Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об эффективности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о выборах
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Как демонстрируют приведенные в таблице показатели, наблюдается выраженная тенденция как снижения общего количества должностных лиц, привлеченных за рассматриваемый период к административной ответственности, так и уменьшения, менее выраженного, их процентного соотношения среди всех привлеченных к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.
(Петрыкина Н.И., Адигамов А.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 5)Как демонстрируют приведенные в таблице показатели, наблюдается выраженная тенденция как снижения общего количества должностных лиц, привлеченных за рассматриваемый период к административной ответственности, так и уменьшения, менее выраженного, их процентного соотношения среди всех привлеченных к административной ответственности за нарушения избирательного законодательства.
Статья: О влиянии цифровых технологий на правопорядок в избирательном процессе
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Повсеместное внедрение дистанционного электронного голосования несомненно вызовет коренную перестройку всей действующей избирательной системы. Это коснется организационных, материальных и, конечно же, юридических вопросов проведения выборов. Изменения видны уже сейчас, при экспериментальном режиме проведения выборов. К ним относятся: существенное изменение функций избирательных комиссий и способов их осуществления, изменение технологии голосования и подсчета голосов, отсутствие правоотношений между участковыми избирательными комиссиями и избирателями в день голосования, возникновение нового формата проблемы тайны голосования и адекватного учета мнения избирателей по итогам голосования. По мнению отдельных авторов, "в пересмотре будут нуждаться нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, вместо административной ответственности за незаконное получение избирательного бюллетеня за другого избирателя необходимо будет предусмотреть в КоАП и УК РФ составы правонарушений, связанных с применением мер ответственности за незаконный доступ к электронному бюллетеню дистанционного электронного голосования" <4>. Следует также отметить далеко не однозначное отношение к этому виду голосования в зарубежных странах <5>.
(Уваров А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 8)Повсеместное внедрение дистанционного электронного голосования несомненно вызовет коренную перестройку всей действующей избирательной системы. Это коснется организационных, материальных и, конечно же, юридических вопросов проведения выборов. Изменения видны уже сейчас, при экспериментальном режиме проведения выборов. К ним относятся: существенное изменение функций избирательных комиссий и способов их осуществления, изменение технологии голосования и подсчета голосов, отсутствие правоотношений между участковыми избирательными комиссиями и избирателями в день голосования, возникновение нового формата проблемы тайны голосования и адекватного учета мнения избирателей по итогам голосования. По мнению отдельных авторов, "в пересмотре будут нуждаться нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, вместо административной ответственности за незаконное получение избирательного бюллетеня за другого избирателя необходимо будет предусмотреть в КоАП и УК РФ составы правонарушений, связанных с применением мер ответственности за незаконный доступ к электронному бюллетеню дистанционного электронного голосования" <4>. Следует также отметить далеко не однозначное отношение к этому виду голосования в зарубежных странах <5>.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах
Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"9. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
(ред. от 08.08.2024)
"О выборах Президента Российской Федерации"9. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответственность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать.
Статья: Элементы принципа законности в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Вторым элементом принципа законности выступают нормы различного отраслевого законодательства, устанавливающие правила поведения в административно-правовой сфере, за нарушение которых Особенной частью КоАП РФ, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность. Субъекты административной юрисдикции на основе вышеназванных положений квалифицируют деяния как противоправные. К ним относятся нормы избирательного, трудового, административного, жилищного, градостроительного, экологического, налогового, бюджетного и иного законодательства, принятые и вступившие в силу с соблюдением установленного порядка, удовлетворяющие требованиям действительности и непротиворечивости.
(Нобель А.Р.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Вторым элементом принципа законности выступают нормы различного отраслевого законодательства, устанавливающие правила поведения в административно-правовой сфере, за нарушение которых Особенной частью КоАП РФ, законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность. Субъекты административной юрисдикции на основе вышеназванных положений квалифицируют деяния как противоправные. К ним относятся нормы избирательного, трудового, административного, жилищного, градостроительного, экологического, налогового, бюджетного и иного законодательства, принятые и вступившие в силу с соблюдением установленного порядка, удовлетворяющие требованиям действительности и непротиворечивости.
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения мировыми судьями дел об избирательных правонарушениях
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)3. Должностным лицом не указана конкретная норма права избирательного законодательства, которая была нарушена лицом, привлекаемым к административной ответственности, при осуществлении участковой избирательной комиссией подсчета голосов избирателей.
(Парийская М.А.)
("Мировой судья", 2024, N 4)3. Должностным лицом не указана конкретная норма права избирательного законодательства, которая была нарушена лицом, привлекаемым к административной ответственности, при осуществлении участковой избирательной комиссией подсчета голосов избирателей.
Статья: Административно-правовая защита форм непосредственной демократии
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<21> См.: Воробьев Н.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 29 - 32.
(Зокиров Т.З.)
