Административное расследование фактически не проводилось
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное расследование фактически не проводилось (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за несоблюдение требований безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте, содержании дорог и пр.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем... административное расследование... фактически не проводилось, требующие значительных временных затрат процессуальные действия, направленные на выяснение обстоятельств административного правонарушения, не выполнялись.
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем... административное расследование... фактически не проводилось, требующие значительных временных затрат процессуальные действия, направленные на выяснение обстоятельств административного правонарушения, не выполнялись.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Должностное лицо организации обжалует привлечение к ответственности за производство или оборот этилового спирта, алкогольной или спиртосодержащей продукции без лицензии
(КонсультантПлюс, 2025)не подтвержден довод Должностного лица о вынесении постановления мировым судьей с нарушением подсудности (суд посчитал, что административное расследование фактически не проводилось, т.к. процессуальные действия не заняли много времени: проведение экспертизы не назначалось, потерпевшие не устанавливались и пр.)
(КонсультантПлюс, 2025)не подтвержден довод Должностного лица о вынесении постановления мировым судьей с нарушением подсудности (суд посчитал, что административное расследование фактически не проводилось, т.к. процессуальные действия не заняли много времени: проведение экспертизы не назначалось, потерпевшие не устанавливались и пр.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 23.1 КоАП РФ
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как определяется подсудность дел, по которым может быть проведено административное расследование (в т.ч. если оно фактически не проводилось)?
(КонсультантПлюс, 2025)5. Как определяется подсудность дел, по которым может быть проведено административное расследование (в т.ч. если оно фактически не проводилось)?
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Следует учитывать, что, во-первых, проведение административного расследования находится в дискреции должностного лица, уполномоченного на составление протокола об административном правонарушении. При этом в соответствии с абз. 3, 5 пп. "а" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5) проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности. Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ;
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ. В случае проведения административного расследования по делу об административном правонарушении в отраслях законодательства, не указанных в части 1 статьи 28.7 КоАП РФ, судья выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании пункта 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ;
Статья: Угроза причинения вреда как основание проведения внепланового проверочного мероприятия: проблемы применения
(Ахметова И.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)В других случаях под предлогом угрозы причинения вреда проверочное мероприятие заменяется на административное расследование, которое фактически не проводится. Например, в управление Роспотребнадзора из прокуратуры поступило обращение о нарушении предпринимателем требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В рамках рассмотрения обращения было вынесено распоряжение о проведении внепланового проверочного мероприятия, однако прокуратура его не согласовала. Несмотря на отказ, должностным лицом были истребованы у предпринимателя соответствующие сведения, было произведено взятие проб и образцов, т.е. фактически проведена внеплановая проверка предпринимателя при отсутствии фактических обстоятельств. Посредством "административного расследования в отношении предпринимателя были организованы и проведены проверочные мероприятия в форме внеплановой выездной проверки" <17>.
(Ахметова И.Н.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 3)В других случаях под предлогом угрозы причинения вреда проверочное мероприятие заменяется на административное расследование, которое фактически не проводится. Например, в управление Роспотребнадзора из прокуратуры поступило обращение о нарушении предпринимателем требований санитарно-эпидемиологического законодательства. В рамках рассмотрения обращения было вынесено распоряжение о проведении внепланового проверочного мероприятия, однако прокуратура его не согласовала. Несмотря на отказ, должностным лицом были истребованы у предпринимателя соответствующие сведения, было произведено взятие проб и образцов, т.е. фактически проведена внеплановая проверка предпринимателя при отсутствии фактических обстоятельств. Посредством "административного расследования в отношении предпринимателя были организованы и проведены проверочные мероприятия в форме внеплановой выездной проверки" <17>.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Если административное расследование фактически не проводилось, то постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть отменено судьей (судом), а материал - возвращен на новое рассмотрение (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ) для производства всех необходимых и достаточных действий (в том числе предусмотренных статьями гл. 26 и 27 КоАП РФ) вплоть до установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Если административное расследование фактически не проводилось, то постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении может быть отменено судьей (судом), а материал - возвращен на новое рассмотрение (п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ) для производства всех необходимых и достаточных действий (в том числе предусмотренных статьями гл. 26 и 27 КоАП РФ) вплоть до установления лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо истечения сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ).
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Необходимо отметить, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 3 и 5 подп. "а" п. 3 названного Постановления уточнил, что "проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности", а потому вышеизложенные специальные правила подсудности не применяются, если административное расследование фактически не проводилось или проводилось в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (в таком случае судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Необходимо отметить, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абз. 3 и 5 подп. "а" п. 3 названного Постановления уточнил, что "проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности", а потому вышеизложенные специальные правила подсудности не применяются, если административное расследование фактически не проводилось или проводилось в отраслях законодательства, не указанных в ч. 1 ст. 28.7 КоАП РФ (в таком случае судья районного суда при подготовке дела к рассмотрению выносит определение о передаче дела на рассмотрение мировому судье на основании п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).