Административное правонарушение тишины и покоя
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное правонарушение тишины и покоя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан
(КонсультантПлюс, 2025)...уровень шума, о котором сообщают опрошенные лица, не замерялся. Документально подтвержденные сведения о превышении... допустимого уровня шума дело об административном правонарушении не содержит..."
(КонсультантПлюс, 2025)...уровень шума, о котором сообщают опрошенные лица, не замерялся. Документально подтвержденные сведения о превышении... допустимого уровня шума дело об административном правонарушении не содержит..."
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 03.05.2023 по делу N 33-7233/2023
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О запрете использовать земельный участок не по целевому назначению.
Обстоятельства: Прокурор, действуя в интересах муниципального образования, указал, что строения, расположенные на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, используются собственником участка для сдачи в аренду на короткий срок, сослался на нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, несоблюдение законодательства о рекламе.
Решение: Отказано.Само по себе размещение на земельном участке вспомогательных применительно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости на принадлежащем ответчику земельном участке, не исключающем их размещение в соответствии с целевым назначением участка, сдача их в аренду, их использование для проведения, в том числе досуговых мероприятий вопреки доводам истца, прав и законных интересов муниципального образования не нарушает, не свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Сдача ответчиком в аренду жилого дома, вспомогательных построек законом не запрещена, а привлечение к ответственности за совершение административных правонарушений за нарушение тишины и покоя, как верно указал суд, на нецелевое использование земельного участка не указывают, не подтверждают нарушение прав муниципального образования. Доказательств привлечения ответчика к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела не представлено.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О запрете использовать земельный участок не по целевому назначению.
Обстоятельства: Прокурор, действуя в интересах муниципального образования, указал, что строения, расположенные на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, используются собственником участка для сдачи в аренду на короткий срок, сослался на нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, несоблюдение законодательства о рекламе.
Решение: Отказано.Само по себе размещение на земельном участке вспомогательных применительно ст. 135 Гражданского кодекса Российской Федерации объектов недвижимости на принадлежащем ответчику земельном участке, не исключающем их размещение в соответствии с целевым назначением участка, сдача их в аренду, их использование для проведения, в том числе досуговых мероприятий вопреки доводам истца, прав и законных интересов муниципального образования не нарушает, не свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Сдача ответчиком в аренду жилого дома, вспомогательных построек законом не запрещена, а привлечение к ответственности за совершение административных правонарушений за нарушение тишины и покоя, как верно указал суд, на нецелевое использование земельного участка не указывают, не подтверждают нарушение прав муниципального образования. Доказательств привлечения ответчика к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалы дела не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Россиян предупредили о штрафе за уборку квартиры в вечернее время
(Александров Ю.)
("Жилищное право", 2025, N 9)В силу ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за нарушение тишины и покоя граждан предусмотрен штраф до 2 000 рублей.
(Александров Ю.)
("Жилищное право", 2025, N 9)В силу ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за нарушение тишины и покоя граждан предусмотрен штраф до 2 000 рублей.
Статья: К вопросу об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)В законах субъектов Российской Федерации наблюдаются различные критерии временных ограничений. Так, в Республике Мордовии <8> запрещено шуметь с 23 часов до 6 часов утра, а в качестве субъектов административной ответственности выступают физические и юридические лица. Должностные лица по какой-то причине ответственности не несут. Размер штрафа в этой Республике для физических лиц составляет от 500 до 1 500 рублей, а для юридических лиц от одной до десяти тысяч рублей. В Пензенской области <9> ограничения по шуму установлены с 22 часов до 6 часов, а в выходные и праздничные дни - с 23 часов до 6 утра. Размер административного штрафа на граждан установлен в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 2 500 до 4 000 рублей, на юридическое лицо 20 000 рублей - санкция абсолютно определенная. В Липецкой области <10> наказывают за нарушение тишины и покоя с 22.00 до 8.00, а в выходные и праздничные дни - с 20 часов до 10 утра. Подвергнуть правонарушителя административному наказанию в виде штрафа могут в размере от 500 до 1 000 рублей, если это физическое лицо, от 2 000 до 5 000 рублей, если к ответственности привлекается должностное лицо, и штрафная санкция в размере 10 000 рублей предусмотрена для юридического лица. В Краснодарском крае <11> подобные нарушения запрещены с 23.00 до 7.00, а санкции установлены абсолютно определенные. Так, физическое лицо штрафуют на 1 000 рублей, должностное лицо на 3 000 рублей и юридическое лицо на 10 000 рублей. И в качестве примера рассмотрим еще меру наказания, применяемую в Ленинградской области <12>, где шуметь нельзя с 23.00 до 7.00 в обычные дни, а в выходные и праздничные - с 22 часов до 10 часов. Физическое лицо могут оштрафовать в размере от 500 до 1 000 рублей, должностное лицо от 2 000 до 5 000 рублей, а юридическое лицо - в размере 10 000 рублей <13>. А в городе федерального значения Санкт-Петербурге <14> запрещенное для шума время установлено с 22.00 до 8.00. Региональным законом запрещаются громкая музыка, ремонтные работы в жилых помещениях и даже перестановка мебели, если это мешает обеспечению покоя граждан, соблюдению тишины. В соответствии с Кодексом Московской области об административных правонарушениях за нарушение тишины и покоя юридическое лицо может быть оштрафовано на 50 тысяч рублей, а за повторное нарушение Закона Московской области от 7 марта 2014 г. N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" <15> административный штраф может возрасти до 150 тысяч рублей.
