Административная ответственность юридических лиц при реорганизации
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность юридических лиц при реорганизации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Арбитражный процесс: Исполнительский сбор в арбитражном процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнительский сбор взыскивают с реорганизованных (реорганизуемых) юрлиц по правилам п. п. 3 - 8 ст. 2.10 КоАП РФ о привлечении таких лиц к административной ответственности
(КонсультантПлюс, 2025)Исполнительский сбор взыскивают с реорганизованных (реорганизуемых) юрлиц по правилам п. п. 3 - 8 ст. 2.10 КоАП РФ о привлечении таких лиц к административной ответственности
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения, связанные с деятельностью без регистрации, разрешительной документации (лицензий и др.) или с нарушением правил (техрегламентов): Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение законодательства о госрегистрации юрлиц
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление оставят без изменения, если суд придет к выводу, что факт нарушения доказан, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, нет малозначительности правонарушения, обстоятельств, исключающих производство по делу, и других оснований для отмены (изменения) постановления
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление оставят без изменения, если суд придет к выводу, что факт нарушения доказан, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена, нет малозначительности правонарушения, обстоятельств, исключающих производство по делу, и других оснований для отмены (изменения) постановления
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспектива введения уголовной ответственности юридических лиц в условиях наличия их административной ответственности
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Одна из коллизий обнаруживается при анализе правового регулирования административной ответственности образовавшегося в результате реорганизации юридического лица. Часть 7 ст. 2.10 КоАП РФ <3> допускает привлекать к административной ответственности юридическое лицо, появившееся в результате реорганизации, не только не совершившее правонарушение, но даже и не осведомленное о факте его совершения. В таких условиях юридическое лицо не может выполнить требования по принятию всех зависящих от него мер по соблюдению требований и норм, за несоблюдение которых установлена ответственность. Таким образом, ч. 7 ст. 2.10 противоречит ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
(Малахов С.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)Одна из коллизий обнаруживается при анализе правового регулирования административной ответственности образовавшегося в результате реорганизации юридического лица. Часть 7 ст. 2.10 КоАП РФ <3> допускает привлекать к административной ответственности юридическое лицо, появившееся в результате реорганизации, не только не совершившее правонарушение, но даже и не осведомленное о факте его совершения. В таких условиях юридическое лицо не может выполнить требования по принятию всех зависящих от него мер по соблюдению требований и норм, за несоблюдение которых установлена ответственность. Таким образом, ч. 7 ст. 2.10 противоречит ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Готовое решение: Какой порядок (особенности) привлечения к административной ответственности юридических лиц
(КонсультантПлюс, 2025)В перечисленных случаях ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)В перечисленных случаях ответственность наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации (ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.
(ред. от 04.11.2025)8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 - 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 - 6 настоящей статьи.
"Таможенный кодекс Евразийского экономического союза"
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2) ликвидация юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов;
(ред. от 29.05.2019)
(приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)2) ликвидация юридического лица, включенного в реестр уполномоченных экономических операторов;
Готовое решение: Как провести реорганизацию ООО в форме слияния
(КонсультантПлюс, 2025)Срок направления такого уведомления - три рабочих дня со дня принятия решения о реорганизации (п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок направления такого уведомления - три рабочих дня со дня принятия решения о реорганизации (п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Статья: Собственная безопасность юридического лица: требования закона и ответственность
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 5)Одновременно следует иметь в виду, что административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности установлена ст. 14.1 КоАП РФ и другими статьями, уголовная ответственность установлена за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, по признакам преступления, предусмотренного ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица - по признакам преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ, незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица - по ст. 173.2 УК РФ, фальсификацию данных единого реестра юридических лиц - по ст. 170.1 УК РФ, а также за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности - по ст. 169 УК РФ и др.
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 5)Одновременно следует иметь в виду, что административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности установлена ст. 14.1 КоАП РФ и другими статьями, уголовная ответственность установлена за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, по признакам преступления, предусмотренного ст. 171 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица - по признакам преступления, предусмотренного ст. 173.1 УК РФ, незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица - по ст. 173.2 УК РФ, фальсификацию данных единого реестра юридических лиц - по ст. 170.1 УК РФ, а также за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности - по ст. 169 УК РФ и др.
