Аффилированность и заинтересованность
Подборка наиболее важных документов по запросу Аффилированность и заинтересованность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 127 "Конкурсный управляющий" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)""Кассатором не представлено каких-либо конкретных бесспорных доказательств наличия препятствий для утверждения конкурсным управляющим ООО "Энергетик-Б" кандидатуры арбитражного управляющего Соловьевой О.В., в том числе наличия ее аффилированности, заинтересованности с кредиторами, должником, либо наличии иных препятствий для утверждения конкурсным управляющим должника.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 4 "Определение основных понятий" Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках""Между тем, действующее законодательство о банкротстве не содержит положений, согласно которым заинтересованность (аффилированность) лица является самостоятельным основанием для отказа во включении в реестр требований кредиторов либо основанием для понижения очередности удовлетворения требований аффилированных (связанных) кредиторов по гражданским обязательствам, не являющихся корпоративными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)С 01.01.2017 законодатель отказался от такого критерия отнесения сделки к сделкам с заинтересованностью, как аффилированность. Решение представляется полностью оправданным, поскольку широту определения сделок с заинтересованностью с учетом применявшихся ранее положений о группах лицах и аффилированных лицах и исключительно формальный подход законодателя необходимо было устранить. В новой редакции закон использует понятие контролирующего лица для обозначения фигуры, которая, в частности, может быть признана заинтересованной в совершении сделки.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)С 01.01.2017 законодатель отказался от такого критерия отнесения сделки к сделкам с заинтересованностью, как аффилированность. Решение представляется полностью оправданным, поскольку широту определения сделок с заинтересованностью с учетом применявшихся ранее положений о группах лицах и аффилированных лицах и исключительно формальный подход законодателя необходимо было устранить. В новой редакции закон использует понятие контролирующего лица для обозначения фигуры, которая, в частности, может быть признана заинтересованной в совершении сделки.
Статья: Аффилированность как презумпция недобросовестности контрагента по крупным, "заинтересованным" и "вредным" сделкам
(Кухарь А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как аффилированность влияет на оспаривание сделок
(Кухарь А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Как аффилированность влияет на оспаривание сделок
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)С целью повышения и автоматизации внутреннего финансового контроля, обеспечения устойчивости, прозрачности финансовой системы государства, доступа к информации о состоянии общественных финансов внедрена информационно-аналитическая система Федерального казначейства. Данная система состоит из: информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (КПЭ), системы мониторинга и анализа государственных и муниципальных закупок, витрины данных и мобильного решения. Внедрение информационной системы Федеральным казначейством решает две глобальные задачи публичного финансового контроля: повышение оперативности и эффективности принятия управленческих решений и мониторинга и контроля за реализацией таких решений, что также способствует рациональному использованию бюджетных средств и обеспечению удовлетворения публичного интереса при реализации стоящих перед государством, субъектами РФ и муниципальными образованиями задач; с другой стороны, осуществляется общественный публичный контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления в связи с прозрачностью их деятельности. Системы КПЭ позволяют в автоматизированном режиме анализировать на предмет эффективности расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы при размещении и исполнении государственного и муниципального заказа. КПЭ, реализуя бюджетный мониторинг и аудит эффективности проведения закупок, позволяет на стадии предварительного внутреннего финансового (бюджетного) контроля обеспечить обоснованный прогноз закупок, эффективнее их спланировать. Инновационные технологии дают возможность осуществлять комплексный подход при проведении бюджетного мониторинга, более эффективно исполнять бюджетные обязательства, предупреждать совершение сделок с аффилированными и заинтересованными лицами, сделать выбор контрагентов более прозрачным и объективным при заключении государственных контрактов. Автоматизация аналитических и статистических отчетов позволяет получать объективную информацию и своевременно реагировать путем проведения проверок для предотвращения нецелевого использования бюджетных средств.
"Крупные сделки и сделки с заинтересованностью. Итоги реформы"
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)- равным образом у контрагента отсутствует обязанность по изучению дополнительных документов о деятельности общества: не требуется изучение применительно к сделкам с заинтересованностью списков аффилированных лиц, контролирующих и подконтрольных лиц контрагента, устава общества; применительно к крупным сделкам - изучение бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности и влияния сделки на деятельность контрагента.
(отв. ред. А.А. Кузнецов)
("Статут", 2024)- равным образом у контрагента отсутствует обязанность по изучению дополнительных документов о деятельности общества: не требуется изучение применительно к сделкам с заинтересованностью списков аффилированных лиц, контролирующих и подконтрольных лиц контрагента, устава общества; применительно к крупным сделкам - изучение бухгалтерской отчетности контрагента для целей определения балансовой стоимости его активов, видов его деятельности и влияния сделки на деятельность контрагента.
Статья: Во благо или во вред: пожертвования должника в период подозрительности
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 4)- наличие связанности, заинтересованности, аффилированности между жертвователем и благополучателем;
(Плешанова О.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2023, N 4)- наличие связанности, заинтересованности, аффилированности между жертвователем и благополучателем;
Статья: Обособленные споры о признании недействительными сделок в делах о банкротстве юридических лиц
("Арбитражный управляющий", 2023, N 3)Надлежит всесторонне исследовать обстоятельства совершения оспариваемой сделки: ее субъектный состав (заинтересованность, аффилированность сторон сделки), характеристику отчуждаемого имущества (его количество, состояние, ликвидность, период экспозиции и т.п.), (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 305-ЭС18-8671(2), от 27.09.2021 N 306-ЭС19-5887(3)).