(Буравлев Ю.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)В законах субъектов Российской Федерации наблюдаются различные критерии временных ограничений. Так, в Республике Мордовии <8> запрещено шуметь с 23 часов до 6 часов утра, а в качестве субъектов административной ответственности выступают физические и юридические лица. Должностные лица по какой-то причине ответственности не несут. Размер штрафа в этой Республике для физических лиц составляет от 500 до 1 500 рублей, а для юридических лиц от одной до десяти тысяч рублей. В Пензенской области <9> ограничения по шуму установлены с 22 часов до 6 часов, а в выходные и праздничные дни - с 23 часов до 6 утра. Размер административного штрафа на граждан установлен в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на должностных лиц - от 2 500 до 4 000 рублей, на юридическое лицо 20 000 рублей - санкция абсолютно определенная. В Липецкой области <10> наказывают за нарушение тишины и покоя с 22.00 до 8.00, а в выходные и праздничные дни - с 20 часов до 10 утра. Подвергнуть правонарушителя административному наказанию в виде штрафа могут в размере от 500 до 1 000 рублей, если это физическое лицо, от 2 000 до 5 000 рублей, если к ответственности привлекается должностное лицо, и штрафная санкция в размере 10 000 рублей предусмотрена для юридического лица. В Краснодарском крае <11> подобные нарушения запрещены с 23.00 до 7.00, а санкции установлены абсолютно определенные. Так, физическое лицо штрафуют на 1 000 рублей, должностное лицо на 3 000 рублей и юридическое лицо на 10 000 рублей. И в качестве примера рассмотрим еще меру наказания, применяемую в Ленинградской области <12>, где шуметь нельзя с 23.00 до 7.00 в обычные дни, а в выходные и праздничные - с 22 часов до 10 часов. Физическое лицо могут оштрафовать в размере от 500 до 1 000 рублей, должностное лицо от 2 000 до 5 000 рублей, а юридическое лицо - в размере 10 000 рублей <13>. А в городе федерального значения Санкт-Петербурге <14> запрещенное для шума время установлено с 22.00 до 8.00. Региональным законом запрещаются громкая музыка, ремонтные работы в жилых помещениях и даже перестановка мебели, если это мешает обеспечению покоя граждан, соблюдению тишины. В соответствии с Кодексом Московской области об административных правонарушениях за нарушение тишины и покоя юридическое лицо может быть оштрафовано на 50 тысяч рублей, а за повторное нарушение Закона Московской области от 7 марта 2014 г. N 16/2014-ОЗ "Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области" <15> административный штраф может возрасти до 150 тысяч рублей.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2023 N 15-П
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"Согласно статье 3.13 КоАП Москвы совершение указанных в ней действий, нарушающих тишину и покой граждан, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Административной ответственности по статье 3.13 КоАП Москвы подлежат граждане, достигшие к моменту совершения соответствующего административного правонарушения возраста шестнадцати лет (часть 1 статьи 2.3 КоАП Российской Федерации).
