (ст. 280 Уголовного кодекса РФ)
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Несмотря на детальную регламентацию данных составов, на практике возникают сложности при отграничении экстремизма от смежных деяний, таких как а) критика власти (отличие от призывов к насильственному свержению); б) свобода слова и радикальные высказывания; в) религиозная проповедь и экстремистская агитация. Кроме того, развитие Интернета усложняет выявление и доказывание экстремистского контента, особенно в анонимных сетях и мессенджерах.
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Несмотря на детальную регламентацию данных составов, на практике возникают сложности при отграничении экстремизма от смежных деяний, таких как а) критика власти (отличие от призывов к насильственному свержению); б) свобода слова и радикальные высказывания; в) религиозная проповедь и экстремистская агитация. Кроме того, развитие Интернета усложняет выявление и доказывание экстремистского контента, особенно в анонимных сетях и мессенджерах.
Нормативные акты
Постановление ЦИК России от 16.06.2021 N 10/84-8
"О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах"ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах"ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)11. Порядок взаимодействия органов, ответственных за проведение выборов с Роскомнадзором регулируется Постановлением ЦИК России от 16.06.2021 N 10/84-8 "О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах". Так, при поступлении сведений об обнаружении нарушающей требования закона информации и (или) незаконных агитационных материалов избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, проводится их проверка, и в случае подтверждения факта распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, таких агитационных материалов и (или) информации осуществляется фиксация этого факта путем изготовления скриншота (файла видеофиксации) агитационного материала и (или) информации, а также составления акта об изготовлении скриншота (файла видеофиксации).
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)11. Порядок взаимодействия органов, ответственных за проведение выборов с Роскомнадзором регулируется Постановлением ЦИК России от 16.06.2021 N 10/84-8 "О Порядке обращения избирательных комиссий с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, информации, нарушающих законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах". Так, при поступлении сведений об обнаружении нарушающей требования закона информации и (или) незаконных агитационных материалов избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, территориальной избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, проводится их проверка, и в случае подтверждения факта распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, таких агитационных материалов и (или) информации осуществляется фиксация этого факта путем изготовления скриншота (файла видеофиксации) агитационного материала и (или) информации, а также составления акта об изготовлении скриншота (файла видеофиксации).
Статья: Избирательная комиссия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ТИК может также осуществлять иные полномочия, установленные законом. Так, в частности, для ТИК федеральной территории "Сириус" предусмотрено дополнительное полномочие по обращению в порядке, установленном ЦИК РФ, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства РФ о выборах, информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ о выборах (п. 10 ст. 26 Закона об основных гарантиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)ТИК может также осуществлять иные полномочия, установленные законом. Так, в частности, для ТИК федеральной территории "Сириус" предусмотрено дополнительное полномочие по обращению в порядке, установленном ЦИК РФ, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства РФ о выборах, информации, распространяемой с нарушением законодательства РФ о выборах (п. 10 ст. 26 Закона об основных гарантиях).
Статья: Применение искусственного интеллекта в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Ценным источником цифровых следов фигурантов финансовых расследований выступают социальные сети и интернет-мессенджеры. Помимо агитации, вербовочной обработки и рекрутирования пособников и исполнителей преступлений данные ресурсы используются для сбора и перевода средств в противоправных целях, легализации преступных доходов [12, с. 57 - 62].
(Красинский В.В., Леонов П.Ю., Морозов Н.В.)
("Современное право", 2024, N 5)Ценным источником цифровых следов фигурантов финансовых расследований выступают социальные сети и интернет-мессенджеры. Помимо агитации, вербовочной обработки и рекрутирования пособников и исполнителей преступлений данные ресурсы используются для сбора и перевода средств в противоправных целях, легализации преступных доходов [12, с. 57 - 62].