Административное задержание несовершеннолетнего
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное задержание несовершеннолетнего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Вина должностного лица органа власти, учреждения, предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)"...независимо от вины... должностных лиц [органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда - ред.] судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых... мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности... Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления... или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении... или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел... или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными... и др..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...независимо от вины... должностных лиц [органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда - ред.] судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых... мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности... Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления... или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении... или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел... или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными... и др..."
Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.10.2023 N 77-4675/2023 (УИД 50RS0005-01-2022-006814-63)
Приговор: По ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Постановление: Приговор изменен, исключена ссылка на протокол очной ставки в части показаний об обстоятельствах совершения в отношении потерпевшей преступления как на доказательство, подтверждающее виновность осужденной.Нарушений при задержании Ч. в порядке административного производства допущено, вопреки доводам жалобы, не было, несовершеннолетние дети Ч. были переданы близкому родственнику - ФИО21, являющейся детям родной бабушкой, а сам факт проведения в указанный период следственных действий не свидетельствует об их недопустимости, поскольку требования уголовно-процессуального законодательства не были нарушены.
Приговор: По ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).
Постановление: Приговор изменен, исключена ссылка на протокол очной ставки в части показаний об обстоятельствах совершения в отношении потерпевшей преступления как на доказательство, подтверждающее виновность осужденной.Нарушений при задержании Ч. в порядке административного производства допущено, вопреки доводам жалобы, не было, несовершеннолетние дети Ч. были переданы близкому родственнику - ФИО21, являющейся детям родной бабушкой, а сам факт проведения в указанный период следственных действий не свидетельствует об их недопустимости, поскольку требования уголовно-процессуального законодательства не были нарушены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Если ребенок в центр временного содержания не помещен, то вопрос о возможности обращения к немедленному исполнению решения суда по административному делу в случае, если задержание к несовершеннолетнему не применялось, разрешается судом по правилам, предусмотренным ст. 188 настоящего Кодекса. По просьбе административного истца суд может вынести данный вопрос на обсуждение в судебном заседании и обратить решение к немедленному исполнению в случае, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. К таким обстоятельствам, в частности, могут быть отнесены наличие угрозы жизни или здоровью ребенка, находящегося в социально опасном положении в случае, если он незамедлительно не будет помещен в центр временного содержания.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Если ребенок в центр временного содержания не помещен, то вопрос о возможности обращения к немедленному исполнению решения суда по административному делу в случае, если задержание к несовершеннолетнему не применялось, разрешается судом по правилам, предусмотренным ст. 188 настоящего Кодекса. По просьбе административного истца суд может вынести данный вопрос на обсуждение в судебном заседании и обратить решение к немедленному исполнению в случае, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам. К таким обстоятельствам, в частности, могут быть отнесены наличие угрозы жизни или здоровью ребенка, находящегося в социально опасном положении в случае, если он незамедлительно не будет помещен в центр временного содержания.
Статья: Сравнительно-правовой анализ условий содержания и обеспечения прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, подведомственных МВД России
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<23> Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления; условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством РФ; несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).
(Сабаева С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 12)<23> Помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления; условия содержания задержанных лиц, нормы питания и порядок оказания медицинской помощи таких лиц определяются Правительством РФ; несовершеннолетние, в отношении которых применено административное задержание, содержатся отдельно от взрослых лиц (ст. 27.6 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
(ред. от 04.11.2025)4. Об административном задержании несовершеннолетнего в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5. Решение суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, помещенного в центр временного содержания, подлежит немедленному исполнению. Вопрос о возможности обращения к немедленному исполнению решения суда по административному делу в случае, если задержание к несовершеннолетнему не применялось, разрешается судом по правилам, предусмотренным статьей 188 настоящего Кодекса.
(ред. от 31.07.2025)5. Решение суда по административному делу, связанному с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, помещенного в центр временного содержания, подлежит немедленному исполнению. Вопрос о возможности обращения к немедленному исполнению решения суда по административному делу в случае, если задержание к несовершеннолетнему не применялось, разрешается судом по правилам, предусмотренным статьей 188 настоящего Кодекса.