Последние изменения: Муниципальное унитарное предприятие (создание, деятельность, реорганизация, ликвидация)
(КонсультантПлюс, 2025)согласие антимонопольного органа на основании п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции на присоединение одной коммерческой организации к другой или на их слияние должно быть получено до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (о создании вновь возникшего юрлица или о прекращении деятельности присоединенного юрлица соответственно). В случае подачи ходатайства о реорганизации в форме присоединения или слияния уже после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей заявитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ (п. 1.2 Разъяснений ФАС России);
(КонсультантПлюс, 2025)согласие антимонопольного органа на основании п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 27 Закона о защите конкуренции на присоединение одной коммерческой организации к другой или на их слияние должно быть получено до момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи (о создании вновь возникшего юрлица или о прекращении деятельности присоединенного юрлица соответственно). В случае подачи ходатайства о реорганизации в форме присоединения или слияния уже после внесения в ЕГРЮЛ соответствующих записей заявитель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.8 КоАП РФ (п. 1.2 Разъяснений ФАС России);
Статья: Новый порядок представления сведений по форме ЗП-физическая культура и спорт
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Обратите внимание! В целях заполнения формы ЗП-физическая культура и спорт к вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений (п. 9 Указаний).
(Малова Е.)
("Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Обратите внимание! В целях заполнения формы ЗП-физическая культура и спорт к вновь созданным организациям не относятся организации, созданные на базе ликвидированных (реорганизованных) юридических лиц, обособленных или несамостоятельных подразделений (п. 9 Указаний).
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии (с 1 марта 2022 г. - о внесении изменений в реестр лицензий) указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные ч. 1 ст. 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)4. В соответствии с ч. 5 ст. 18 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии (с 1 марта 2022 г. - о внесении изменений в реестр лицензий) указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные ч. 1 ст. 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.
Статья: Место нахождения юридического лица
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 Постановления N 61 и в пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ нет указания на конкретный вид регистрации, в которой может быть отказано. Поэтому речь идет не только о регистрации при создании, но и о регистрации смены адреса, а также регистрации общества, создаваемого путем реорганизации.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В п. 2 Постановления N 61 и в пп. "р" п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ нет указания на конкретный вид регистрации, в которой может быть отказано. Поэтому речь идет не только о регистрации при создании, но и о регистрации смены адреса, а также регистрации общества, создаваемого путем реорганизации.
Статья: Оценка регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- регулирующие отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- регулирующие отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности;
Готовое решение: Как провести реорганизацию ООО в форме разделения
(КонсультантПлюс, 2025)Срок направления такого уведомления - три рабочих дня со дня принятия решения о реорганизации (п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок направления такого уведомления - три рабочих дня со дня принятия решения о реорганизации (п. 9 ст. 7.1 Закона о госрегистрации юрлиц и ИП).
Статья: Акционерные общества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- дополнительные сведения: о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества; о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией акционерного общества (гл. 65 Положения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- дополнительные сведения: о приобретении акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций другого акционерного общества; об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой акционерным обществом для раскрытия информации; о проведении (созыве) общего собрания акционеров акционерного общества; о планируемой дате направления заявления о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записей, связанных с реорганизацией, прекращением деятельности или ликвидацией акционерного общества (гл. 65 Положения).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью"
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)В качестве примера можно привести ст. 50 НК РФ, согласно которой при слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо; правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, на него возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Данные правила действуют и при исполнении обязанности по уплате сбора, страховых взносов, при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и при исполнении обязанности налогового агента по уплате исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц при реорганизации юридического лица.
(том 2)
(под ред. И.С. Шиткиной)
("Статут", 2021)В качестве примера можно привести ст. 50 НК РФ, согласно которой при слиянии нескольких юридических лиц их правопреемником в части исполнения обязанности по уплате налогов признается возникшее в результате такого слияния юридическое лицо; правопреемник должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям, на него возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации. Данные правила действуют и при исполнении обязанности по уплате сбора, страховых взносов, при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза и при исполнении обязанности налогового агента по уплате исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц при реорганизации юридического лица.