Административный штраф и пандемия
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный штраф и пандемия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 18.8 КоАП РФВыводы основаны на практике, сформированной до введения ограничений на принятие решений об административном выдворении и приостановления Главным Государственным санитарным врачом действия режима изоляции по прибытии в РФ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности привлечения лиц к административной ответственности, связанные с внесенными изменениями в статьи КоАП РФ в период распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в Российской Федерации в 2020 г. (статья, занявшая третье место на V Всероссийском конкурсе студенческих работ по административному праву и процессу)
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ключевые слова: административная ответственность, коронавирусная инфекция (COVID-19), пандемия, Кодекс об административных правонарушениях, административный штраф, полиция, сотрудники ОВД.
(Семенова А.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ключевые слова: административная ответственность, коронавирусная инфекция (COVID-19), пандемия, Кодекс об административных правонарушениях, административный штраф, полиция, сотрудники ОВД.
Статья: Актуальные вопросы приоритета специальных норм в административно-деликтном и уголовном законах
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)В отличие от ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, где есть предупреждение, нижний порог санкции названной нормы для граждан представляет собой административный штраф в размере 15 000 руб., уплата которого в условиях вызванного той же пандемией коронавируса экономического кризиса для значительного числа наших сограждан может оказаться неподъемной, а при попытке его принудительного взыскания могут возникнуть социальные волнения.
(Смоляков П.Н.)
("Законность", 2021, N 2)В отличие от ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП, где есть предупреждение, нижний порог санкции названной нормы для граждан представляет собой административный штраф в размере 15 000 руб., уплата которого в условиях вызванного той же пандемией коронавируса экономического кризиса для значительного числа наших сограждан может оказаться неподъемной, а при попытке его принудительного взыскания могут возникнуть социальные волнения.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)На основе анализа диспозиции ст. 20.6.1 КоАП РФ следует отметить, что, помимо ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на той территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, указанная норма предусматривает административную ответственность и за результат вышеназванных действий, а именно за причинение вреда здоровью человека или имуществу в том случае, когда подобные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не являются повторным невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности <8>. Указанные составы административных правонарушений отличаются видами и размерами наказаний: если за неисполнение соответствующих правил поведения предусматривается возможность предупреждения, то в случае возникновения вышеназванных негативных последствий данного вида наказания уже не предусмотрено, и, помимо общих для обоих составов правонарушений наказания в виде штрафа, закрепляется применение дисквалификации для должностных лиц, а также приостановление деятельности для юридических лиц.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)На основе анализа диспозиции ст. 20.6.1 КоАП РФ следует отметить, что, помимо ответственности за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на той территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, указанная норма предусматривает административную ответственность и за результат вышеназванных действий, а именно за причинение вреда здоровью человека или имуществу в том случае, когда подобные действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не являются повторным невыполнением правил поведения при введении режима повышенной готовности <8>. Указанные составы административных правонарушений отличаются видами и размерами наказаний: если за неисполнение соответствующих правил поведения предусматривается возможность предупреждения, то в случае возникновения вышеназванных негативных последствий данного вида наказания уже не предусмотрено, и, помимо общих для обоих составов правонарушений наказания в виде штрафа, закрепляется применение дисквалификации для должностных лиц, а также приостановление деятельности для юридических лиц.
Статья: Обязательная вакцинация: правомерность и правовые риски
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Общие принципы, сформулированные в том постановлении, лучше разбирать на примере мер, применяемых в условиях пандемии коронавируса. Пока предлагается предусмотреть обязательную вакцинацию некоторых категорий граждан, которые работают в определенных секторах экономики, например в здравоохранении, сфере торговли и общественного питания. Представляет интерес эпизод с допуском посетителей в кафе и рестораны при наличии прививки или отрицательного теста. Более жесткие, интрузивные, меры, такие как административные штрафы или всеобщий карантин, применявшиеся ранее, отсутствуют. Отказ ЕСПЧ рассматривать по существу проблему карантина, поставленную в жалобе против Румынии, свидетельствует о том, что Суд дает национальным властям широкое поле усмотрения при выборе средств защиты от пандемии с учетом особенностей каждой конкретной ситуации.
(Дедов Д., Джагарян А., Кузнецов Д., Касиев Д., Архипов Д., Ковтуненко Н., Аппак М., Мырсина А.)
