Административная ответственность за выгул собак без намордника
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за выгул собак без намордника (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.03.2017 N 10-АПГ17-1
Об оставлении без изменения решения Кировского областного суда от 28.10.2016, которым были признаны недействующими часть 1 статьи 2.1, часть 1 статьи 2.2, статья 3.12, часть 4 статьи 4.1, статья 4.4, статья 4.5 и часть 1 статьи 4.8 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области".Доводы апелляционной жалобы о необоснованности ссылок суда первой инстанции на законопроекты, предусматривающие дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормами об административной ответственности за выгул собак на отдельных территориях без поводка и намордника и семейно-бытовое дебоширство, на законность правильного по существу решения суда в целом не влияют и его отмену не влекут.
Об оставлении без изменения решения Кировского областного суда от 28.10.2016, которым были признаны недействующими часть 1 статьи 2.1, часть 1 статьи 2.2, статья 3.12, часть 4 статьи 4.1, статья 4.4, статья 4.5 и часть 1 статьи 4.8 Закона Кировской области от 04.12.2007 N 200-ЗО "Об административной ответственности в Кировской области".Доводы апелляционной жалобы о необоснованности ссылок суда первой инстанции на законопроекты, предусматривающие дополнение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нормами об административной ответственности за выгул собак на отдельных территориях без поводка и намордника и семейно-бытовое дебоширство, на законность правильного по существу решения суда в целом не влияют и его отмену не влекут.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об уголовной ответственности владельца за вред, причиненный домашним животным (собакой) третьим лицам
(Лю Хунянь, Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В большинстве административных кодексов субъектов Российской Федерации предусмотрены штрафы за нарушение правил содержания домашних животных. Так, на основании ч. 3 ст. 5.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях <15> лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
(Лю Хунянь, Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 2)В большинстве административных кодексов субъектов Российской Федерации предусмотрены штрафы за нарушение правил содержания домашних животных. Так, на основании ч. 3 ст. 5.1 Кодекса г. Москвы об административных правонарушениях <15> лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
Вопрос: Когда федеральное законодательство имеет приоритет перед законодательством субъектов РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, нормативные акты субъектов РФ об административных правонарушениях не вправе расширять запреты, установленные федеральным законодательством, при закреплении составов административных правонарушений. Например, при установлении ответственности за выгул всех пород собак без намордников, а не только потенциально опасных, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.2019 N 974 (Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 N 16-4493/2021).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, нормативные акты субъектов РФ об административных правонарушениях не вправе расширять запреты, установленные федеральным законодательством, при закреплении составов административных правонарушений. Например, при установлении ответственности за выгул всех пород собак без намордников, а не только потенциально опасных, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 29.07.2019 N 974 (Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.12.2021 N 16-4493/2021).
Нормативные акты
Паспорт проекта Федерального закона N 407944-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за выгул потенциально опасных собак без намордника и поводка)"
(внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)
(снят с рассмотрения)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 407944-8
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части введения административной ответственности за выгул потенциально опасных собак без намордника и поводка)"
(внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)
(снят с рассмотрения)ПАСПОРТ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 407944-8
Статья: Спорные вопросы установления административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных
(Хорьков В.Н., Рубашкин В.В.)
("Современное право", 2017, N 10)А.Б. Агапов в Постатейном комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях указывает, что административно-правовой охране подлежат движимые вещи (движимое имущество), а также недвижимость государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности [1, с. 163]. С учетом этого квалификация правонарушений, связанных с нарушением правил содержания домашних животных, по ст. 7.17 КоАП РФ представляется сомнительной: квалифицировать все подобные правонарушения по специальным нормам КоАП РФ, как это рекомендует ВС РФ, невозможно, поскольку в Кодексе отсутствуют нормы, по которым можно было бы квалифицировать правонарушения, связанные с нарушением общих административных правил содержания домашних животных. Так, по КоАП РФ невозможно привлечь к административной ответственности владельцев за выгул собак без поводка и намордника.
(Хорьков В.Н., Рубашкин В.В.)
("Современное право", 2017, N 10)А.Б. Агапов в Постатейном комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях указывает, что административно-правовой охране подлежат движимые вещи (движимое имущество), а также недвижимость государственной, частной, муниципальной и иных форм собственности [1, с. 163]. С учетом этого квалификация правонарушений, связанных с нарушением правил содержания домашних животных, по ст. 7.17 КоАП РФ представляется сомнительной: квалифицировать все подобные правонарушения по специальным нормам КоАП РФ, как это рекомендует ВС РФ, невозможно, поскольку в Кодексе отсутствуют нормы, по которым можно было бы квалифицировать правонарушения, связанные с нарушением общих административных правил содержания домашних животных. Так, по КоАП РФ невозможно привлечь к административной ответственности владельцев за выгул собак без поводка и намордника.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 декабря 2018 г. N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.Б. Горохов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)В КоАП Москвы включена отдельная глава "Административные правонарушения в области обращения с животными" (гл. 5), которая состоит из пяти статей. Статья 5.1 КоАП Москвы устанавливает административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных, а именно за содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов; допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест; нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними; появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего; причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели; допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 118 УК РФ; натравливание домашнего животного на людей или животных; причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного.
