Административный арест несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Административный арест несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 3.9 "Административный арест" КоАП РФС учетом этого, назначение М. административного наказания в виде ареста не нарушает законных интересов несовершеннолетнего ребенка, у которого согласно представленной копии свидетельства о рождении имеется отец."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 17 "Права подозреваемых и обвиняемых" Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений""Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013 года N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995 года N ЮЗ-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних") (п. 2 постановления)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу реализации идеи экономии административной репрессии в отношении несовершеннолетних лиц
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Следует подчеркнуть, что КДНиЗП имеет юрисдикционные полномочия на назначение двух (предупреждение и административный штраф) из десяти, предусмотренных КоАП РФ, видов административных наказаний. Остальные восемь (напомним, что административный арест не применяется к несовершеннолетним лицам) являются прерогативой суда, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ комиссия может передать материалы дела об административном правонарушении, касающиеся несовершеннолетних, на рассмотрение судьи. Такая правовая позиция подтверждается судебной практикой <3>.
(Кострова О.В., Шухарева А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Следует подчеркнуть, что КДНиЗП имеет юрисдикционные полномочия на назначение двух (предупреждение и административный штраф) из десяти, предусмотренных КоАП РФ, видов административных наказаний. Остальные восемь (напомним, что административный арест не применяется к несовершеннолетним лицам) являются прерогативой суда, поэтому в соответствии с ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ комиссия может передать материалы дела об административном правонарушении, касающиеся несовершеннолетних, на рассмотрение судьи. Такая правовая позиция подтверждается судебной практикой <3>.
Статья: Понятие и содержание принципа гуманизма в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)- запрет административного ареста женщин, имеющих малолетних детей, беременных женщин, несовершеннолетних и инвалидов I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)- запрет административного ареста женщин, имеющих малолетних детей, беременных женщин, несовершеннолетних и инвалидов I и II групп (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ);
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы.
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания"Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены законодательством об административных правонарушениях, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами и представляют собой в том числе доставление, привод, конвоирование, перевод (направление) осужденного в иное исправительное учреждение, другое перемещение, например, к местам проведения следственных действий или судебных заседаний либо в медицинские организации, а также административное задержание, административный арест, дисциплинарный арест, помещение в специальное учреждение иностранного гражданина (лица без гражданства), подлежащего административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел либо в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, задержание, заключение под стражу и содержание под стражей, арест, лишение свободы.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Поскольку административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности за правонарушение, допускающее наложение ареста, должен проверить наличие данных обстоятельств.
Статья: Нормы-дефиниции в законодательстве Российской Федерации об административных правонарушениях
(Мотрович И.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)9) лицо, подвергнутое административному аресту, - физическое лицо, подвергнутое административному наказанию в виде административного ареста и отбывающее его в месте, определяемом органом внутренних дел;
(Мотрович И.Д.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)9) лицо, подвергнутое административному аресту, - физическое лицо, подвергнутое административному наказанию в виде административного ареста и отбывающее его в месте, определяемом органом внутренних дел;
Статья: Пранки, треш-стримы и другие новые формы девиантных действий, совершаемых в погоне за популярностью: проблемы квалификации
(Капитонова Е.А.)
("Уголовное право", 2024, N 2)Единственной нормой Особенной части российского Уголовного кодекса, применимой к участникам тренингов по пикапу за их публичные приставания к девушкам в рамках упражнений, представляется ст. 135 УК РФ. Домогательства в общественных местах, однако, уголовно наказуемы лишь в случае несовершеннолетнего возраста потерпевшей. Если же жертва оказалась старше 16 лет, пикаперу даже за публичное хватание за ягодицы под хохот коллег, снимающих происходящее на видео для последующего отчета тренеру, грозит в худшем случае небольшой штраф в размере до 1 000 руб. либо административный арест на срок до 15 суток за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ).
(Капитонова Е.А.)
("Уголовное право", 2024, N 2)Единственной нормой Особенной части российского Уголовного кодекса, применимой к участникам тренингов по пикапу за их публичные приставания к девушкам в рамках упражнений, представляется ст. 135 УК РФ. Домогательства в общественных местах, однако, уголовно наказуемы лишь в случае несовершеннолетнего возраста потерпевшей. Если же жертва оказалась старше 16 лет, пикаперу даже за публичное хватание за ягодицы под хохот коллег, снимающих происходящее на видео для последующего отчета тренеру, грозит в худшем случае небольшой штраф в размере до 1 000 руб. либо административный арест на срок до 15 суток за мелкое хулиганство (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ).
Статья: Старейший нотариус г. Вятки Эрмингельд Петрович Свенторжецкий
(Рафиков А.М.)
