Аффилированность некоммерческих организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированность некоммерческих организаций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2023 N 12АП-7734/2023, 12АП-7735/2023 по делу N А12-24869/2019
Требование: Об отмене определения об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само по себе представительство для оказания правовых услуг не подтверждает наличие фактической аффилированности лиц. Указанные и подобные обстоятельства сами по себе не предусмотрены законодательством (о саморегулируемых организациях, некоммерческих организациях, банкротстве) в качестве признаков аффилированности, взаимозависимости или создающих конфликт интересов. Действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между лицами, каким-либо образом взаимодействующих друг с другом в гражданских правоотношениях.
Требование: Об отмене определения об освобождении от исполнения обязанностей конкурсного управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само по себе представительство для оказания правовых услуг не подтверждает наличие фактической аффилированности лиц. Указанные и подобные обстоятельства сами по себе не предусмотрены законодательством (о саморегулируемых организациях, некоммерческих организациях, банкротстве) в качестве признаков аффилированности, взаимозависимости или создающих конфликт интересов. Действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между лицами, каким-либо образом взаимодействующих друг с другом в гражданских правоотношениях.
Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2023 N 12АП-7734/2023, 12АП-7735/2023 по делу N А12-24869/2019
Требование: Об отмене определения об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов ООО.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само по себе представительство для оказания правовых услуг не подтверждает наличие фактической аффилированности лиц. Указанные и подобные обстоятельства сами по себе не предусмотрены законодательством (о саморегулируемых организациях, некоммерческих организациях, банкротстве) в качестве признаков аффилированности, взаимозависимости или создающих конфликт интересов. Действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между лицами, каким-либо образом взаимодействующих друг с другом в гражданских правоотношениях.
Требование: Об отмене определения об отказе в признании недействительным решения собрания кредиторов ООО.
Решение: Определение оставлено без изменения.Само по себе представительство для оказания правовых услуг не подтверждает наличие фактической аффилированности лиц. Указанные и подобные обстоятельства сами по себе не предусмотрены законодательством (о саморегулируемых организациях, некоммерческих организациях, банкротстве) в качестве признаков аффилированности, взаимозависимости или создающих конфликт интересов. Действующее законодательство не запрещает заключать гражданско-правовые сделки по представительству между лицами, каким-либо образом взаимодействующих друг с другом в гражданских правоотношениях.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Концепция "независимого директора": истоки формирования и перспективы развития в России
(Мирошниченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Вместе с тем ужесточать критерии независимости директора может также руководство самой публичной компании. Указанное согласуется с интересами учредителей, инвесторов и сотрудников организации, в "угоду" которым и призван служить "независимый директор". Пример тому - содержание глобальных принципов корпоративного управления Калифорнийского открытого пенсионного фонда, которым разработаны международные стандарты корпоративного управления. Согласно данным принципам установлены рекомендации относительно критериев признания директора независимым. Во-первых, директор не может считаться независимым, если в течение последних пяти лет выполнял функции менеджера публичной компании, на должность директора которой лицо претендует. Во-вторых, независимость директора публичной компании подтверждается отсутствием у него опыта консультанта данной организации, советника, менеджера высшего звена, а также исключением аффилированности с указанными субъектами. В-третьих, не допускается аффилированность претендента на должность директора публичной компании с крупными клиентами или поставщиками последней. В-четвертых, соответствующий претендент не должен иметь личных связей, состоящих в предоставлении услуг публичной компании или высшим менеджерам таковой, на должность директора которой он имеет притязание. В-пятых, должно быть подтверждено отсутствие аффилированности с некоммерческими организациями, получающими от публичной компании взносы в крупном размере. В-шестых, независимым может признаваться только тот претендент на должность директора публичной компании, который не имеет каких-либо деловых связей в течение предшествующих трудоустройству пяти лет с организациями, в отношении которых данная компания имеет обязательства по раскрытию информации [13, с. 56].