("Административное право и процесс", 2022, N 8)<21> См.: Воробьев Н.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах: некоторые вопросы законодательства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 4. С. 29 - 32.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Срок обжалования. По общему правилу, установленному в ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Для жалоб на постановления по делам об административных нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах предусмотрен специальный срок, который составляет пять дней со дня вручения или получения копии постановления. Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о данном правонарушении, а также потерпевшим и его представителем зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим или должностным лицом соответственно.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Срок обжалования. По общему правилу, установленному в ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Для жалоб на постановления по делам об административных нарушениях избирательных прав граждан и законодательства о выборах и референдумах предусмотрен специальный срок, который составляет пять дней со дня вручения или получения копии постановления. Как следует из системного толкования норм ч. 1 ст. 30.3 и ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, начальный момент течения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении лицом, в отношении которого ведется производство по делу, его защитником, законным представителем, должностным лицом, уполномоченным составлять протокол о данном правонарушении, а также потерпевшим и его представителем зависит от того, кто именно обращается в суд с жалобой, и определяется днем получения копии такого постановления лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим или должностным лицом соответственно.
Статья: Акты (позиции) судов общей юрисдикции как источник конституционного права России: формальные основания и фактические предпосылки
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)<7> См., напр.: Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, 2010; Митюшев Д.И. Административная ответственность за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов (обобщение административной практики за период избирательных кампаний в Республике Коми в 2006 - 2008 годах). Сыктывкар, 2008; Сидякин А.Г. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов): законодательство и судебная практика: научно-практическое пособие. М.: Зерцало-М, 2003.
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1)<7> См., напр.: Колюшин Е.И. Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений. М.: Норма, 2010; Митюшев Д.И. Административная ответственность за нарушения в сфере информационного обеспечения выборов (обобщение административной практики за период избирательных кампаний в Республике Коми в 2006 - 2008 годах). Сыктывкар, 2008; Сидякин А.Г. Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов): законодательство и судебная практика: научно-практическое пособие. М.: Зерцало-М, 2003.
Статья: Особенности совершенствования защиты избирательных прав в условиях внедрения цифровых технологий
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Актуальным представляется введение в главу 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <14>, устанавливающую административную ответственность за нарушения избирательных прав граждан РФ, новых составов административных правонарушений, связанных с применением технологии электронного голосования, по аналогии с зарубежным опытом. Таковыми могут стать влияние на процедуру голосования, искажение итогов голосования.
(Дудченко О.С., Фролова Т.Ю.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 9)Актуальным представляется введение в главу 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ <14>, устанавливающую административную ответственность за нарушения избирательных прав граждан РФ, новых составов административных правонарушений, связанных с применением технологии электронного голосования, по аналогии с зарубежным опытом. Таковыми могут стать влияние на процедуру голосования, искажение итогов голосования.
Вопрос: Что понимается под административным законодательством РФ?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действительно, например, положения п. 9 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ссылаются на административное законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Действительно, например, положения п. 9 ст. 66 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" ссылаются на административное законодательство, устанавливающее ответственность за нарушение избирательных прав граждан РФ.
Статья: Состояние нормативно-правового регулирования административной ответственности должностных лиц
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Однако анализ признаков объективной стороны составов административных правонарушений, ответственность за которые возлагается на должностных лиц, показывает, что далеко не каждое такое правонарушение связано именно с исполнением (неисполнением) возложенных на должностное лицо обязанностей. Многими нормами Особенной части КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее использование предоставленных субъекту прав. Оно может выражаться в использовании имеющихся прав при отсутствии для этого оснований с нарушением порядка их использования (например, пользование недрами с нарушением технического проекта или без лицензии - ст. 7.3 КоАП РФ, заключение работодателем гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения с работником, - ст. 5.27 КоАП РФ), в злоупотреблении предоставленными правами (например, использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании - ст. 5.45 КоАП РФ).
(Кисин В.Р., Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 9)Однако анализ признаков объективной стороны составов административных правонарушений, ответственность за которые возлагается на должностных лиц, показывает, что далеко не каждое такое правонарушение связано именно с исполнением (неисполнением) возложенных на должностное лицо обязанностей. Многими нормами Особенной части КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за ненадлежащее использование предоставленных субъекту прав. Оно может выражаться в использовании имеющихся прав при отсутствии для этого оснований с нарушением порядка их использования (например, пользование недрами с нарушением технического проекта или без лицензии - ст. 7.3 КоАП РФ, заключение работодателем гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения с работником, - ст. 5.27 КоАП РФ), в злоупотреблении предоставленными правами (например, использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании - ст. 5.45 КоАП РФ).
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Представитель заинтересованного лица также отметил, что в нарушение действующего избирательного законодательства, а также при наличии сведений о судимости гражданина К. избирательная комиссия умышленно не уведомила кандидата и не предложила внести уточнения.
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Представитель заинтересованного лица также отметил, что в нарушение действующего избирательного законодательства, а также при наличии сведений о судимости гражданина К. избирательная комиссия умышленно не уведомила кандидата и не предложила внести уточнения.
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Порядок хранения материалов теле- и радиопередач определен в ст. 34 настоящего Федерального закона (см. комментарий к ст. 34), а также в нормах избирательного законодательства и законодательства о рекламе. Нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов или порядка хранения материалов теле- и радиопередач влечет административную ответственность по ст. 13.23 КоАП РФ.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Порядок хранения материалов теле- и радиопередач определен в ст. 34 настоящего Федерального закона (см. комментарий к ст. 34), а также в нормах избирательного законодательства и законодательства о рекламе. Нарушение порядка предоставления обязательного экземпляра документов или порядка хранения материалов теле- и радиопередач влечет административную ответственность по ст. 13.23 КоАП РФ.