Административные нарушения в области трудового права
Подборка наиболее важных документов по запросу Административные нарушения в области трудового права (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.27.1 "Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации" КоАП РФ"Оснований для изменения размера административного штрафа не имеется, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на конституционные гарантии реализации трудовых прав граждан. Пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей и требований публичного права, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, в свою очередь, может повлечь вредные и тяжелые последствия для работников."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 396 "Исполнение решений о восстановлении на работе" Трудового кодекса РФ"Прокурор и суды установили нарушение управляющим статьи 396 ТК РФ, выразившееся в том, что он своевременно не принял решение о восстановлении Филипповой В.Н. на работе, чем допустил нарушение ее трудовых прав. Нарушение статьи 396 ТК РФ не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13. КоАП РФ; совершение иных действий, нарушающих законодательство о банкротстве, управляющему прокурором не вменялось. При таких обстоятельствах у судов отсутствовали основания для вывода о нарушении управляющим законодательства о банкротстве и привлечения его к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП в виде предупреждения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовая основа занятости населения и организационные основы противодействия нелегальной занятости
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)8. Сапфирова А.А. Неформальная занятость в агропромышленном комплексе: административная ответственность за нарушение трудовых прав работников / А.А. Сапфирова, Е.А. Любофеева // Теория и практика общественного развития. 2020. Вып. N 6. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2020/6/law/sapfirova-lyubofeyeva.pdf.
(Колобова С.В.)
("Современное право", 2024, N 8)8. Сапфирова А.А. Неформальная занятость в агропромышленном комплексе: административная ответственность за нарушение трудовых прав работников / А.А. Сапфирова, Е.А. Любофеева // Теория и практика общественного развития. 2020. Вып. N 6. URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2020/6/law/sapfirova-lyubofeyeva.pdf.
Статья: Принцип федерализма института административной ответственности через призму защиты трудовых прав граждан
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Как замечает А.С. Феофилактов, все административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, совершаются, как правило, умышленно. Неосторожность чаще имеет место в случаях допущения ошибок при оформлении трудовых правоотношений <5>.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2023, N 4)Как замечает А.С. Феофилактов, все административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, совершаются, как правило, умышленно. Неосторожность чаще имеет место в случаях допущения ошибок при оформлении трудовых правоотношений <5>.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с заявлением, в котором сообщается о признаках, указывающих на наличие события административного правонарушения в части нарушения трудовых прав гражданина, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, касающихся выплаты заработной платы и (или) иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;
(ред. от 31.07.2025)
"О несостоятельности (банкротстве)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)обращаться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с заявлением, в котором сообщается о признаках, указывающих на наличие события административного правонарушения в части нарушения трудовых прав гражданина, в отношении которого подано заявление о признании его банкротом, касающихся выплаты заработной платы и (или) иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;
Статья: Анализ главы 26 проекта КоАП РФ "Административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ"
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Вместе с тем, конечно, произведенная перегруппировка статей Особенной части КоАП РФ имеет под собой рациональную почву. Более того, ее достоинством является в большей степени казуальный характер формулирования правовых норм, что связано с осмыслением разработчиком двадцатилетней практики применения правовых норм КоАП РФ и законотворческого опыта внесения в него большого числа изменений, в том числе основывающихся на судебных решениях. В проектируемом виде Особенная часть ПКоАП РФ существенно уточняет видовую характеристику охраняемых административным законом объектов противоправных посягательств: в ней впервые обособляются в отдельные структурные единицы (главы разд. II) административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, семью и права несовершеннолетних, вещные и интеллектуальные права, затрагивающие области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оружия, сферы финансового рынка, государственного контроля и надзора и т.д. В особенности, учитывая сформировавшийся на протяжении последних десяти лет интерес к проблемам незаконного оборота и потребления наркотиков <5>, поддерживается обособление гл. 26, объединяющей административные правонарушения "в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ".