(Мирошниченко И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Вместе с тем ужесточать критерии независимости директора может также руководство самой публичной компании. Указанное согласуется с интересами учредителей, инвесторов и сотрудников организации, в "угоду" которым и призван служить "независимый директор". Пример тому - содержание глобальных принципов корпоративного управления Калифорнийского открытого пенсионного фонда, которым разработаны международные стандарты корпоративного управления. Согласно данным принципам установлены рекомендации относительно критериев признания директора независимым. Во-первых, директор не может считаться независимым, если в течение последних пяти лет выполнял функции менеджера публичной компании, на должность директора которой лицо претендует. Во-вторых, независимость директора публичной компании подтверждается отсутствием у него опыта консультанта данной организации, советника, менеджера высшего звена, а также исключением аффилированности с указанными субъектами. В-третьих, не допускается аффилированность претендента на должность директора публичной компании с крупными клиентами или поставщиками последней. В-четвертых, соответствующий претендент не должен иметь личных связей, состоящих в предоставлении услуг публичной компании или высшим менеджерам таковой, на должность директора которой он имеет притязание. В-пятых, должно быть подтверждено отсутствие аффилированности с некоммерческими организациями, получающими от публичной компании взносы в крупном размере. В-шестых, независимым может признаваться только тот претендент на должность директора публичной компании, который не имеет каких-либо деловых связей в течение предшествующих трудоустройству пяти лет с организациями, в отношении которых данная компания имеет обязательства по раскрытию информации [13, с. 56].
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- если аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ
(ред. от 25.10.2024)
"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"5. Совет по использованию целевого капитала формируется из числа представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала, представителей получателей дохода от целевого капитала, жертвователей (их представителей), граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации. В состав совета по использованию целевого капитала не могут входить два и более лица, являющиеся представителями одного юридического лица или представителями разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами. Данное ограничение не распространяется на представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала. Представители некоммерческой организации - собственника целевого капитала могут составлять не более одной трети состава совета по использованию целевого капитала.
(ред. от 25.10.2024)
"О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций"5. Совет по использованию целевого капитала формируется из числа представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала, представителей получателей дохода от целевого капитала, жертвователей (их представителей), граждан и представителей юридических лиц, имеющих заслуги перед обществом, авторитет и (или) достижения в области деятельности, соответствующей целям деятельности некоммерческой организации. В состав совета по использованию целевого капитала не могут входить два и более лица, являющиеся представителями одного юридического лица или представителями разных юридических лиц, являющихся аффилированными лицами. Данное ограничение не распространяется на представителей некоммерческой организации - собственника целевого капитала. Представители некоммерческой организации - собственника целевого капитала могут составлять не более одной трети состава совета по использованию целевого капитала.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"6.8. Избирательная комиссия при проведении проверки сведений о том, является ли кандидат иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, обязан сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию в течение десяти дней, а если представление избирательной комиссии поступило за десять и менее дней до дня голосования, - в срок, установленный избирательной комиссией.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"6.8. Избирательная комиссия при проведении проверки сведений о том, является ли кандидат иностранным агентом либо кандидатом, аффилированным с иностранным агентом, обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, обязан сообщить о результатах проверки в избирательную комиссию в течение десяти дней, а если представление избирательной комиссии поступило за десять и менее дней до дня голосования, - в срок, установленный избирательной комиссией.
Статья: Экспорт идеологии терроризма при продвижении геополитических интересов: миграционные потоки, финансовая и информационная поддержка
(Белхароев Х.У.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Раскрыто, что терроризм видоизменился, его на государственном уровне используют при захвате политической власти суверенных государств. Выявлено, что увеличению общего количества экстремистски настроенных граждан в обществе способствуют проблемы низкого уровня жизни населения, социально-экономические, политические кризисы, аффилированность органов государственной власти и бизнес-структур, тоталитарные и авторитарные режимы.
(Белхароев Х.У.)
("Миграционное право", 2025, N 3)Раскрыто, что терроризм видоизменился, его на государственном уровне используют при захвате политической власти суверенных государств. Выявлено, что увеличению общего количества экстремистски настроенных граждан в обществе способствуют проблемы низкого уровня жизни населения, социально-экономические, политические кризисы, аффилированность органов государственной власти и бизнес-структур, тоталитарные и авторитарные режимы.
