Административное расследование ккт
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное расследование ккт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Постановление Верховного Суда РФ от 29.08.2024 N 66-АД24-10-К8
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ за несоблюдение в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку сведения о содержании зарегистрированного в МВД обращения гражданина о нарушении требований законодательства, явившегося основанием для проведения проверки, а также о времени поступления данного обращения в правоохранительные органы, с учетом противоречий во времени проведения проверки, судами были оставлены без внимания.Как усматривается из рапорта старшего инспектора ОИК УВМ МВД России по Иркутской области Х. от 02 августа 2022 года, принятого в качестве одного из доказательств по рассматриваемому делу в отношении ИП Шеломенцева Д.В., в указанный день в 11 часов 00 минут в ходе проведения на основании КУСП ОП-6 МУ МВД России "Иркутское" N 13464 от 02 августа 2022 года сотрудниками отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Иркутской области проверки соблюдения миграционного законодательства на территории рынка "Китай-город" по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Челябинская, дом 25 "А", в павильоне N 5.45 выявлен гражданин КНР В. осуществлявший продажу товаров народного потребления (детскую верхнюю одежду). Постановлением судьи Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 03 августа 2022 года гражданин КНР В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении иностранным гражданином установленных в соответствии с федеральным законом ограничений на осуществление отдельных видов деятельности. В отношении ИП Шеломенцева Д.В. проводится административное расследование.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ за несоблюдение в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку сведения о содержании зарегистрированного в МВД обращения гражданина о нарушении требований законодательства, явившегося основанием для проведения проверки, а также о времени поступления данного обращения в правоохранительные органы, с учетом противоречий во времени проведения проверки, судами были оставлены без внимания.Как усматривается из рапорта старшего инспектора ОИК УВМ МВД России по Иркутской области Х. от 02 августа 2022 года, принятого в качестве одного из доказательств по рассматриваемому делу в отношении ИП Шеломенцева Д.В., в указанный день в 11 часов 00 минут в ходе проведения на основании КУСП ОП-6 МУ МВД России "Иркутское" N 13464 от 02 августа 2022 года сотрудниками отдела иммиграционного контроля УВМ ГУ МВД России по Иркутской области проверки соблюдения миграционного законодательства на территории рынка "Китай-город" по адресу: Иркутская область, город Иркутск, улица Челябинская, дом 25 "А", в павильоне N 5.45 выявлен гражданин КНР В. осуществлявший продажу товаров народного потребления (детскую верхнюю одежду). Постановлением судьи Куйбышевского районного суда города Иркутска Иркутской области от 03 августа 2022 года гражданин КНР В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в несоблюдении иностранным гражданином установленных в соответствии с федеральным законом ограничений на осуществление отдельных видов деятельности. В отношении ИП Шеломенцева Д.В. проводится административное расследование.
Постановление Верховного Суда РФ от 02.11.2015 N 305-АД15-8467 по делу N А40-176859/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку налоговые органы не обладают полномочиями по проверке ККТ в отношении кредитных организаций, а следовательно, принятое в результате такой проверки постановление о привлечении банка к административной ответственности является незаконным.Судами установлено, что по заявлению гражданина о наличии в действиях банка события административного правонарушения инспекцией возбуждено дело, в рамках которого установлено, что в помещении универсального магазина "Пятерочка" по адресу: г. Кострома, ул. Подлипаева, д. 21, осуществляется деятельность по приему платежей физических лиц наличными денежными средствами с использованием автономного автоматизированного платежного терминала N 9741524, не оборудованного встроенной контрольно-кассовой техникой.
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку налоговые органы не обладают полномочиями по проверке ККТ в отношении кредитных организаций, а следовательно, принятое в результате такой проверки постановление о привлечении банка к административной ответственности является незаконным.Судами установлено, что по заявлению гражданина о наличии в действиях банка события административного правонарушения инспекцией возбуждено дело, в рамках которого установлено, что в помещении универсального магазина "Пятерочка" по адресу: г. Кострома, ул. Подлипаева, д. 21, осуществляется деятельность по приему платежей физических лиц наличными денежными средствами с использованием автономного автоматизированного платежного терминала N 9741524, не оборудованного встроенной контрольно-кассовой техникой.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Казалось бы, проведение контрольных мероприятий не запрещено, контрольную закупку налоговые органы могут провести в рамках выездного обследования, на которое ограничение не распространяется. Это действительно так, но можно ли в такой правовой конструкции говорить о соблюдении принципа неотвратимости ответственности? До распространения действия законодательства о государственном контроле (надзоре) на оперативный контроль при поступлении жалобы клиента на неприменение продавцом ККТ с приложением необходимых доказательств (например, договора на оказание услуг, приходного кассового ордера) налоговые органы были вправе возбудить дело об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), а в рамках административного расследования запросить у банка выписку движения денежных средств, по результатам сличения документов выявить факт неприменения ККТ и привлечь виновное лицо к административной ответственности именно по факту, лежащему в основе жалобы клиента.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Казалось бы, проведение контрольных мероприятий не запрещено, контрольную закупку налоговые органы могут провести в рамках выездного обследования, на которое ограничение не распространяется. Это действительно так, но можно ли в такой правовой конструкции говорить о соблюдении принципа неотвратимости ответственности? До распространения действия законодательства о государственном контроле (надзоре) на оперативный контроль при поступлении жалобы клиента на неприменение продавцом ККТ с приложением необходимых доказательств (например, договора на оказание услуг, приходного кассового ордера) налоговые органы были вправе возбудить дело об административном правонарушении (п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ), а в рамках административного расследования запросить у банка выписку движения денежных средств, по результатам сличения документов выявить факт неприменения ККТ и привлечь виновное лицо к административной ответственности именно по факту, лежащему в основе жалобы клиента.