"По делу о проверке конституционности абзаца девятого пункта 2 статьи 1, абзацев первого и второго пункта 1 и предложения первого пункта 2 статьи 21, пункта 2 статьи 22 и пункта 3 статьи 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", абзаца второго части 6 статьи 28.3 и предложения второго части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пункта 1 части 3 статьи 16.5 Закона города Москвы "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в связи с жалобой гражданина П.Н. Лакина"Согласно статье 3.13 КоАП Москвы совершение указанных в ней действий, нарушающих тишину и покой граждан, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до восьми тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Административной ответственности по статье 3.13 КоАП Москвы подлежат граждане, достигшие к моменту совершения соответствующего административного правонарушения возраста шестнадцати лет (часть 1 статьи 2.3 КоАП Российской Федерации).
Вопрос: Куда можно обратиться и как доказать систематическое нарушение покоя и тишины, превышение допустимого уровня шума, в том числе в ночное время, собственником помещения в многоквартирном доме?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нарушение покоя граждан и тишины в г. Москве влечет административную ответственность в соответствии со ст. 3.13 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (ст. 3 Закона о тишине).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Нарушение покоя граждан и тишины в г. Москве влечет административную ответственность в соответствии со ст. 3.13 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях (ст. 3 Закона о тишине).
Статья: Место и роль административной ответственности в системе административно-правового обеспечения охраны здоровья
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Региональное законодательство при формулировании непосредственных объектов административных правонарушений в сфере охраны здоровья не вправе вторгаться в федеральную компетенцию, отсюда и объекты, имеющие порой косвенное отношение к охране здоровья. К примеру, в законодательстве Краснодарского края к таким объектам отнесены тишина и покой граждан в ночное время (с 23.00 до 7.00).
(Епифанова Е.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 9)Региональное законодательство при формулировании непосредственных объектов административных правонарушений в сфере охраны здоровья не вправе вторгаться в федеральную компетенцию, отсюда и объекты, имеющие порой косвенное отношение к охране здоровья. К примеру, в законодательстве Краснодарского края к таким объектам отнесены тишина и покой граждан в ночное время (с 23.00 до 7.00).
Статья: Некоторые актуальные вопросы финансирования полиции при передаче ей субъектами Российской Федерации полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях
(Костенников М.В., Султанов К.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<11> Брциева З.Г. Коллизия норм по передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 15. С. 27 - 31.
(Костенников М.В., Султанов К.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 1)<11> Брциева З.Г. Коллизия норм по передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях субъектами Российской Федерации // Российский следователь. 2016. N 15. С. 27 - 31.
Статья: Нецелевое использование объектов гражданских прав при оказании гостиничных услуг
(Суслова С.И.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Так, показательно дело, в котором суд удовлетворил иск в части запрета соответствующей деятельности. При этом в основу решения были положены следующие факты: 1) наличие в сети Интернет объявлений о сдаче этого объекта посуточно и почасово; 2) наличие протоколов об административных правонарушениях (нарушение тишины) отдыхающими; 3) многочисленные факты обращения в ОВД по факту нарушения тишины и покоя соседей; 4) количество гостей превышает нормы площади на одного человека; 5) дополнительные платные услуги в виде сауны; 6) допустимость проведения вечеринок. В итоге был сделан вывод: вышеперечисленные факты свидетельствует о том, что использование ответчиком принадлежащих ему спорных жилых помещений для краткосрочного заселения происходит не с целью сдачи внаем для проживания нанимателям и членам их семей, а для временного размещения граждан на возмездной основе, в том числе с целью проведения различных мероприятий <7>. Аналогичные примеры присутствуют и в отношении квартир в многоквартирных домах <8>.
(Суслова С.И.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 2)Так, показательно дело, в котором суд удовлетворил иск в части запрета соответствующей деятельности. При этом в основу решения были положены следующие факты: 1) наличие в сети Интернет объявлений о сдаче этого объекта посуточно и почасово; 2) наличие протоколов об административных правонарушениях (нарушение тишины) отдыхающими; 3) многочисленные факты обращения в ОВД по факту нарушения тишины и покоя соседей; 4) количество гостей превышает нормы площади на одного человека; 5) дополнительные платные услуги в виде сауны; 6) допустимость проведения вечеринок. В итоге был сделан вывод: вышеперечисленные факты свидетельствует о том, что использование ответчиком принадлежащих ему спорных жилых помещений для краткосрочного заселения происходит не с целью сдачи внаем для проживания нанимателям и членам их семей, а для временного размещения граждан на возмездной основе, в том числе с целью проведения различных мероприятий <7>. Аналогичные примеры присутствуют и в отношении квартир в многоквартирных домах <8>.