Статья: Особенности применения обеспечительных мер административного принуждения в отношении несовершеннолетних, совершивших правонарушения в области дорожного движения
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Ключевые слова: несовершеннолетний, меры обеспечения производства, меры принуждения, безопасность дорожного движения, административное правонарушение, доставление, задержание, транспортное средство.
(Занина Т.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Ключевые слова: несовершеннолетний, меры обеспечения производства, меры принуждения, безопасность дорожного движения, административное правонарушение, доставление, задержание, транспортное средство.
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Статья: Развитие института возмещения вреда, причиненного правоохранительными органами и судом (обсуждаем законопроект)
(Мядзелец О.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)В-четвертых, в пояснительной записке к законопроекту обращается внимание на то, что в судебной практике возникают трудности в применении норм ст. 1070 и ст. 1110 ГК РФ при незаконных административном задержании, задержании подозреваемого и помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел из-за отсутствия в законе прямого указания на право суда рассматривать иски о возмещении вреда вследствие незаконного применения указанных мер. И если законопроектом предусмотрено включение в названные нормы Гражданского кодекса РФ административного задержания и задержания подозреваемого, то в отношении помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел ни в пояснительной записке, ни в самом законопроекте более никаких положений не содержится.
(Мядзелец О.А.)
("Российский судья", 2021, N 10)В-четвертых, в пояснительной записке к законопроекту обращается внимание на то, что в судебной практике возникают трудности в применении норм ст. 1070 и ст. 1110 ГК РФ при незаконных административном задержании, задержании подозреваемого и помещении в центр временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел из-за отсутствия в законе прямого указания на право суда рассматривать иски о возмещении вреда вследствие незаконного применения указанных мер. И если законопроектом предусмотрено включение в названные нормы Гражданского кодекса РФ административного задержания и задержания подозреваемого, то в отношении помещения в центр временного содержания для несовершеннолетних органов внутренних дел ни в пояснительной записке, ни в самом законопроекте более никаких положений не содержится.
Вопрос: Какой установлен порядок помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если задержание к несовершеннолетнему не применялось, административное исковое заявление подается в суд органом внутренних дел по месту совершения общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим к моменту совершения этого деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в течение 1 месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении либо возникновения иных обстоятельств, являющихся в соответствии с федеральным законом основанием для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания (ч. 1, 2 ст. 285.6 КАС РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если задержание к несовершеннолетнему не применялось, административное исковое заявление подается в суд органом внутренних дел по месту совершения общественно опасного деяния несовершеннолетним, не достигшим к моменту совершения этого деяния возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в течение 1 месяца со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении либо возникновения иных обстоятельств, являющихся в соответствии с федеральным законом основанием для помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания (ч. 1, 2 ст. 285.6 КАС РФ).
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)К числу таких мер государственного принуждения отнесены, в частности: незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); производство в жилище обыска или выемки, признанных впоследствии незаконными (ст. 12 УПК РФ).
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)К числу таких мер государственного принуждения отнесены, в частности: незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления (ст. 91 УПК РФ); незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 27.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях); незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ст. 22 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"); производство в жилище обыска или выемки, признанных впоследствии незаконными (ст. 12 УПК РФ).
Статья: Комментарий к ст. 151 ГК РФ (компенсация морального вреда)
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Так, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ, возмещается за счет государства независимо от вины уполномоченных органов (п. 1 ст. 1070, ст. 1100 ГК РФ). К этой же группе относятся случаи незаконного применения любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления; незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении; незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; незаконное производство в жилище обыска или выемки) <105>.
(Громов А.А., Старцева Ю.В.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 1)Так, вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста или исправительных работ, возмещается за счет государства независимо от вины уполномоченных органов (п. 1 ст. 1070, ст. 1100 ГК РФ). К этой же группе относятся случаи незаконного применения любых иных мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности (незаконное задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления; незаконное административное задержание на срок не более 48 часов как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении; незаконное помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; незаконное производство в жилище обыска или выемки) <105>.