("Закон", 2021, N 7)Общие принципы, сформулированные в том постановлении, лучше разбирать на примере мер, применяемых в условиях пандемии коронавируса. Пока предлагается предусмотреть обязательную вакцинацию некоторых категорий граждан, которые работают в определенных секторах экономики, например в здравоохранении, сфере торговли и общественного питания. Представляет интерес эпизод с допуском посетителей в кафе и рестораны при наличии прививки или отрицательного теста. Более жесткие, интрузивные, меры, такие как административные штрафы или всеобщий карантин, применявшиеся ранее, отсутствуют. Отказ ЕСПЧ рассматривать по существу проблему карантина, поставленную в жалобе против Румынии, свидетельствует о том, что Суд дает национальным властям широкое поле усмотрения при выборе средств защиты от пандемии с учетом особенностей каждой конкретной ситуации.
Статья: Практика и проблематика привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ на примере решения Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 12 августа 2021 г. по делу N 12-1303/2021
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Вывод. Примененное налоговым органом наказание в виде административного штрафа в некоторых случаях в судебном порядке возможно изменить на предупреждение, и это совершенно законно с точки зрения судов.
(Денисов А., Мацукова Т.)
("Административное право", 2021, N 4)Вывод. Примененное налоговым органом наказание в виде административного штрафа в некоторых случаях в судебном порядке возможно изменить на предупреждение, и это совершенно законно с точки зрения судов.
Статья: Особенности правоприменительной практики по уголовным делам, обусловленные распространением коронавирусной инфекции
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)О. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ), т.е. за нанесение побоев. Штраф должником так и не был оплачен. Во время пандемии коронавирусной инфекции несовершеннолетний сын О. Дима игнорировал требования родителей находиться дома и гулял на улице. Когда в 23.00 Дима вернулся домой, то О. взял ремень из искусственной кожи и нанес сыну побои. Суд признал О. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116.1, ст. 116.1 УК РФ <15>.
(Савин П.Т.)
("Российский следователь", 2021, N 4)О. был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <14> (далее - КоАП РФ), т.е. за нанесение побоев. Штраф должником так и не был оплачен. Во время пандемии коронавирусной инфекции несовершеннолетний сын О. Дима игнорировал требования родителей находиться дома и гулял на улице. Когда в 23.00 Дима вернулся домой, то О. взял ремень из искусственной кожи и нанес сыну побои. Суд признал О. виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 116.1, ст. 116.1 УК РФ <15>.
Статья: Актуальные вопросы привлечения к административной ответственности в Российской Федерации
(Дугенец А.С., Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Анализируя практику привлечения к административной ответственности за последние несколько лет, особое внимание следует уделить наказаниям, которые назначаются за правонарушения. В данном контексте отметим сохранение тенденции наиболее частого использования среди административных наказаний - штрафа, что объективно обусловлено его распространенностью в санкциях административно-правовых норм. Однако помимо стремительного роста количества назначаемых штрафов (в 2020 г. - 4 244 580, в 2021 г. - 4 715 763, за 1-е полугодие 2022 г. - 2 132 104) увеличивается и количество административных дел, рассмотренных за неуплату штрафов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Так, например, в 2021 г. было рассмотрено 2 010 948 таких дел, а в 2020 г. - 1 703 888 дел. Подобная тенденция связана со сложностями экономического развития российского государства, которые наблюдаются после пандемии и в условиях санкций со стороны зарубежных стран, что, безусловно, влияет на уровень благосостояния населения и его платежеспособность. Однако на распространение подобной противоправной практики также способны повлиять нарушения, совершаемые сотрудниками компетентных органов в рамках административного производства <8>.
(Дугенец А.С., Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Анализируя практику привлечения к административной ответственности за последние несколько лет, особое внимание следует уделить наказаниям, которые назначаются за правонарушения. В данном контексте отметим сохранение тенденции наиболее частого использования среди административных наказаний - штрафа, что объективно обусловлено его распространенностью в санкциях административно-правовых норм. Однако помимо стремительного роста количества назначаемых штрафов (в 2020 г. - 4 244 580, в 2021 г. - 4 715 763, за 1-е полугодие 2022 г. - 2 132 104) увеличивается и количество административных дел, рассмотренных за неуплату штрафов по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ. Так, например, в 2021 г. было рассмотрено 2 010 948 таких дел, а в 2020 г. - 1 703 888 дел. Подобная тенденция связана со сложностями экономического развития российского государства, которые наблюдаются после пандемии и в условиях санкций со стороны зарубежных стран, что, безусловно, влияет на уровень благосостояния населения и его платежеспособность. Однако на распространение подобной противоправной практики также способны повлиять нарушения, совершаемые сотрудниками компетентных органов в рамках административного производства <8>.