Статья: Об оценочных понятиях частного и публичного права
(Фиошин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)<11> Определение КС РФ от 28 сентября 2021 г. N 1732-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слепова Руслана Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 4.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, а также статьями 2 и 3 Закона Ульяновской области "О некоторых мерах по обеспечению покоя граждан и тишины на территории Ульяновской области" // СПС "КонсультантПлюс".
(Фиошин А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)<11> Определение КС РФ от 28 сентября 2021 г. N 1732-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Слепова Руслана Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 4.1 Кодекса Ульяновской области об административных правонарушениях, а также статьями 2 и 3 Закона Ульяновской области "О некоторых мерах по обеспечению покоя граждан и тишины на территории Ульяновской области" // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: Можно ли делать ремонт в выходные дни?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За осуществление ремонта с нарушением указанных правил установлена административная ответственность (ст. 3 Закона о соблюдении тишины в г. Москве, ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За осуществление ремонта с нарушением указанных правил установлена административная ответственность (ст. 3 Закона о соблюдении тишины в г. Москве, ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях").
Ситуация: Что делать, если шумят соседи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нарушение тишины и покоя граждан в определенное время в отдельных регионах (в том числе в столице) является административным правонарушением. Так, в г. Москве за такое правонарушение для граждан предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. (ст. 3.13 КоАП г. Москвы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Нарушение тишины и покоя граждан в определенное время в отдельных регионах (в том числе в столице) является административным правонарушением. Так, в г. Москве за такое правонарушение для граждан предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа в размере от 1 000 до 2 000 руб. (ст. 3.13 КоАП г. Москвы).
Статья: Некоторые проблемные вопросы установления административной ответственности за нарушения законодательства субъектов Российской Федерации в области тишины и покоя граждан
(Зиборов О.В., Султанов К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Рассмотрены наиболее актуальные проблемные вопросы установления административной ответственности за нарушение законодательства субъектов Российской Федерации в области тишины и покоя граждан. В настоящее время, как известно на федеральном уровне, ответственность за нарушение тишины и покоя граждан отсутствует. В то же время административная ответственность за вышеуказанные противоправные деяния установлена региональными законами об административных правонарушениях. Проанализированы имеющиеся основные противоречия между федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Предлагаются конкретные рекомендации, способствующие устранению возникшего законодательного правового пробела.
(Зиборов О.В., Султанов К.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Рассмотрены наиболее актуальные проблемные вопросы установления административной ответственности за нарушение законодательства субъектов Российской Федерации в области тишины и покоя граждан. В настоящее время, как известно на федеральном уровне, ответственность за нарушение тишины и покоя граждан отсутствует. В то же время административная ответственность за вышеуказанные противоправные деяния установлена региональными законами об административных правонарушениях. Проанализированы имеющиеся основные противоречия между федеральным и региональным законодательством об административных правонарушениях. Предлагаются конкретные рекомендации, способствующие устранению возникшего законодательного правового пробела.
Вопрос: Возможно ли привлечение к ответственности (вплоть до прекращения права собственности) собственника жилого помещения, нарушающего общественный порядок в доме (ночной шум, мусор на лестнице)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такие лица могут быть привлечены к административной ответственности в зависимости от характера их деяния по составам административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, например, по ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" (Решение Московского городского суда от 11.09.2024 по делу N 7-15019/2024 (УИД 77RS0005-02-2023-014599-55)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Такие лица могут быть привлечены к административной ответственности в зависимости от характера их деяния по составам административных правонарушений, предусмотренных законами субъектов РФ, например, по ст. 3.13 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях" (Решение Московского городского суда от 11.09.2024 по делу N 7-15019/2024 (УИД 77RS0005-02-2023-014599-55)).
Статья: Субконституционная модель распределения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами: централизация vs автономия регионов
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Предметом соглашений, заключенных с МВД России, является передача части региональных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законодательством субъектов РФ. Речь идет о таких составах, как попрошайничество, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, приставание к гражданам, допущение нахождения несовершеннолетних без сопровождения взрослых в ночное время или в запрещенных местах, нарушение правил проведения спортивных и культурных мероприятий и др.
(Чаплинский А.В., Меркуленко А.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Предметом соглашений, заключенных с МВД России, является передача части региональных полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законодательством субъектов РФ. Речь идет о таких составах, как попрошайничество, нарушение тишины и покоя граждан в ночное время, приставание к гражданам, допущение нахождения несовершеннолетних без сопровождения взрослых в ночное время или в запрещенных местах, нарушение правил проведения спортивных и культурных мероприятий и др.