Статья: Знакомьтесь: кассовые проверки - версия 2022 года
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2022, N 10)После окончания контрольного мероприятия налоговики могут провести административное расследование по выявленным ККТ-нарушениям <23>. Его срок не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях - 2 месяцев) с момента возбуждения дела о правонарушении <24>. К примеру, в рамках такого расследования после проведенной контрольной закупки инспектор может запросить банковскую выписку по счетам компании (или ИП), а затем сравнить поступившую на расчетный счет сумму от физлиц с данными пробитых на безналичную оплату чеков. Расхождение в показателях не в пользу продавца расценят как неприменение ККТ и оштрафуют по полной, а не исходя из расчета по итогам контрольной закупки <25>.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2022, N 10)После окончания контрольного мероприятия налоговики могут провести административное расследование по выявленным ККТ-нарушениям <23>. Его срок не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях - 2 месяцев) с момента возбуждения дела о правонарушении <24>. К примеру, в рамках такого расследования после проведенной контрольной закупки инспектор может запросить банковскую выписку по счетам компании (или ИП), а затем сравнить поступившую на расчетный счет сумму от физлиц с данными пробитых на безналичную оплату чеков. Расхождение в показателях не в пользу продавца расценят как неприменение ККТ и оштрафуют по полной, а не исходя из расчета по итогам контрольной закупки <25>.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 25.09.2025 N БВ-7-10/828@
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"Контроль и надзор в сфере применения ККТ и полноты учета выручки
"О перечне документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы и подлежащих отправке на бумажном носителе при отсутствии возможности направления в электронном виде"Контроль и надзор в сфере применения ККТ и полноты учета выручки
<Письмо> ФНС России от 28.02.2017 N 2-6-07/0070@
"О направлении информации"При этом, меры по привлечению к административной ответственности могут быть приняты в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП без проведения внеплановой проверки, предусмотренной Федеральным законом N 294-ФЗ. Например, по результатам проведенного административного расследования, в ходе проведения проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки.
"О направлении информации"При этом, меры по привлечению к административной ответственности могут быть приняты в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП без проведения внеплановой проверки, предусмотренной Федеральным законом N 294-ФЗ. Например, по результатам проведенного административного расследования, в ходе проведения проверки применения контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки.
Статья: Наказывать за неприменение ККТ станут строже и... разнообразнее (об усилении ответственности за нарушения, связанные с неиспользованием кассовых аппаратов. Комментарий к Закону от 03.07.2016 N 290-ФЗ)
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2016, N 16)Кроме того, налоговые органы получили возможность проводить административное расследование по ККТ-нарушениям <7>. Его срок не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях - 2 месяцев) с момента возбуждения дела о правонарушении <8>.
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2016, N 16)Кроме того, налоговые органы получили возможность проводить административное расследование по ККТ-нарушениям <7>. Его срок не может превышать 1 месяца (в исключительных случаях - 2 месяцев) с момента возбуждения дела о правонарушении <8>.
Статья: Нарушения налоговыми органами требований административного процесса и оценка этих нарушений судами
(Долгополов О.И.)
("Налоговый вестник", 2008, N 5)- административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ, не относится к категории дел, по которым возможно осуществление административного расследования, поскольку факт неприменения контрольно-кассовой машины выявляется непосредственно в момент проверки и не требует дополнительных доказательств (Постановление ФАС Центрального округа от 20.01.2006 по делу N А62-4123/05).
(Долгополов О.И.)
("Налоговый вестник", 2008, N 5)- административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.5 КоАП РФ, не относится к категории дел, по которым возможно осуществление административного расследования, поскольку факт неприменения контрольно-кассовой машины выявляется непосредственно в момент проверки и не требует дополнительных доказательств (Постановление ФАС Центрального округа от 20.01.2006 по делу N А62-4123/05).
Статья: Споры с налоговой инспекцией при применении ККТ
(Савлюкова Ю.С.)
("Бухгалтерский учет", 2013, N 2)Например, предприятием при осуществлении наличных денежных расчетов не был выдан чек ККТ, но по требованию покупателя был выдан товарный чек (без номера). При проверке документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией ККТ, выяснилось, что на момент проверки ККТ не зарегистрирована в налоговом органе по месту осуществления деятельности обособленного подразделения организации. На момент проверки, а также в ходе проведения административного расследования в налоговый орган не предъявлены следующие документы: акт ввода в эксплуатацию ККТ, карточка регистрации ККТ, формуляр на ККТ. На основании этих обстоятельств было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали доводы инспекции.
