Административная ответственность в сфере труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность в сфере труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности работы водителей автомобилей
(КонсультантПлюс, 2025)7. Какая административная ответственность возможна за нарушения, связанные с режимом труда и отдыха водителей
(КонсультантПлюс, 2025)7. Какая административная ответственность возможна за нарушения, связанные с режимом труда и отдыха водителей
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
(ред. от 04.11.2025)Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В жалобе законный представитель и защитник общества указывали на необоснованность привлечения общества к административной ответственности за нарушение нормативных требований охраны труда в связи с тем, что, по их мнению, в силу, в частности, п. 1.6 Порядка обучения по охране труда проведение работнику С. первичного инструктажа не требовалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)В жалобе законный представитель и защитник общества указывали на необоснованность привлечения общества к административной ответственности за нарушение нормативных требований охраны труда в связи с тем, что, по их мнению, в силу, в частности, п. 1.6 Порядка обучения по охране труда проведение работнику С. первичного инструктажа не требовалось.
Готовое решение: Штрафы за нарушения при сдаче подраздела 1.1 подраздела 1 формы ЕФС-1 со сведениями о трудовой (иной) деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)6. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при подаче сведений о трудовой (иной) деятельности по форме ЕФС-1
(КонсультантПлюс, 2025)6. Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения при подаче сведений о трудовой (иной) деятельности по форме ЕФС-1
Готовое решение: Как СФР привлекает к административной ответственности за нарушения по формам персонифицированного учета
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как привлекают к административной ответственности за нарушения, связанные со сведениями о трудовой деятельности
(КонсультантПлюс, 2025)4. Как привлекают к административной ответственности за нарушения, связанные со сведениями о трудовой деятельности
Статья: Соответствует ли Конституции Российской Федерации принцип федерализма в законодательном регулировании административной ответственности?
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Легитимность материального аспекта принципа федерализма в административной ответственности обоснована в трудах многих административистов, изучавших проблему установления административных правонарушений в законах субъектов РФ. В их работах дается иное толкование конституционных положений, которыми их оппоненты обосновывали нелегитимность полномочий регионов [6, с. 4 - 5; 7] <7>. По сути, доводы сторонников легитимности материального аспекта принципа федерализма в административной ответственности сводятся к признанию вторичности законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях по отношению к КоАП РФ. Базовыми гарантиями законности являются установленные КоАП РФ допустимые виды административных наказаний, а также предельные величины административного штрафа, которые субъект РФ не вправе увеличить [8, с. 152]. Мы согласны с этой точкой зрения.
(Зокиров Т.З.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)Легитимность материального аспекта принципа федерализма в административной ответственности обоснована в трудах многих административистов, изучавших проблему установления административных правонарушений в законах субъектов РФ. В их работах дается иное толкование конституционных положений, которыми их оппоненты обосновывали нелегитимность полномочий регионов [6, с. 4 - 5; 7] <7>. По сути, доводы сторонников легитимности материального аспекта принципа федерализма в административной ответственности сводятся к признанию вторичности законодательства субъектов РФ об административных правонарушениях по отношению к КоАП РФ. Базовыми гарантиями законности являются установленные КоАП РФ допустимые виды административных наказаний, а также предельные величины административного штрафа, которые субъект РФ не вправе увеличить [8, с. 152]. Мы согласны с этой точкой зрения.
Готовое решение: Что нужно знать о трудовой деятельности работников, имеющих разрешение на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Следует иметь в виду, что сведения, приведенные в разрешении на работу, должны соответствовать информации, которая содержится в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. В противном случае доказать, что разрешение на работу принадлежит данному гражданину, может быть проблематично. Кроме того, если контролирующие органы выявят несоответствие сведений в указанных документах, работодатель (заказчик работ, услуг) может быть привлечен к административной ответственности за использование труда иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, когда оно требуется в соответствии с федеральным законом. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а при его совершении в Москве (Санкт-Петербурге) либо в Московской (Ленинградской) области - ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Следует иметь в виду, что сведения, приведенные в разрешении на работу, должны соответствовать информации, которая содержится в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина. В противном случае доказать, что разрешение на работу принадлежит данному гражданину, может быть проблематично. Кроме того, если контролирующие органы выявят несоответствие сведений в указанных документах, работодатель (заказчик работ, услуг) может быть привлечен к административной ответственности за использование труда иностранных граждан, не имеющих разрешения на работу, когда оно требуется в соответствии с федеральным законом. Ответственность за такое нарушение предусмотрена ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а при его совершении в Москве (Санкт-Петербурге) либо в Московской (Ленинградской) области - ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу осужденного к исправительным работам
(КонсультантПлюс, 2025)В случае необоснованного отказа осужденному к исправительным работам в приеме на работу вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. И назначить предупреждение или штраф в размере (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)В случае необоснованного отказа осужденному к исправительным работам в приеме на работу вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. И назначить предупреждение или штраф в размере (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
Статья: Сущность и содержание общественного порядка
(Еропкин М.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)<*> Статья ранее была опубликована в сборнике научных трудов "Проблемы теории и практики административной ответственности". М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. С. 3 - 15.
(Еропкин М.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 11)<*> Статья ранее была опубликована в сборнике научных трудов "Проблемы теории и практики административной ответственности". М.: ВНИИ МВД СССР, 1983. С. 3 - 15.
Готовое решение: К каким видам ответственности может быть привлечен работник
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Наказать по ней могут, в частности, за отсутствие положения о СУОТ в организации, нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушение порядка обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, допуск водителя к работе без прохождения периодического медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний.
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность за нарушения требований охраны труда предусмотрена ст. 5.27.1 КоАП РФ. Наказать по ней могут, в частности, за отсутствие положения о СУОТ в организации, нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда, нарушение порядка обучения по электробезопасности неэлектротехнического персонала, допуск водителя к работе без прохождения периодического медосмотра либо при наличии медицинских противопоказаний.
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При этом фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения и проверки знаний подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда предусмотрена административная ответственность (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ). При этом фактическое допущение каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения необходимого обучения и проверки знаний подлежит квалификации в качестве отдельного административного правонарушения с назначением административного наказания, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.12.2021 N 45 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами общей юрисдикции дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права").
Статья: Дискуссионные аспекты толкования конституционных основ административной ответственности
(Кирин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<1> Подробнее об этом периоде см., напр.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 283; Сорокин В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности. Избранные труды. СПб., 2005. С. 951 - 966; Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. 2007. N 8; и др.
(Кирин А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<1> Подробнее об этом периоде см., напр.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 1996. С. 283; Сорокин В.Д. О двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности. Избранные труды. СПб., 2005. С. 951 - 966; Панова И.В. Еще раз о двух тенденциях, разрушающих целостность института административной ответственности // Вестник ВАС РФ. 2007. N 8; и др.