Аффилированные сделки
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированные сделки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Последствия признания договора займа недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку Х. являлся на момент совершения оспариваемых сделок аффилированным лицом по отношению к ООО "Нефтехиммаш" через участие в ООО "Байкалинвестгрупп", а также являлся заместителем генерального директора (финансовым директором) ООО "Нефтехиммаш", то в соответствии с положениями статьи 19 Закона о банкротстве он является заинтересованным лицом по отношению к должнику.
(КонсультантПлюс, 2025)...Поскольку Х. являлся на момент совершения оспариваемых сделок аффилированным лицом по отношению к ООО "Нефтехиммаш" через участие в ООО "Байкалинвестгрупп", а также являлся заместителем генерального директора (финансовым директором) ООО "Нефтехиммаш", то в соответствии с положениями статьи 19 Закона о банкротстве он является заинтересованным лицом по отношению к должнику.
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Общие сведения о сделках ООО с заинтересованностью
(КонсультантПлюс, 2025)...Сделанный судом первой инстанции и отстаиваемый истцом вывод об аффилированности З. и П. не имеет определяющего правового значения для разрешения рассматриваемого спора, поскольку положения статей 45 - 46 Закона N 14-ФЗ не предусматривают ограничений для участия в голосовании по вопросу одобрения сделки лиц, аффилированных с заинтересованным лицом, а статья 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности) только в случаях, определяемых законом, которые в рассматриваемом деле отсутствуют.
(КонсультантПлюс, 2025)...Сделанный судом первой инстанции и отстаиваемый истцом вывод об аффилированности З. и П. не имеет определяющего правового значения для разрешения рассматриваемого спора, поскольку положения статей 45 - 46 Закона N 14-ФЗ не предусматривают ограничений для участия в голосовании по вопросу одобрения сделки лиц, аффилированных с заинтересованным лицом, а статья 53.2 Гражданского кодекса Российской Федерации ставит наступление правовых последствий в зависимость от наличия между лицами отношений связанности (аффилированности) только в случаях, определяемых законом, которые в рассматриваемом деле отсутствуют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)3.2.1. Аффилированность контрагентов по сделкам
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)3.2.1. Аффилированность контрагентов по сделкам
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел по корпоративным спорам, связанным с применением статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2025)Суд должен принимать во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что руководитель общества связан (аффилирован) с другой стороной сделки и (или) выгодоприобретателем в сделке.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2025)Суд должен принимать во внимание доводы заинтересованных лиц о том, что руководитель общества связан (аффилирован) с другой стороной сделки и (или) выгодоприобретателем в сделке.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)е) для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения: передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); вид использования и (или) зонирование; местоположение объекта; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные 10 характеристики); наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)е) для сравнения объекта оценки с другими объектами недвижимости, с которыми были совершены сделки или которые представлены на рынке для их совершения, обычно используются следующие элементы сравнения: передаваемые имущественные права, ограничения (обременения) этих прав; условия финансирования состоявшейся или предполагаемой сделки (вид оплаты, условия кредитования, иные условия); условия продажи (нетипичные для рынка условия, сделка между аффилированными лицами, иные условия); условия рынка (изменения цен за период между датами сделки и оценки, скидки к ценам предложений, иные условия); вид использования и (или) зонирование; местоположение объекта; физические характеристики объекта, в том числе свойства земельного участка, состояние объектов капитального строительства, соотношение площади земельного участка и площади его застройки, иные характеристики; экономические характеристики (уровень операционных расходов, условия аренды, состав арендаторов, иные 10 характеристики); наличие движимого имущества, не связанного с недвижимостью; другие характеристики (элементы), влияющие на стоимость;
Статья: Расширение горизонтов субординации: ключевые позиции ВС РФ
(Чернышенко Н.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)В рассматриваемом деле КДЛ передали актив (бизнес-центр) должнику через цепочку сделок (аффилированное лицо - КДЛ - должник). Интересно, что данная цепочка предусматривала механизм изъятия предоставленного финансирования на случай банкротства должника (через участие КДЛ - физического лица). В результате после начала санации должника супруга КДЛ оспорила передачу КДЛ актива должнику как сделку без согласия.
