Адвокат депутат
Подборка наиболее важных документов по запросу Адвокат депутат (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционно-судебная оценка пробелов в правовом регулировании
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Кроме того, Конституционный Суд обращает внимание на различие пробела и квалифицированного умолчания законодателя, когда определенные общественные отношения намеренно оставляются вне рамок правовой регламентации. Разрешая дело о проверке конституционности абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать должности в системе публичной власти, Конституционный Суд отметил: "...действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Причем с учетом конституционных требований соразмерности налагаемых ограничений и определенности правового регулирования это должно расцениваться не как пробел в определении правовых последствий, наступающих применительно к избранию адвоката депутатом представительного органа муниципального образования и осуществлению им депутатских полномочий на непостоянной основе, а как квалифицированное умолчание, свидетельствующее о том, что на осуществление полномочий депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе положение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не распространяется и, соответственно, не предполагает запрета адвокату совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением им полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе" (Постановление от 18 июля 2019 г. N 29-П).
(Игнатенко В.В., Петров А.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 5)Кроме того, Конституционный Суд обращает внимание на различие пробела и квалифицированного умолчания законодателя, когда определенные общественные отношения намеренно оставляются вне рамок правовой регламентации. Разрешая дело о проверке конституционности абз. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которому адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать должности в системе публичной власти, Конституционный Суд отметил: "...действующее законодательное регулирование позволяет утверждать, что законодатель не предусматривает каких-либо правовых последствий замещения муниципальной должности адвокатом для его адвокатского статуса в случае, если он избран депутатом представительного органа муниципального образования и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Причем с учетом конституционных требований соразмерности налагаемых ограничений и определенности правового регулирования это должно расцениваться не как пробел в определении правовых последствий, наступающих применительно к избранию адвоката депутатом представительного органа муниципального образования и осуществлению им депутатских полномочий на непостоянной основе, а как квалифицированное умолчание, свидетельствующее о том, что на осуществление полномочий депутата представительного органа местного самоуправления на непостоянной основе положение абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не распространяется и, соответственно, не предполагает запрета адвокату совмещать адвокатскую деятельность с осуществлением им полномочий депутата представительного органа муниципального образования на непостоянной основе" (Постановление от 18 июля 2019 г. N 29-П).
Статья: Авто угнали. Что с налогом?
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Справочно. Иногда на практике возникают трудности в разграничении угона и кражи, отмечают адвокаты. Что касается депутатов, то они несколько лет назад предлагали признать утратившей силу ст. 166 об угонах. По их мнению, одни и те же действия могут трактовать по-разному в зависимости от того, успел ли злоумышленник реализовать автомобиль. А если не успел, то это обычно угон без цели хищения. Впрочем, своего они не добились, статья до сих пор действует.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 7)Справочно. Иногда на практике возникают трудности в разграничении угона и кражи, отмечают адвокаты. Что касается депутатов, то они несколько лет назад предлагали признать утратившей силу ст. 166 об угонах. По их мнению, одни и те же действия могут трактовать по-разному в зависимости от того, успел ли злоумышленник реализовать автомобиль. А если не успел, то это обычно угон без цели хищения. Впрочем, своего они не добились, статья до сих пор действует.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Статья 19.1. Выезд из Российской Федерации лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, адвокатов осуществляется с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (его территориального органа) и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки. Порядок такого уведомления определяется Президентом Российской Федерации.
(ред. от 23.07.2025)
"О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"Статья 19.1. Выезд из Российской Федерации лиц, замещающих должности, предусмотренные Перечнем должностей, при замещении которых лица считаются допущенными к государственной тайне, а также осведомленных в сведениях особой важности или совершенно секретных сведениях сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, депутатов законодательных органов субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований, адвокатов осуществляется с предварительным уведомлением федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности (его территориального органа) и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области внешней разведки. Порядок такого уведомления определяется Президентом Российской Федерации.
Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
(ред. от 01.04.2025)
"Об оперативно-розыскной деятельности"Органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений.
Статья: Муниципально-правовая культура российского общества: современное состояние и основные направления развития
(Баринов Э.Э.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Не вдаваясь в данном случае в общетеоретические аспекты проблемы, касающиеся в том числе того, на кого накладываются соответствующие ограничения - на представителя местной власти или же на члена адвокатского объединения - и с какой стороны должна последовать соответствующая реакция, отметим: сам исходный тезис о том, что адвокату запрещена работа в органах местной власти и тем более на непостоянной основе, вызывает вполне обоснованные возражения. Недостаток уровня муниципально-правовой культуры, выражающийся в отсутствии специальных юридических знаний, у представителей местной власти и без того достаточно очевиден, чтобы усугублять его подобными запретами, а соответствующий федеральный закон необходимо было изменять не в сторону абсолютизации ограничений, а в сторону их смягчения. Неслучайно в своем Особом мнении судья КС РФ Н.С. Бондарь отметил, что соответствующее совмещение статусов не нарушает принцип равноправия адвокатов, а совершенствование правового регулирования данной проблемы должно основываться "не на дискреции федерального законодателя, предполагающей возможность в том числе запрета на совмещение статусов адвоката и неосвобожденного депутата местного самоуправления, а на установлении эффективных механизмов недопущения, преодоления конфликтов интересов в процессе взаимодействия институтов адвокатуры и местного самоуправления" <14>. Однако законодатель пошел по пути еще большего ужесточения запрета. Как показывает практика, применение соответствующих положений закона сегодня идет не только по линии адвокатских объединений, но и по линии соответствующих избиркомов, которые лишают победителей права получить свои депутатские мандаты за то, что они своевременно не приостановили свои полномочия в адвокатских объединениях.
