Административное наказание понятие
Подборка наиболее важных документов по запросу Административное наказание понятие (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административный арест как административное наказание: теория и практика назначения
(Рязанова И.В., Зволинская Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Федорченко Д.В. Административные наказания: понятие, виды и порядок применения // Вопросы российской юстиции. 2021. N 1. С. 595.
(Рязанова И.В., Зволинская Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 1)<1> Федорченко Д.В. Административные наказания: понятие, виды и порядок применения // Вопросы российской юстиции. 2021. N 1. С. 595.
Статья: Факторы снижения воспитательной функции административного наказания
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<4> См., например: Максимов М.В. Административное наказание: понятие, правовое содержание и их система / под общ. ред. Н.М. Конина. Саратов, 2003. 204 с.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Журнал российского права", 2021, N 5)<4> См., например: Максимов М.В. Административное наказание: понятие, правовое содержание и их система / под общ. ред. Н.М. Конина. Саратов, 2003. 204 с.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
(ред. от 04.11.2025)Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"21. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
(ред. от 23.12.2021)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"21. При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Статья: "Мягкость" административного наказания: критерии определения в теории и практике
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В то же время понятие "мягкость административного наказания" в специальной литературе окончательно не сформулировано, а критерии, позволяющие учитывать ее при назначении конкретного административного наказания уполномоченными субъектами, не определены.
(Цындря В.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В то же время понятие "мягкость административного наказания" в специальной литературе окончательно не сформулировано, а критерии, позволяющие учитывать ее при назначении конкретного административного наказания уполномоченными субъектами, не определены.
Статья: Вопросы административной ответственности и административных наказаний по российскому праву
(Куракин А.В., Харитонов А.Н., Елбаева Н.А.)
("Современное право", 2023, N 11)По вопросу о соотношении понятий "административное наказание" и "административная ответственность" высказан ряд точек зрения. Так, К.С. Бельский писал, что "административная ответственность - это категория процессуальная, она является формой реагирования государства на правонарушение, и соответствующая форма в дальнейшем дает возможность применить к виновному лицу административное наказание" [6, с. 12].
(Куракин А.В., Харитонов А.Н., Елбаева Н.А.)
("Современное право", 2023, N 11)По вопросу о соотношении понятий "административное наказание" и "административная ответственность" высказан ряд точек зрения. Так, К.С. Бельский писал, что "административная ответственность - это категория процессуальная, она является формой реагирования государства на правонарушение, и соответствующая форма в дальнейшем дает возможность применить к виновному лицу административное наказание" [6, с. 12].
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Кроме того, П.П. Серковым разделяются понятия "административное наказание" и "административное принуждение": если первое он полагает "воздаянием за совершенное административное правонарушение" <1>, то второе - движущей силой для подчинения правонарушителя государственной воле в процессе всего производства по делу об административном правонарушении (от возбуждения дела и до назначения административного наказания, а также его исполнения), которое является методом обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Кроме того, П.П. Серковым разделяются понятия "административное наказание" и "административное принуждение": если первое он полагает "воздаянием за совершенное административное правонарушение" <1>, то второе - движущей силой для подчинения правонарушителя государственной воле в процессе всего производства по делу об административном правонарушении (от возбуждения дела и до назначения административного наказания, а также его исполнения), которое является методом обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В работе сформулировано и раскрыто понятие процессуально-правового механизма осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, под которым понимается динамическая система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой нормативно-институциональных, процедурно-процессуальных и инструментальных элементов, которые в определенной последовательности обеспечивают решение судьей практических задач производства по делу об административном правонарушении и реализацию административно-юрисдикционных полномочий при рассмотрении и разрешении конкретного административно-деликтного дела, а также при проверке законности и обоснованности постановления по такому делу и при решении иного вопроса, связанного с привлечением к административной ответственности или исполнением (организацией исполнения) вынесенного им постановления о назначении административного наказания. Это понятие позволяет показать, каким образом при осуществлении правосудия по делам об административных правонарушениях обеспечиваются: а) реализация его задач и функций; б) защита прав и свобод граждан и организаций, вовлеченных в административно-деликтный процесс; в) соблюдение европейских стандартов отправления правосудия (таких, как доступность, гласность, равенство процессуальных возможностей, справедливость судебного разбирательства); г) компетентность, независимость и беспристрастность судьи в ходе судебного разбирательства; д) объективность в установлении фактических обстоятельств дела; е) качество и эффективность правосудия; ж) законность и обоснованность судебных постановлений; з) обязательность и исполняемость судебных актов.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)В работе сформулировано и раскрыто понятие процессуально-правового механизма осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции, под которым понимается динамическая система взаимосвязанных и взаимодействующих между собой нормативно-институциональных, процедурно-процессуальных и инструментальных элементов, которые в определенной последовательности обеспечивают решение судьей практических задач производства по делу об административном правонарушении и реализацию административно-юрисдикционных полномочий при рассмотрении и разрешении конкретного административно-деликтного дела, а также при проверке законности и обоснованности постановления по такому делу и при решении иного вопроса, связанного с привлечением к административной ответственности или исполнением (организацией исполнения) вынесенного им постановления о назначении административного наказания. Это понятие позволяет показать, каким образом при осуществлении правосудия по делам об административных правонарушениях обеспечиваются: а) реализация его задач и функций; б) защита прав и свобод граждан и организаций, вовлеченных в административно-деликтный процесс; в) соблюдение европейских стандартов отправления правосудия (таких, как доступность, гласность, равенство процессуальных возможностей, справедливость судебного разбирательства); г) компетентность, независимость и беспристрастность судьи в ходе судебного разбирательства; д) объективность в установлении фактических обстоятельств дела; е) качество и эффективность правосудия; ж) законность и обоснованность судебных постановлений; з) обязательность и исполняемость судебных актов.