(постатейный)
(отв. ред. Д.Б. Горохов)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2020)В КоАП Москвы включена отдельная глава "Административные правонарушения в области обращения с животными" (гл. 5), которая состоит из пяти статей. Статья 5.1 КоАП Москвы устанавливает административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных, а именно за содержание домашних животных в местах общего пользования коммунальных квартир и многоквартирных домов; допущение загрязнения домашними животными мест общего пользования в многоквартирных домах, а также общественных мест; нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними; появление с собакой без поводка на природных и озелененных территориях, а также на особо охраняемых природных территориях, допущение нападения домашнего животного на другое домашнее животное, повлекшего увечье или гибель последнего; причинение домашним животным дикому животному увечья или гибели; допущение по неосторожности нападения домашнего животного на человека с причинением вреда здоровью человека, если это деяние не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 118 УК РФ; натравливание домашнего животного на людей или животных; причинение ущерба чужому имуществу физическим воздействием домашнего животного.
Вопрос: Правомерен ли выгул собаки бойцовской породы без намордника и поводка в городском парке? Понесет ли хозяин собаки ответственность, если животное нападет на человека?
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Ответ: Выгул собак потенциально опасных пород, включенных в утвержденный перечень, без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается. За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
(Подборки и консультации Горячей линии, 2021)Ответ: Выгул собак потенциально опасных пород, включенных в утвержденный перечень, без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается. За нарушение правил содержания животных и обращения с ними предусмотрена административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.
Статья: К вопросу о перспективе использования административной преюдиции в уголовном праве России
(Карабанова Е.Н., Цепелев К.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 11)Так, одним из аспектов проблемы, связанной с выгулом животных, является то обстоятельство, что в региональном законодательстве, в частности в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы), содержатся нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил содержания домашних животных. На основании ч. 3 ст. 5.1 КоАП города Москвы лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
(Карабанова Е.Н., Цепелев К.В.)
("Российская юстиция", 2020, N 11)Так, одним из аспектов проблемы, связанной с выгулом животных, является то обстоятельство, что в региональном законодательстве, в частности в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях (далее - КоАП города Москвы), содержатся нормы, устанавливающие ответственность за нарушение правил содержания домашних животных. На основании ч. 3 ст. 5.1 КоАП города Москвы лицо подлежит административной ответственности за нарушение установленных правовыми актами города Москвы правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними.
"Жизнь без конфликтов: добрососедство и закон"
(выпуск 9)
(Тарасенкова А.Н., Зайцев А.А.)
("Редакция "Российской газеты", 2016)- нарушение правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними;
(выпуск 9)
(Тарасенкова А.Н., Зайцев А.А.)
("Редакция "Российской газеты", 2016)- нарушение правил выгула собак, в том числе появление с собакой без поводка и намордника в магазинах, учреждениях, на детских площадках, рынках, пляжах и в транспорте, а также выгул собак на территориях учреждений здравоохранения, детских садов, школ, иных образовательных учреждений и учреждений, работающих с несовершеннолетними;
Статья: Законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность за нарушение правил содержания домашних животных, нуждаются в коррективах
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2018, N 10)Удачно и в соответствии с федеральным законодательством решен вопрос установления административной ответственности за административные правонарушения, связанные с содержанием домашних животных в Республике Коми. В Законе Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" закреплены два наиболее ходовых административных правонарушения в области содержания домашних животных: 1) выгул собак без присмотра, а равно выгул собак без поводка и (или) намордника (за исключением комнатных декоративных пород собак) во дворах домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, в других общественных местах; 2) нахождение граждан с собаками в помещениях магазинов, предприятий общественного питания, государственных или муниципальных учреждений, на территориях рынков, в местах во время проведения массовых общественных мероприятий (за исключением организаций, оказывающих специальные услуги собаководам) <14>.
(Хорьков В.Н.)
("Административное право и процесс", 2018, N 10)Удачно и в соответствии с федеральным законодательством решен вопрос установления административной ответственности за административные правонарушения, связанные с содержанием домашних животных в Республике Коми. В Законе Республики Коми от 30 декабря 2003 года N 95-РЗ "Об административной ответственности в Республике Коми" закреплены два наиболее ходовых административных правонарушения в области содержания домашних животных: 1) выгул собак без присмотра, а равно выгул собак без поводка и (или) намордника (за исключением комнатных декоративных пород собак) во дворах домов, на улицах, площадях, в парках, скверах, в других общественных местах; 2) нахождение граждан с собаками в помещениях магазинов, предприятий общественного питания, государственных или муниципальных учреждений, на территориях рынков, в местах во время проведения массовых общественных мероприятий (за исключением организаций, оказывающих специальные услуги собаководам) <14>.