(Чернышенко Н.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2023, N 1)В рассматриваемом деле КДЛ передали актив (бизнес-центр) должнику через цепочку сделок (аффилированное лицо - КДЛ - должник). Интересно, что данная цепочка предусматривала механизм изъятия предоставленного финансирования на случай банкротства должника (через участие КДЛ - физического лица). В результате после начала санации должника супруга КДЛ оспорила передачу КДЛ актива должнику как сделку без согласия.
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи автомобиля между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)Также при заключении сделки с аффилированным лицом нужно учитывать возможные налоговые последствия для взаимозависимых лиц.
(КонсультантПлюс, 2025)Также при заключении сделки с аффилированным лицом нужно учитывать возможные налоговые последствия для взаимозависимых лиц.
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 170 ГК РФ
(КонсультантПлюс, 2025)8. Свидетельствует ли сам по себе факт совершения сделки между аффилированными лицами о мнимости сделки?
(КонсультантПлюс, 2025)8. Свидетельствует ли сам по себе факт совершения сделки между аффилированными лицами о мнимости сделки?
"Выплата доходов иностранным компаниям: налоги у источника выплаты"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При этом полученные кипрской компанией деньги перечислены в виде дивидендов ее учредителю, зарегистрированному на Британских Виргинских Островах. Целью сделки была неуплата налога с доходов, полученных иностранной компанией. Все участники сделок являются аффилированными лицами.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)При этом полученные кипрской компанией деньги перечислены в виде дивидендов ее учредителю, зарегистрированному на Британских Виргинских Островах. Целью сделки была неуплата налога с доходов, полученных иностранной компанией. Все участники сделок являются аффилированными лицами.
Вопрос: НПФ, ФЛ и ЮЛ имеют право каждый распоряжаться по 17% УК ХО. ФЛ - единоличный исполнительный орган НПФ, включено в раздел 2 формы отчетности 0420251 как аффилированное лицо НПФ. ФЛ планирует стать единственным участником ЮЛ1. Следует ли после совершения планируемой сделки включить в форму отчетности 0420251 ЮЛ и ХО?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Негосударственный пенсионный фонд (далее - Фонд), физическое лицо (далее - ФЛ) и юридическое лицо (далее - ЮЛ) имеют право каждый в отдельности распоряжаться по 17% общего количества голосов, приходящихся на голосующие доли, составляющие уставный капитал другого юридического лица (далее - ХО). ФЛ является единоличным исполнительным органом Фонда и на этом основании включено в раздел 2 формы отчетности 0420251 как аффилированное лицо Фонда. ФЛ планирует стать единственным участником ЮЛ1. Следует ли после совершения планируемой сделки включить в форму отчетности 0420251 ЮЛ и ХО, учитывая, что данные лица не являются акционерами Фонда, конечными собственниками Фонда, лицами, под контролем либо значительным влиянием которых находится Фонд?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Негосударственный пенсионный фонд (далее - Фонд), физическое лицо (далее - ФЛ) и юридическое лицо (далее - ЮЛ) имеют право каждый в отдельности распоряжаться по 17% общего количества голосов, приходящихся на голосующие доли, составляющие уставный капитал другого юридического лица (далее - ХО). ФЛ является единоличным исполнительным органом Фонда и на этом основании включено в раздел 2 формы отчетности 0420251 как аффилированное лицо Фонда. ФЛ планирует стать единственным участником ЮЛ1. Следует ли после совершения планируемой сделки включить в форму отчетности 0420251 ЮЛ и ХО, учитывая, что данные лица не являются акционерами Фонда, конечными собственниками Фонда, лицами, под контролем либо значительным влиянием которых находится Фонд?
Вопрос: Необходимо ли регистрировать на бирже сделки с маслом подсолнечным, если они совершены между аффилированными хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу компаний (лиц) (например, между компанией-производителем и торговым домом)?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 61.2 Закона о банкротстве
(КонсультантПлюс, 2025)5. Применяется ли понятие фактической аффилированности в целях оспаривания сделок должника?
(КонсультантПлюс, 2025)5. Применяется ли понятие фактической аффилированности в целях оспаривания сделок должника?
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Приобретение более 30 процентов акций публичного акционерного общества1.1. Должно ли лицо, ставшее владельцем установленного законом порогового значения акций ПАО в результате заключения сделки с аффилированным лицом, направлять обязательное предложение