Статья: Специфика правового регулирования туризма в период пандемии
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)<35> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)<35> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 04.02.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: "Скажите спасибо, что не дали срок": почему бизнес все чаще попадает под административные статьи
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Но большим штрафам должны противопоставляться возможности для защиты:
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Но большим штрафам должны противопоставляться возможности для защиты:
Статья: Охрана и защита прав предпринимателей в контрольно-надзорной сфере
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)По данным индекса административного давления <4>, до пандемии самая позитивная динамика была характерна для Роспотребнадзора. Выросла доля предупреждений по итогам проверок (с 11,9 до 15,1%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством (более чем на 400 млн руб.), а доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок, уменьшилась (до 15%).
(Невидайло Л.К., Рябов А.А.)
("Закон", 2021, N 5)По данным индекса административного давления <4>, до пандемии самая позитивная динамика была характерна для Роспотребнадзора. Выросла доля предупреждений по итогам проверок (с 11,9 до 15,1%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством (более чем на 400 млн руб.), а доля дел об административных правонарушениях, возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок, уменьшилась (до 15%).
Статья: Возможности и перспективы внедрения систем автоматического распознавания лица человека в процесс раскрытия и расследования преступлений
(Сретенцев А.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 1)Так, например, в средствах массовой информации встречаются упоминания о выписанных москвичам в период пандемии штрафах за нарушение режима самоизоляции, уровень погрешности в которых определялся на уровне 20 - 22%. При этом рассмотрение вопроса о наложении административного штрафа проходило в упрощенном порядке, на основании постановления <11>.
(Сретенцев А.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 1)Так, например, в средствах массовой информации встречаются упоминания о выписанных москвичам в период пандемии штрафах за нарушение режима самоизоляции, уровень погрешности в которых определялся на уровне 20 - 22%. При этом рассмотрение вопроса о наложении административного штрафа проходило в упрощенном порядке, на основании постановления <11>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В Докладе Россельхознадзора за 2020 г. (сформированном еще не на основе ключевых и индикативных показателей) раздел "Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)" начинается с указания количества проведенных плановых и внеплановых проверок, общей суммы наложенных административных штрафов и общей суммы уплаченных (взысканных) административных штрафов. В 2020 г. за одну проверку налагалось 16 968 тыс. руб. штрафов, а в 2019 г. - 14 304 тыс. Свидетельствует ли это о повышении эффективности контроля (надзора)? Чем обусловлено такое снижение этого показателя? Возможно, снижение интенсивности проверок компенсировалось выбором более строгих наказаний за выявленные нарушения. А возможно, все гораздо проще - в соответствующие статьи КоАП РФ были внесены изменения, увеличившие размеры административных штрафов. Учитывая, что снижение количества проверок и наложенных штрафов стало результатом моратория на проверки, введенного в связи с пандемией, эти данные ничего не говорят ни об эффективности, ни о результативности контрольно-надзорной деятельности.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В Докладе Россельхознадзора за 2020 г. (сформированном еще не на основе ключевых и индикативных показателей) раздел "Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)" начинается с указания количества проведенных плановых и внеплановых проверок, общей суммы наложенных административных штрафов и общей суммы уплаченных (взысканных) административных штрафов. В 2020 г. за одну проверку налагалось 16 968 тыс. руб. штрафов, а в 2019 г. - 14 304 тыс. Свидетельствует ли это о повышении эффективности контроля (надзора)? Чем обусловлено такое снижение этого показателя? Возможно, снижение интенсивности проверок компенсировалось выбором более строгих наказаний за выявленные нарушения. А возможно, все гораздо проще - в соответствующие статьи КоАП РФ были внесены изменения, увеличившие размеры административных штрафов. Учитывая, что снижение количества проверок и наложенных штрафов стало результатом моратория на проверки, введенного в связи с пандемией, эти данные ничего не говорят ни об эффективности, ни о результативности контрольно-надзорной деятельности.