("Нотариус", 2022, N 7)<11> Николай Эрмингельдович Свенторжецкий родился в Вятке 21 июля 1875 г. Учился в кадетском корпусе, служил в армии, участвовал в Русско-японской войне 1904 - 1905 гг. В 1906 г. демобилизован. В 1914 - 1918 гг. вновь служил в армии в казачьих войсках: участник Первой мировой войны и Брусиловского прорыва. Семейное положение: жена - домохозяйка и две дочери (замужем), сын. С 1918 г. жил в Вятке, был секретарем губсобеса (1918), потом - инструктором и зав. инструкторским отделом всеобуча при губвоенкомате (1918 - 1920), начальником отдела спорта и допризывной подготовки 1-го Вятского полка (1920 - 1921), в комиссии по делам несовершеннолетних (1921 - 1922), на различных административно-технических должностях на Вятском спиртзаводе (1922 - 1924), был продавцом в винных лавках, поденным рабочим, зав. подвалом готового разлива при спиртзаводе (1926 - 1927; 1929 - 1931), зав. контрольно-семенной лабораторией Областного земельного отдела (1931 - 1938). 26 августа 1938 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации (ст. 58, п. 10, ч. 1, УК РСФСР). 23 марта 1939 г. осужден Кировским облсудом на 3 года лишения свободы. Умер в заключении. 17 марта 1992 г. реабилитирован прокуратурой Кировской области как подпадающий под действие ст. 3 и ст. 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. (Материал предоставлен из личного архива начальника отдела использования архивных документов Государственного архива социально-политической истории Кировской области В.С. Жаравина).
(Рафиков А.М.)
("Нотариус", 2022, N 7)<11> Николай Эрмингельдович Свенторжецкий родился в Вятке 21 июля 1875 г. Учился в кадетском корпусе, служил в армии, участвовал в Русско-японской войне 1904 - 1905 гг. В 1906 г. демобилизован. В 1914 - 1918 гг. вновь служил в армии в казачьих войсках: участник Первой мировой войны и Брусиловского прорыва. Семейное положение: жена - домохозяйка и две дочери (замужем), сын. С 1918 г. жил в Вятке, был секретарем губсобеса (1918), потом - инструктором и зав. инструкторским отделом всеобуча при губвоенкомате (1918 - 1920), начальником отдела спорта и допризывной подготовки 1-го Вятского полка (1920 - 1921), в комиссии по делам несовершеннолетних (1921 - 1922), на различных административно-технических должностях на Вятском спиртзаводе (1922 - 1924), был продавцом в винных лавках, поденным рабочим, зав. подвалом готового разлива при спиртзаводе (1926 - 1927; 1929 - 1931), зав. контрольно-семенной лабораторией Областного земельного отдела (1931 - 1938). 26 августа 1938 г. арестован по обвинению в антисоветской агитации (ст. 58, п. 10, ч. 1, УК РСФСР). 23 марта 1939 г. осужден Кировским облсудом на 3 года лишения свободы. Умер в заключении. 17 марта 1992 г. реабилитирован прокуратурой Кировской области как подпадающий под действие ст. 3 и ст. 5 Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18 октября 1991 г. (Материал предоставлен из личного архива начальника отдела использования архивных документов Государственного архива социально-политической истории Кировской области В.С. Жаравина).
Статья: Пикетирование
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- вовлечение несовершеннолетнего в участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 30 000 до 50 000 руб., или обязательные работы на срок от 20 до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на должностных лиц - от 50 000 до 100 000 руб.; на юридических лиц - от 250 000 до 500 000 руб. (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ);
Статья: Сравнительно-правовой анализ института административного наказания в действующем Кодексе об административных правонарушениях и в Проекте нового Кодекса об административных правонарушениях
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Укажем, что расширенный перечень лиц также будет характерен для применения административного наказания в виде ареста с добавлением категории несовершеннолетних и лиц, имеющих заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих для назначения такого вида наказания. Подобные изменения, на взгляд автора, важны с учетом социального положения многих категорий лиц, а также правового статуса лиц особой категории, обеспечивающих безопасность, охрану и защиту интересов государства.
(Чернышенко И.Г., Киселев А.С.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 3)Укажем, что расширенный перечень лиц также будет характерен для применения административного наказания в виде ареста с добавлением категории несовершеннолетних и лиц, имеющих заболевание, указанное в перечне заболеваний, препятствующих для назначения такого вида наказания. Подобные изменения, на взгляд автора, важны с учетом социального положения многих категорий лиц, а также правового статуса лиц особой категории, обеспечивающих безопасность, охрану и защиту интересов государства.