"Законодательство о банкротстве: преемственность и новации: монография"
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)С 15 июля 2022 года круг лиц, в отношении которых мораторий на возбуждение дел о банкротстве не применяется, был расширен: к ним отнесены также должники из утверждаемого Правительством РФ перечня лиц, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" <14> и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <15>, а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <16> и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" <17>, касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц. Указанные должники включались в упомянутый перечень по мотивированному предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного лица субъекта РФ, в котором зарегистрировано или на территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо <18>.
(Абдуллаева П.Р., Бандурина Н.В., Воронина Ю.М. и др.)
(отв. ред. С.А. Карелина, И.В. Фролов)
("Юстицинформ", 2023)С 15 июля 2022 года круг лиц, в отношении которых мораторий на возбуждение дел о банкротстве не применяется, был расширен: к ним отнесены также должники из утверждаемого Правительством РФ перечня лиц, деятельность которых регулируется Федеральным законом "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" <14> и (или) Федеральным законом "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" <15>, а также положениями, предусмотренными Федеральным законом "О некоммерческих организациях" <16> и (или) Законом Российской Федерации "О средствах массовой информации" <17>, касающимися лиц, выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными лицами указанных лиц. Указанные должники включались в упомянутый перечень по мотивированному предложению руководителя федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее лицо, или высшего должностного лица субъекта РФ, в котором зарегистрировано или на территории которого осуществляет деятельность соответствующее лицо <18>.
Статья: О некоторых вопросах формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности
(Миславская Н.А.)
("Аудитор", 2024, N 9)Известно, что состав заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности весьма обширен: акционеры, реальные и потенциальные инвесторы, аффилированные лица, кредиторы, контрагенты, различные государственные органы, некоммерческие организации, общественность, рядовые сотрудники организации и представители менеджмента высшего и среднего звена и т.д. С изменениями условий хозяйствования, общественно-экономических отношений этот состав может пополняться или сокращаться. Неизменным остается только то, что каждый пользователь априори преследует исключительно свои собственные интересы.
(Миславская Н.А.)
("Аудитор", 2024, N 9)Известно, что состав заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности весьма обширен: акционеры, реальные и потенциальные инвесторы, аффилированные лица, кредиторы, контрагенты, различные государственные органы, некоммерческие организации, общественность, рядовые сотрудники организации и представители менеджмента высшего и среднего звена и т.д. С изменениями условий хозяйствования, общественно-экономических отношений этот состав может пополняться или сокращаться. Неизменным остается только то, что каждый пользователь априори преследует исключительно свои собственные интересы.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Саморегулируемая организация оценщиков (далее - СРОО) - некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона об оценке, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Саморегулируемая организация оценщиков (далее - СРОО) - некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона об оценке, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.
Готовое решение: Как АО осуществляет учет и раскрывает информацию об аффилированных лицах
(КонсультантПлюс, 2025)Полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) аффилированного лица
(КонсультантПлюс, 2025)Полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) аффилированного лица
Готовое решение: Как ООО осуществляет учет и раскрывает информацию об аффилированных лицах
(КонсультантПлюс, 2025)Полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) аффилированного лица
(КонсультантПлюс, 2025)Полное фирменное наименование (для коммерческой организации) или наименование (для некоммерческой организации) или фамилия, имя, отчество (последнее при наличии) аффилированного лица
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)В частности, в одном из дел апелляционным судом был отклонен довод о недобросовестности контрагента ввиду его участия в одной некоммерческой организации с директором общества, однако кассация направила дело на новое рассмотрение с указанием на необходимость дополнительной оценки указанного вопроса с учетом всех обстоятельств дела (передачи в аренду всего имущества общества по цене, значительно ниже ранее заключенных обществом аналогичных договоров) <1>.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)В частности, в одном из дел апелляционным судом был отклонен довод о недобросовестности контрагента ввиду его участия в одной некоммерческой организации с директором общества, однако кассация направила дело на новое рассмотрение с указанием на необходимость дополнительной оценки указанного вопроса с учетом всех обстоятельств дела (передачи в аренду всего имущества общества по цене, значительно ниже ранее заключенных обществом аналогичных договоров) <1>.
Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Согласно законодательному подходу устанавливается, что "руководствование депутатом своими личными интересами или личными интересами своего аффилированного лица означает выступление с законодательной инициативой, представление проекта постановления, заявления или послания Национального Собрания, представление предложений по вопросу, введенному в обращение в Национальном Собрании, а также выступление на заседании Национального Собрания или его комиссии, обращение с вопросами или участие в голосовании, которые хотя сами по себе и являются законными, однако депутату известно или он обязан знать, что они приводят или способствуют либо в разумных пределах могут приводить или способствовать также: 1) улучшению его имущественного или правового положения либо имущественного или правового положения его аффилированного лица; 2) улучшению имущественного или правового положения некоммерческой организации, членом которой является депутат либо его аффилированное лицо; 3) улучшению имущественного или правового положения коммерческой организации с участием депутата либо его аффилированного лица; 4) назначению на должность его аффилированного лица; 5) избранию или назначению на должность, за исключением должностей, связанных с осуществлением полномочий или функций Национального Собрания или его органов, а также его выступления в качестве кандидата на избираемую Национальным Собранием должность".
(Старостина И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 1)Согласно законодательному подходу устанавливается, что "руководствование депутатом своими личными интересами или личными интересами своего аффилированного лица означает выступление с законодательной инициативой, представление проекта постановления, заявления или послания Национального Собрания, представление предложений по вопросу, введенному в обращение в Национальном Собрании, а также выступление на заседании Национального Собрания или его комиссии, обращение с вопросами или участие в голосовании, которые хотя сами по себе и являются законными, однако депутату известно или он обязан знать, что они приводят или способствуют либо в разумных пределах могут приводить или способствовать также: 1) улучшению его имущественного или правового положения либо имущественного или правового положения его аффилированного лица; 2) улучшению имущественного или правового положения некоммерческой организации, членом которой является депутат либо его аффилированное лицо; 3) улучшению имущественного или правового положения коммерческой организации с участием депутата либо его аффилированного лица; 4) назначению на должность его аффилированного лица; 5) избранию или назначению на должность, за исключением должностей, связанных с осуществлением полномочий или функций Национального Собрания или его органов, а также его выступления в качестве кандидата на избираемую Национальным Собранием должность".
Статья: Оказание помощи противнику в деятельности, заведомо направленной против безопасности РФ (ст. 276.1 УК РФ): вопросы уголовной ответственности и освобождения от нее
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Иностранная организация - это любое юридическое лицо неправительственного характера, преследующее абсолютно разные цели своей деятельности (коммерческие, некоммерческие) и аффилированное с иностранным государством, т.е. созданное на его территории и в соответствии с его законодательством <2> (например, созданные в США украинские некоммерческие организации Razom for Ukraine <3>, "Украинская национальная женская лига Америки", "Новая Украина", "Украинско-американский координационный совет", United Help Ukraine и "Клых" <4>). Международной организацией признается межправительственная или неправительственная организация, созданная на основании международного договора (например, НАТО, Европейский союз).
(Власенко В.В.)
("Уголовное право", 2025, N 9)Иностранная организация - это любое юридическое лицо неправительственного характера, преследующее абсолютно разные цели своей деятельности (коммерческие, некоммерческие) и аффилированное с иностранным государством, т.е. созданное на его территории и в соответствии с его законодательством <2> (например, созданные в США украинские некоммерческие организации Razom for Ukraine <3>, "Украинская национальная женская лига Америки", "Новая Украина", "Украинско-американский координационный совет", United Help Ukraine и "Клых" <4>). Международной организацией признается межправительственная или неправительственная организация, созданная на основании международного договора (например, НАТО, Европейский союз).
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- являться государственной корпорацией, то есть не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- являться государственной корпорацией, то есть не имеющей членства некоммерческой организацией, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.