("Арбитражный управляющий", 2023, N 3)Надлежит всесторонне исследовать обстоятельства совершения оспариваемой сделки: ее субъектный состав (заинтересованность, аффилированность сторон сделки), характеристику отчуждаемого имущества (его количество, состояние, ликвидность, период экспозиции и т.п.), (определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.02.2019 N 305-ЭС18-8671(2), от 27.09.2021 N 306-ЭС19-5887(3)).
Готовое решение: Как составить договор купли-продажи автомобиля между юридическими лицами
(КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора купли-продажи автомобиля с аффилированным лицом нужно учитывать, что такой договор может оказаться сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность. Это связано с тем, что большинство лиц, признаваемых аффилированными, также являются лицами, которые согласно п. 1 ст. 81 Закона об АО или п. 1 ст. 45 Закона об ООО могут иметь заинтересованность в заключаемой сделке.
(КонсультантПлюс, 2025)При заключении договора купли-продажи автомобиля с аффилированным лицом нужно учитывать, что такой договор может оказаться сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность. Это связано с тем, что большинство лиц, признаваемых аффилированными, также являются лицами, которые согласно п. 1 ст. 81 Закона об АО или п. 1 ст. 45 Закона об ООО могут иметь заинтересованность в заключаемой сделке.
Статья: "Власть договора" в корпоративных объединениях в "креативной" экономике
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Прежде всего, речь идет о нормах об аффилированности, заинтересованности в сделках, что при перекрестном владении, а значит, и взаимопроникновении представителей заинтересованных в реализации совместных проектов хозяйственных обществ в органы управления друг друга существенно затрудняет процедуры принятия корпоративных решений.
(Самойлов И.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Прежде всего, речь идет о нормах об аффилированности, заинтересованности в сделках, что при перекрестном владении, а значит, и взаимопроникновении представителей заинтересованных в реализации совместных проектов хозяйственных обществ в органы управления друг друга существенно затрудняет процедуры принятия корпоративных решений.
Статья: Порядок утверждения арбитражного управляющего
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, кредиторам следует провести проверку отсутствия заинтересованности, аффилированности арбитражного управляющего с должником и кредиторами. Сделать это, в частности, можно путем анализа сведений из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/index.html).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, кредиторам следует провести проверку отсутствия заинтересованности, аффилированности арбитражного управляющего с должником и кредиторами. Сделать это, в частности, можно путем анализа сведений из ЕГРЮЛ (https://egrul.nalog.ru/index.html).
Статья: Частные случаи оспаривания сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами
(Колчина Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Довольно часто объектом оспаривания становятся разрешенные законом действия третьих лиц по исполнению обязательств за должника. В данном случае предметом доказывания является факт выбытия имущества или права требования из конкурсной массы должника или напротив исполнения обязательств должника за счет имущества третьего лица. Немаловажно также установление цели, преследуемой третьим лицом, финансовой возможности третьего лица погасить задолженность должника, добросовестность контрагентов, их аффилированность (заинтересованность) и т.д. К сожалению, не всегда судебная практика отвечает установленным стандартам, существующую проблематику поднимают П.В. Шумов, Д.А. Беззубиков в ряде научных статей. Они обращают внимание на отсутствие единообразной практики в делах, связанных с оспариванием действий третьих лиц по погашению задолженности должника. Кроме прочего, авторы категорично подчеркивают, что суды устанавливают только факт уменьшения конкурсной массы без исследования прочих имеющих существенное значение для рассмотрения дела обстоятельств, в том числе добросовестности третьего лица и контрагентов [19, с. 232]. Вместе с тем все же стоит отметить наличие положительной тенденции, складывающейся в правоприменительной практике в последнее время, в рамках которой арбитражные суды переходят к всестороннему исследованию обстоятельств каждого обособленного спора. При этом помимо установленных выше обстоятельств, суды так же обращают внимание на целесообразность погашения задолженности, возможность исполнения обязательства, в том числе соблюдение правил, установленных в процедуре банкротства <19>.
(Колчина Е.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 3)Довольно часто объектом оспаривания становятся разрешенные законом действия третьих лиц по исполнению обязательств за должника. В данном случае предметом доказывания является факт выбытия имущества или права требования из конкурсной массы должника или напротив исполнения обязательств должника за счет имущества третьего лица. Немаловажно также установление цели, преследуемой третьим лицом, финансовой возможности третьего лица погасить задолженность должника, добросовестность контрагентов, их аффилированность (заинтересованность) и т.д. К сожалению, не всегда судебная практика отвечает установленным стандартам, существующую проблематику поднимают П.В. Шумов, Д.А. Беззубиков в ряде научных статей. Они обращают внимание на отсутствие единообразной практики в делах, связанных с оспариванием действий третьих лиц по погашению задолженности должника. Кроме прочего, авторы категорично подчеркивают, что суды устанавливают только факт уменьшения конкурсной массы без исследования прочих имеющих существенное значение для рассмотрения дела обстоятельств, в том числе добросовестности третьего лица и контрагентов [19, с. 232]. Вместе с тем все же стоит отметить наличие положительной тенденции, складывающейся в правоприменительной практике в последнее время, в рамках которой арбитражные суды переходят к всестороннему исследованию обстоятельств каждого обособленного спора. При этом помимо установленных выше обстоятельств, суды так же обращают внимание на целесообразность погашения задолженности, возможность исполнения обязательства, в том числе соблюдение правил, установленных в процедуре банкротства <19>.