Статья: Влияние административно-правовых стимулов на административную деликтность, состоящую в незаконном обороте и потреблении наркотиков
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В отличие от лишения свободы наказание в виде административного ареста, заключающееся в содержании нарушителя законодательства об административной ответственности в условиях изоляции от общества, с меньшим пониманием встречается в правоприменительной практике. Несмотря на его исключительность и ряд ограничений применения (в том числе в отношении беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с инвалидностью I и II групп и др.), довольно часто ставится вопрос о целесообразности реализации административного ареста для целей административно-деликтного законодательства <8>. В то же время нужно понимать, что правовые лишения, возникающие в результате применения этого вида административного наказания, должны оправдываться публичным интересом охраны прав и свобод граждан. Нелишним будет напомнить, что руководящим принципом при выборе средств осуществления правосудия, в том числе административного, должна быть соразмерность. На это, к примеру, обращается внимание в ежегодных докладах международного органа сотрудничества в сфере контроля за оборотом наркотиков <9>.
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 11)В отличие от лишения свободы наказание в виде административного ареста, заключающееся в содержании нарушителя законодательства об административной ответственности в условиях изоляции от общества, с меньшим пониманием встречается в правоприменительной практике. Несмотря на его исключительность и ряд ограничений применения (в том числе в отношении беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с инвалидностью I и II групп и др.), довольно часто ставится вопрос о целесообразности реализации административного ареста для целей административно-деликтного законодательства <8>. В то же время нужно понимать, что правовые лишения, возникающие в результате применения этого вида административного наказания, должны оправдываться публичным интересом охраны прав и свобод граждан. Нелишним будет напомнить, что руководящим принципом при выборе средств осуществления правосудия, в том числе административного, должна быть соразмерность. На это, к примеру, обращается внимание в ежегодных докладах международного органа сотрудничества в сфере контроля за оборотом наркотиков <9>.
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<3> В частности, лиц, отбывающих административный арест, находящихся в дежурных частях органов внутренних дел, центрах временного содержания иностранных граждан, несовершеннолетних правонарушителей, изоляторах временного содержания.
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<3> В частности, лиц, отбывающих административный арест, находящихся в дежурных частях органов внутренних дел, центрах временного содержания иностранных граждан, несовершеннолетних правонарушителей, изоляторах временного содержания.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что нормами процессуального закона не установлена обязанность административного истца представлять в суд медицинские документы, свидетельствующие о возможности пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания и отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. К тому же в действующем законодательстве не определен перечень заболеваний, препятствующих пребыванию несовершеннолетних в центре временного содержания. Правительством Российской Федерации утвержден лишь Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде административного ареста <1>, в который входят любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и/или заразные для окружающих, злокачественные новообразования IV стадии и другие заболевания, а также заболевания, травмы и отравления, не включенные в Перечень, но требующие оказания экстренной медицинской помощи. Процедура обязательного медицинского освидетельствования предусмотрена законом только для случаев направления несовершеннолетнего в учебные учреждения закрытого типа.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что нормами процессуального закона не установлена обязанность административного истца представлять в суд медицинские документы, свидетельствующие о возможности пребывания несовершеннолетнего в центре временного содержания и отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья. К тому же в действующем законодательстве не определен перечень заболеваний, препятствующих пребыванию несовершеннолетних в центре временного содержания. Правительством Российской Федерации утвержден лишь Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания в виде административного ареста <1>, в который входят любые острые инфекционные заболевания в тяжелой стадии и/или заразные для окружающих, злокачественные новообразования IV стадии и другие заболевания, а также заболевания, травмы и отравления, не включенные в Перечень, но требующие оказания экстренной медицинской помощи. Процедура обязательного медицинского освидетельствования предусмотрена законом только для случаев направления несовершеннолетнего в учебные учреждения закрытого типа.
Статья: Основные подходы к определению видов административных наказаний, применяемых к лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях: отечественный и зарубежный опыт
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Необходимо обратить внимание и на наличие запретов и ограничений, связанных с назначением отдельных видов административных наказаний, назначаемых лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Например, общественные работы в Республике Беларусь не могут быть назначены лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, беременным женщинам и лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидам I и II группы, а административный арест - беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющим уход за престарелыми лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста <11>.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Необходимо обратить внимание и на наличие запретов и ограничений, связанных с назначением отдельных видов административных наказаний, назначаемых лицам, вовлекающим несовершеннолетних в участие в несанкционированных публичных мероприятиях. Например, общественные работы в Республике Беларусь не могут быть назначены лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, беременным женщинам и лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, инвалидам I и II группы, а административный арест - беременным женщинам, женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей, лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы либо осуществляющим уход за престарелыми лицами, достигшими восьмидесятилетнего возраста <11>.