(Анисифорова М.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)Вместе с тем, конечно, произведенная перегруппировка статей Особенной части КоАП РФ имеет под собой рациональную почву. Более того, ее достоинством является в большей степени казуальный характер формулирования правовых норм, что связано с осмыслением разработчиком двадцатилетней практики применения правовых норм КоАП РФ и законотворческого опыта внесения в него большого числа изменений, в том числе основывающихся на судебных решениях. В проектируемом виде Особенная часть ПКоАП РФ существенно уточняет видовую характеристику охраняемых административным законом объектов противоправных посягательств: в ней впервые обособляются в отдельные структурные единицы (главы разд. II) административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, семью и права несовершеннолетних, вещные и интеллектуальные права, затрагивающие области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оружия, сферы финансового рынка, государственного контроля и надзора и т.д. В особенности, учитывая сформировавшийся на протяжении последних десяти лет интерес к проблемам незаконного оборота и потребления наркотиков <5>, поддерживается обособление гл. 26, объединяющей административные правонарушения "в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, инструментов и оборудования для их изготовления, а также их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений и их частей либо иных одурманивающих веществ".
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина отменила эти судебные акты. Согласившись с нижестоящими судами в выводе о недопустимости рассмотрения в порядке административного судопроизводства вопросов о понуждении административных органов к привлечению конкретных лиц к административной ответственности, Судебная коллегия все же указала, что, отказывая в принятии административного искового заявления в части признания незаконным бездействия территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, являющейся федеральным органом исполнительной власти, суды неверно определили предмет возникшего между сторонами спора, что повлекло неправильное применение норм процессуального законодательства Российской Федерации. Судебная коллегия обратила внимание на то, что гражданин обратился в суд в порядке административного судопроизводства, считая, что государственная инспекция труда допустила бездействие, выразившееся в непроведении проверки соблюдения его трудовых прав работодателем и наличия в действиях нанимателя состава административного правонарушения, то есть между сторонами возник спор по вопросу обязанности государственной инспекции труда проверить факты, изложенные в письменном обращении заявителя, поскольку административный ответчик фактически отказался проводить проверку, сославшись на отсутствие такого полномочия. Следовательно, такое бездействие соответствует предусмотренным в ст. 218 КАС РФ признакам и поэтому подлежит проверке в рамках административного судопроизводства. К тому же гл. 30 КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования в установленном им порядке каких-либо иных решений и действий, кроме постановлений по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не устанавливает правила обжалования бездействия должностных лиц, которые не рассмотрели по существу заявление о совершении лицом административного правонарушения. С учетом этого материал по административному иску гражданина в части признания незаконным бездействия государственной инспекции труда направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу по правилам административного судопроизводства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина отменила эти судебные акты. Согласившись с нижестоящими судами в выводе о недопустимости рассмотрения в порядке административного судопроизводства вопросов о понуждении административных органов к привлечению конкретных лиц к административной ответственности, Судебная коллегия все же указала, что, отказывая в принятии административного искового заявления в части признания незаконным бездействия территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, являющейся федеральным органом исполнительной власти, суды неверно определили предмет возникшего между сторонами спора, что повлекло неправильное применение норм процессуального законодательства Российской Федерации. Судебная коллегия обратила внимание на то, что гражданин обратился в суд в порядке административного судопроизводства, считая, что государственная инспекция труда допустила бездействие, выразившееся в непроведении проверки соблюдения его трудовых прав работодателем и наличия в действиях нанимателя состава административного правонарушения, то есть между сторонами возник спор по вопросу обязанности государственной инспекции труда проверить факты, изложенные в письменном обращении заявителя, поскольку административный ответчик фактически отказался проводить проверку, сославшись на отсутствие такого полномочия. Следовательно, такое бездействие соответствует предусмотренным в ст. 218 КАС РФ признакам и поэтому подлежит проверке в рамках административного судопроизводства. К тому же гл. 30 КоАП РФ не предусматривает возможность обжалования в установленном им порядке каких-либо иных решений и действий, кроме постановлений по делу об административном правонарушении и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, не устанавливает правила обжалования бездействия должностных лиц, которые не рассмотрели по существу заявление о совершении лицом административного правонарушения. С учетом этого материал по административному иску гражданина в части признания незаконным бездействия государственной инспекции труда направлен в суд первой инстанции для рассмотрения по существу по правилам административного судопроизводства.
Тематический выпуск: Трудовые отношения: вопросы и ответы
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 этой статьи и ст. 5.27.1 указанного Кодекса.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 5)Частью 1 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 3, 4 и 6 этой статьи и ст. 5.27.1 указанного Кодекса.