Административные правонарушения против порядка управления
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные правонарушения против порядка управления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ (п. 5 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ (п. 5 Постановления Пленума N 15).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
(ред. от 17.11.2025)2. Неоднократное несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, сопряженное с совершением данным лицом административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 11.5, либо статьей 11.9, либо статьей 12.8, либо статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Все административные правонарушения против порядка управления, имеющие формальный состав, подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Любое административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7.13 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок управления (представление отчетности в таможенный орган). Совершенное правонарушителем деяние посягает напрямую на интересы государства, так как искажает статистику взаимной торговли, лишает таможенный орган возможности своевременно и качественно выполнить возложенную на него международным соглашением обязанность по формированию и представлению статистических данных Евразийской экономической комиссии. При этом освобождение лица, совершившего пусть небольшое, но все-таки правонарушение, от наказания порождает чувство безнаказанности и пренебрежительного отношения к закону и правоприменителю <19>.
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Все административные правонарушения против порядка управления, имеющие формальный состав, подрывают основы государственности, нарушают нормальное функционирование государственных институтов. Любое административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.7.13 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок управления (представление отчетности в таможенный орган). Совершенное правонарушителем деяние посягает напрямую на интересы государства, так как искажает статистику взаимной торговли, лишает таможенный орган возможности своевременно и качественно выполнить возложенную на него международным соглашением обязанность по формированию и представлению статистических данных Евразийской экономической комиссии. При этом освобождение лица, совершившего пусть небольшое, но все-таки правонарушение, от наказания порождает чувство безнаказанности и пренебрежительного отношения к закону и правоприменителю <19>.
Статья: Уголовно-правовые основы оперативно-разыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)- неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных судом, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 ст. 11.5, либо ст. 11.9, либо ст. 12.8, либо ст. 12.26 КоАП РФ.
(Бабушкин А.А.)
("Российский следователь", 2024, N 10)- неоднократное несоблюдение поднадзорным лицом административных ограничения или ограничений, установленных судом, сопряженное с совершением административного правонарушения против порядка управления (за исключением административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.24 КоАП РФ), либо административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, либо административного правонарушения, предусмотренного частью 7 ст. 11.5, либо ст. 11.9, либо ст. 12.8, либо ст. 12.26 КоАП РФ.
Статья: Ответственность за воспрепятствование проверкам антимонопольного органа при выявлении ограничивающих конкуренцию соглашений (новелла российского законодательства)
(Карсанов З.И.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)После принятия Федерального закона от 08.08.2024 N 262-ФЗ <9> с 19.08.2024 вступила в силу ст. 19.4.3 КоАП, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения антиконкурентного соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность проведения или завершения проверки. Эта статья также относится к административным правонарушениям против порядка управления.
(Карсанов З.И.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)После принятия Федерального закона от 08.08.2024 N 262-ФЗ <9> с 19.08.2024 вступила в силу ст. 19.4.3 КоАП, предусматривающая ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица антимонопольного органа по проведению проверок соблюдения требования о запрете заключения антиконкурентного соглашения или уклонение от таких проверок, если это повлекло за собой невозможность проведения или завершения проверки. Эта статья также относится к административным правонарушениям против порядка управления.
Статья: Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)С нашей точки зрения, БПВС должно быть непосредственно названо в ст. 263 УК РФ (например, в ч. 1.1) в качестве одного из предметов предусмотренного ею преступления. С другой стороны, использование БПЛА способно повышать общественную опасность ряда тяжких и особо тяжких преступлений. О возможностях использования воздушных беспилотников для совершения противоправных деяний (в данном случае - административного правонарушения против порядка управления) можно судить, например, по делу, имевшему место в Воронежской области, когда рядом с запретной зоной участка N 2 ФКУ ИК-1 УФСИН России был задержан Т., который находился в салоне своего автомобиля и дистанционно управлял беспилотным летательным аппаратом - квадрокоптером. Указанный аппарат в момент задержания находился в воздухе на высоте около 2 м и двигался в сторону ФКУ ИК-1, к нему были прикреплены свертки с телефонами сотовой связи <33>.
(Кочои С.М.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 7)С нашей точки зрения, БПВС должно быть непосредственно названо в ст. 263 УК РФ (например, в ч. 1.1) в качестве одного из предметов предусмотренного ею преступления. С другой стороны, использование БПЛА способно повышать общественную опасность ряда тяжких и особо тяжких преступлений. О возможностях использования воздушных беспилотников для совершения противоправных деяний (в данном случае - административного правонарушения против порядка управления) можно судить, например, по делу, имевшему место в Воронежской области, когда рядом с запретной зоной участка N 2 ФКУ ИК-1 УФСИН России был задержан Т., который находился в салоне своего автомобиля и дистанционно управлял беспилотным летательным аппаратом - квадрокоптером. Указанный аппарат в момент задержания находился в воздухе на высоте около 2 м и двигался в сторону ФКУ ИК-1, к нему были прикреплены свертки с телефонами сотовой связи <33>.
Статья: Деликтизация нарушения лицом ограничений и невыполнения обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре
(Лесик В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)а) законодатель закрепил связь между основаниями установления административного надзора и различными видами преступлений и административных правонарушений, которые совершаются лицом повторно (неоднократно) (например, преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, двух и более преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ; повторного в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ);
(Лесик В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)а) законодатель закрепил связь между основаниями установления административного надзора и различными видами преступлений и административных правонарушений, которые совершаются лицом повторно (неоднократно) (например, преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, двух и более преступлений, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ; повторного в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) посягающих на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) предусмотренных ч. 7 ст. 11.5, и (или) ст. 11.9, и (или) ст. 12.8, и (или) ст. 12.26 КоАП РФ);
Статья: О некоторых проблемах административного правонарушения (на примере Республики Саха (Якутия))
(Корякин И.И., Сергеева Н.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)1. Административные правонарушения совершаются при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии в основном по гл. 19 "Административные правонарушения против порядка управления"), согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
(Корякин И.И., Сергеева Н.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)1. Административные правонарушения совершаются при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии в основном по гл. 19 "Административные правонарушения против порядка управления"), согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Статья: Привлечение к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 314.1 УК
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2023, N 6)Статьей 314.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора, в частности за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в установленный срок либо самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, а также за неоднократное несоблюдение административных ограничений, сопряженное с совершением лицом административного правонарушения против порядка управления или посягающего на общественный порядок и общественную безопасность либо предусмотренного ч. 7 ст. 11.5 или ст. ст. 11.9, 12.8 и 12.26 КоАП РФ.
(Флегентова О.С., Гайфулин Р.И.)
("Законность", 2023, N 6)Статьей 314.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от административного надзора, в частности за неприбытие без уважительных причин к избранному месту жительства или пребывания в установленный срок либо самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства или пребывания, а также за неоднократное несоблюдение административных ограничений, сопряженное с совершением лицом административного правонарушения против порядка управления или посягающего на общественный порядок и общественную безопасность либо предусмотренного ч. 7 ст. 11.5 или ст. ст. 11.9, 12.8 и 12.26 КоАП РФ.
Статья: Аналитический обзор судебных дел, рассмотренных с участием антимонопольных органов
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)Эта позиция не всегда поддерживалась судами, и начала складываться практика о том, что поскольку ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> расположена в гл. 19 "Административные правонарушения против порядка управления", то срок давности при привлечении к административной ответственности по ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания антимонопольного органа составляет два месяца <3>.
(Вовкивская Л.В., Савостина Е.В.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2021, N 4)Эта позиция не всегда поддерживалась судами, и начала складываться практика о том, что поскольку ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <2> расположена в гл. 19 "Административные правонарушения против порядка управления", то срок давности при привлечении к административной ответственности по ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания антимонопольного органа составляет два месяца <3>.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Указанные правонарушения относятся к категории административных правонарушений против порядка управления. Особенность административных правонарушений против порядка управления заключается в том, что их общим (родовым) объектом являются урегулированные нормами права общественные отношения, в которых государством установлен определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Указанные правонарушения относятся к категории административных правонарушений против порядка управления. Особенность административных правонарушений против порядка управления заключается в том, что их общим (родовым) объектом являются урегулированные нормами права общественные отношения, в которых государством установлен определенный порядок реализации прав и обязанностей гражданами, должностными лицами и юридическими лицами.
Статья: Обеспечение эффективности правового регулирования административной ответственности путем систематизации законодательства об административных правонарушениях
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Так, например, административная ответственность за правонарушения против порядка управления в области налогов и сборов предусмотрена в НК РФ для непосредственных участников налоговых правоотношений - налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций и иных лиц, а для их должностных лиц административная ответственность за те же самые административно-противоправные деяния в деятельности организаций, образующие составы административных правонарушений, установлена и применяется в специальных нормах КоАП РФ об административных правонарушениях в области налогов и сборов, хотя соответствующие составы вполне могли бы охватываться общими нормами КоАП РФ об административных правонарушениях против порядка управления. Это создает правовую основу для совершенно необоснованной разницы в подходах к установлению и применению административной ответственности за одни и те же противоправные деяния к разным субъектам, которые виновны в их совершении <18>.
(Петракова М.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Так, например, административная ответственность за правонарушения против порядка управления в области налогов и сборов предусмотрена в НК РФ для непосредственных участников налоговых правоотношений - налогоплательщиков, налоговых агентов, кредитных организаций и иных лиц, а для их должностных лиц административная ответственность за те же самые административно-противоправные деяния в деятельности организаций, образующие составы административных правонарушений, установлена и применяется в специальных нормах КоАП РФ об административных правонарушениях в области налогов и сборов, хотя соответствующие составы вполне могли бы охватываться общими нормами КоАП РФ об административных правонарушениях против порядка управления. Это создает правовую основу для совершенно необоснованной разницы в подходах к установлению и применению административной ответственности за одни и те же противоправные деяния к разным субъектам, которые виновны в их совершении <18>.