(Баринов Э.Э.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 7)Не вдаваясь в данном случае в общетеоретические аспекты проблемы, касающиеся в том числе того, на кого накладываются соответствующие ограничения - на представителя местной власти или же на члена адвокатского объединения - и с какой стороны должна последовать соответствующая реакция, отметим: сам исходный тезис о том, что адвокату запрещена работа в органах местной власти и тем более на непостоянной основе, вызывает вполне обоснованные возражения. Недостаток уровня муниципально-правовой культуры, выражающийся в отсутствии специальных юридических знаний, у представителей местной власти и без того достаточно очевиден, чтобы усугублять его подобными запретами, а соответствующий федеральный закон необходимо было изменять не в сторону абсолютизации ограничений, а в сторону их смягчения. Неслучайно в своем Особом мнении судья КС РФ Н.С. Бондарь отметил, что соответствующее совмещение статусов не нарушает принцип равноправия адвокатов, а совершенствование правового регулирования данной проблемы должно основываться "не на дискреции федерального законодателя, предполагающей возможность в том числе запрета на совмещение статусов адвоката и неосвобожденного депутата местного самоуправления, а на установлении эффективных механизмов недопущения, преодоления конфликтов интересов в процессе взаимодействия институтов адвокатуры и местного самоуправления" <14>. Однако законодатель пошел по пути еще большего ужесточения запрета. Как показывает практика, применение соответствующих положений закона сегодня идет не только по линии адвокатских объединений, но и по линии соответствующих избиркомов, которые лишают победителей права получить свои депутатские мандаты за то, что они своевременно не приостановили свои полномочия в адвокатских объединениях.
Статья: Дела частного обвинения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, особая процедура привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц установлена гл. 52 УПК РФ. Она применяется, в частности, в отношении депутатов, прокуроров, судей, следователей, адвокатов, членов избирательных комиссий. Решение о возбуждении уголовного дела частного обвинения в отношении указанных лиц принимается с согласия органов, указанных в ст. 448 УПК РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, особая процедура привлечения к уголовной ответственности отдельных категорий лиц установлена гл. 52 УПК РФ. Она применяется, в частности, в отношении депутатов, прокуроров, судей, следователей, адвокатов, членов избирательных комиссий. Решение о возбуждении уголовного дела частного обвинения в отношении указанных лиц принимается с согласия органов, указанных в ст. 448 УПК РФ.
Статья: Взаимодействие органов предварительного расследования и суда. Статья 1. Уголовно-судебное право о следствии предварительном и судебном: о доверии общества к результатам предварительного расследования вообще и о формах коммуникации между следователем и судом
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Применительно к процессу уголовная политика давно изучается: следователем ОВД (1974 - 1980 годы), адвокатом (1980 - 1993 годы), депутатом Государственной Думы (первого, второго и третьего созывов, 1994 - 2003 годы), сенатором Российской Федерации (2004 - 2020 годы), заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики СПБГУ (1998 - 2021 годы), главным научным сотрудником ИГПАН, проф. А.И. Александровым <37> (р. 1952).
(Колоколов Н.А.)
("Уголовное судопроизводство", 2025, N 3)Применительно к процессу уголовная политика давно изучается: следователем ОВД (1974 - 1980 годы), адвокатом (1980 - 1993 годы), депутатом Государственной Думы (первого, второго и третьего созывов, 1994 - 2003 годы), сенатором Российской Федерации (2004 - 2020 годы), заведующим кафедрой уголовного процесса и криминалистики СПБГУ (1998 - 2021 годы), главным научным сотрудником ИГПАН, проф. А.И. Александровым <37> (р. 1952).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Следует заметить, что негласное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью - оно возможно, но лишь на бесконтрактной основе.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Органам, осуществляющим ОРД, запрещается использовать конфиденциальное содействие по контракту депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных представителей официально зарегистрированных религиозных объединений. Следует заметить, что негласное сотрудничество с указанной категорией лиц не исключается полностью - оно возможно, но лишь на бесконтрактной основе.