(Савлюкова Ю.С.)
("Бухгалтерский учет", 2013, N 2)Например, предприятием при осуществлении наличных денежных расчетов не был выдан чек ККТ, но по требованию покупателя был выдан товарный чек (без номера). При проверке документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией ККТ, выяснилось, что на момент проверки ККТ не зарегистрирована в налоговом органе по месту осуществления деятельности обособленного подразделения организации. На момент проверки, а также в ходе проведения административного расследования в налоговый орган не предъявлены следующие документы: акт ввода в эксплуатацию ККТ, карточка регистрации ККТ, формуляр на ККТ. На основании этих обстоятельств было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого предприятие привлечено к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. Суды первой и апелляционной инстанций поддержали доводы инспекции.
"Правовые позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: избранные постановления за 2009 год с комментариями"
(под ред. А.А. Иванова)
("Статут", 2012)Следовательно, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что работники инспекции неправомерно провели фактически контрольную закупку товаров, находясь при исполнении служебных обязанностей. В силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Поэтому для рассматриваемых правоотношений не имеет правового значения последующий факт проведения административного расследования, необходимость которого также не подтверждена по настоящему делу и в ходе которого не были получены доказательства в установленном законом порядке, подтверждающие вину предпринимателя в неприменении контрольно-кассовой машины.
(под ред. А.А. Иванова)
("Статут", 2012)Следовательно, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что работники инспекции неправомерно провели фактически контрольную закупку товаров, находясь при исполнении служебных обязанностей. В силу ч. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. Поэтому для рассматриваемых правоотношений не имеет правового значения последующий факт проведения административного расследования, необходимость которого также не подтверждена по настоящему делу и в ходе которого не были получены доказательства в установленном законом порядке, подтверждающие вину предпринимателя в неприменении контрольно-кассовой машины.
Статья: За какие ошибки при использовании ККТ штрафуют налоговики
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2020, N 22)Внимание! В 2020 г. в связи с коронавирусной пандемией приостановлено проведение проверок ККТ. Однако налоговики предупредили, что они могут проводить административные расследования. А при поступлении в этом году жалоб от граждан о расчетах мимо кассы они используют такую информацию при проведении контрольных мероприятий после снятия "проверочного" моратория <8>. Поскольку срок давности привлечения к ответственности - год.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2020, N 22)Внимание! В 2020 г. в связи с коронавирусной пандемией приостановлено проведение проверок ККТ. Однако налоговики предупредили, что они могут проводить административные расследования. А при поступлении в этом году жалоб от граждан о расчетах мимо кассы они используют такую информацию при проведении контрольных мероприятий после снятия "проверочного" моратория <8>. Поскольку срок давности привлечения к ответственности - год.
"Контрольно-кассовая техника: новый порядок применения"
(Пархачева М.А., Шеленков С.Н., Каминская Н.Л.)
("Вершина", 2003)В соответствии с п.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, однако налоговый орган не доказал правомерности проведения административного расследования по нарушению, связанному с неприменением контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
(Пархачева М.А., Шеленков С.Н., Каминская Н.Л.)
("Вершина", 2003)В соответствии с п.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение, однако налоговый орган не доказал правомерности проведения административного расследования по нарушению, связанному с неприменением контрольно-кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.
Вопрос: Каков порядок проведения проверок по применению ККТ? Нужно ли при каждой проверке составлять акт и вносить запись в контрольный журнал о том, что была проведена проверка? Какие документы должен предъявлять проверяющий налоговый инспектор?
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973)Однократного нарушения требований Закона N 54-ФЗ достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ - акта, протоколов об административном правонарушении или определения о возбуждении административного расследования).
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 16.09.2011 N 17-26/089973)Однократного нарушения требований Закона N 54-ФЗ достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а в случае установления факта неприменения ККТ - акта, протоколов об административном правонарушении или определения о возбуждении административного расследования).
Статья: Порядок проведения проверок по применению ККТ
(Фролова О.А.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Отмечается, что однократного нарушения требований Закона о применении ККТ достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а при установлении факта неприменения ККТ - акта, протоколов или определения о возбуждении административного расследования).
(Фролова О.А.)
("Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1)Отмечается, что однократного нарушения требований Закона о применении ККТ достаточно для оформления акта о нарушении действующего законодательства (а при установлении факта неприменения ККТ - акта, протоколов или определения о возбуждении административного расследования).
Вопрос: Вправе ли налоговые органы проводить административное расследование при выявлении в ходе проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ?
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.06.2011 N 17-14/061289@)Вопрос: Вправе ли налоговые органы проводить административное расследование при выявлении в ходе проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ?
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 24.06.2011 N 17-14/061289@)Вопрос: Вправе ли налоговые органы проводить административное расследование при выявлении в ходе проверок соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ?