Административная ответственность свидетеля
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность свидетеля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25.6 "Свидетель" КоАП РФ"В части 5 статьи 25.6 КоАП РФ содержится императивное указание на то, что свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Допрос свидетелей налоговым органом
(КонсультантПлюс, 2025)Административной или уголовной ответственности свидетель по делам о налоговых правонарушениях не несет (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
(КонсультантПлюс, 2025)Административной или уголовной ответственности свидетель по делам о налоговых правонарушениях не несет (п. 5.1 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
Статья: Проблемы совершенствования административной ответственности в области таможенного дела
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Административно-процедурное обеспечение юрисдикционной деятельности таможенных органов приобретает особое значение в современных условиях. Правомочия таможенных органов в данной сфере могут быть эффективно реализованы только при условии их адекватного процессуального сопровождения, детально регламентирующего административно-юрисдикционные процедуры, и соответствующего конституционным требованиям соблюдения и защиты прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, потерпевших, свидетелей и других участников производства по делам об административных правонарушениях <5>.
(Яровой М.А., Яровой А.Н.)
("Таможенное дело", 2025, N 1)Административно-процедурное обеспечение юрисдикционной деятельности таможенных органов приобретает особое значение в современных условиях. Правомочия таможенных органов в данной сфере могут быть эффективно реализованы только при условии их адекватного процессуального сопровождения, детально регламентирующего административно-юрисдикционные процедуры, и соответствующего конституционным требованиям соблюдения и защиты прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц, потерпевших, свидетелей и других участников производства по делам об административных правонарушениях <5>.
Нормативные акты
Статья: Меры административно-правового и административно-процессуального принуждения: отличие и взаимосвязь
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
(Ландерсон Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)К числу мер административно-процессуального принуждения, обеспечивающих движение административного дела, можно отнести: 1) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие возбуждение дела об административном правонарушении (например, доставление в целях составления протокола об административном правонарушении (ст. 27.2 КоАП РФ)); 2) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие установленный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении (например, привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к административной ответственности, а также свидетеля, применяемый в целях обеспечения установленного порядка рассмотрения дела в присутствии данных лиц (ст. 27.15 КоАП РФ) в случаях неявки без уважительных причин (ч. 3 ст. 29.4, п. 8 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ)); 3) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении и исполнение административного наказания (например, административное задержание, применяемое для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в том числе исполнение административного наказания в виде административного ареста (ст. 27.3 - 27.5 КоАП РФ)); 4) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении (например, задержание судна, доставленного в порт Российской Федерации, применяемое в целях выяснения обстоятельств административного правонарушения, обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 27.13.1 КоАП РФ); 5) меры административно-процессуального принуждения, обеспечивающие исполнение постановлений о назначении административных наказаний, к числу которых относятся: оценка изъятых вещей, подвергающихся быстрой порче, в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на реализацию или уничтожение, в том числе оценка изъятых из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их на уничтожение; оценка древесины и (или) полученной из нее продукции в целях обеспечения исполнения административного наказания путем направления их для хранения, реализации, утилизации или уничтожения (ст. 27.11, 29.10 КоАП РФ); задержание транспортного средства, применяемое в целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством до уплаты административного штрафа, обеспечивающее исполнение данного вида административного наказания, в том числе исполнение возложенной обязанности по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства (ст. 27.13 КоАП РФ); временный запрет деятельности, применяемый в целях обеспечения рассмотрения дела и исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ст. 27.16, 27.17 КоАП РФ); помещение в специальные учреждения иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих принудительному выдворению за пределы Российской Федерации, применяемое в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства в целях обеспечения исполнения принятого по делу постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации (ст. 27.19 КоАП РФ); арест имущества, применяемый в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за незаконное вознаграждение от имени юридического лица, за совершение в интересах юридического лица сделок или финансовых операций с имуществом, полученным преступным путем (ст. 27.20 КоАП РФ); изъятие и хранение в течение срока лишения указанного специального права соответственно водительского удостоверения, удостоверения на право управления судами (в том числе маломерными) или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), обеспечивающего исполнение административного наказания в виде лишения специального права (ч. 5 ст. 27.10, ч. 1 ст. 32.6 КоАП РФ), и др.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.05.2024 N Ф04-1460/2024 по делу N А70-14321/2023 <Когда ФНС вправе не знакомить налогоплательщика с материалами проверки?>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)И в заключение - о вызове на допрос свидетеля. В Письме от 08.08.2022 N 03-02-07/76644 минфиновцы отметили, что это самостоятельная форма налогового контроля. В качестве свидетеля для дачи показаний позволено "пригласить" любое физлицо, которому могут быть известны те или иные значимые обстоятельства. Неявка либо уклонение от похода в ИФНС без уважительных причин грозят штрафом по ст. 128 НК РФ в размере 1 000 рублей. А вот административной и уголовной ответственности свидетелю по делу о налоговом правонарушении можно не опасаться. На это специалисты ФНС России обратили внимание в Письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12837.
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 13)И в заключение - о вызове на допрос свидетеля. В Письме от 08.08.2022 N 03-02-07/76644 минфиновцы отметили, что это самостоятельная форма налогового контроля. В качестве свидетеля для дачи показаний позволено "пригласить" любое физлицо, которому могут быть известны те или иные значимые обстоятельства. Неявка либо уклонение от похода в ИФНС без уважительных причин грозят штрафом по ст. 128 НК РФ в размере 1 000 рублей. А вот административной и уголовной ответственности свидетелю по делу о налоговом правонарушении можно не опасаться. На это специалисты ФНС России обратили внимание в Письме от 17.07.2013 N АС-4-2/12837.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Учитывая, что интересы правосудия в широком его понимании страдают в рамках всех видов производств, при исполнении решения суда, приговора, необходимо установление единой, причем уголовной ответственности, за заведомо ложные показания, заключение или заведомо неправильный перевод. Наличие единой нормы позволит уйти от дифференциации ответственности и одинаково защищать лиц, привлекаемых к уголовной и административной ответственности, от злоупотреблений со стороны потерпевших, свидетелей, переводчиков.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Учитывая, что интересы правосудия в широком его понимании страдают в рамках всех видов производств, при исполнении решения суда, приговора, необходимо установление единой, причем уголовной ответственности, за заведомо ложные показания, заключение или заведомо неправильный перевод. Наличие единой нормы позволит уйти от дифференциации ответственности и одинаково защищать лиц, привлекаемых к уголовной и административной ответственности, от злоупотреблений со стороны потерпевших, свидетелей, переводчиков.
Статья: Правовой статус лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполнения указанных выше обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ (например, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. За отказ или за уклонение от исполнения указанных выше обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП РФ (например, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении).
Статья: Допрос руководителя компании в налоговом органе. Что нужно знать?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Несмотря на то что за отказ от дачи показаний или ложные показания административной или уголовной ответственности свидетель по делам о налоговых правонарушениях не несет (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), нужно помнить, что в случае возбуждения уголовного дела информация, указанная в протоколе налогового допроса, может лечь в основу допроса этого же лица, но уже в другом качестве, например, в статусе свидетеля по уголовному делу, подозреваемого или обвиняемого.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)Несмотря на то что за отказ от дачи показаний или ложные показания административной или уголовной ответственности свидетель по делам о налоговых правонарушениях не несет (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837), нужно помнить, что в случае возбуждения уголовного дела информация, указанная в протоколе налогового допроса, может лечь в основу допроса этого же лица, но уже в другом качестве, например, в статусе свидетеля по уголовному делу, подозреваемого или обвиняемого.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Прямые издержки создаются самим процессом правоприменения. Это затраты на содержание сотрудников органов исполнительной власти и судей, на организацию и проведение мероприятий по контролю (надзору), на организацию производства по делам об административных правонарушениях, затраты привлекаемых к административной ответственности лиц, выплаты экспертам, специалистам, свидетелям. Косвенные издержки связаны с перераспределением бюджетных средств (например, организационные расходы ложатся на федеральный бюджет, а штрафы поступают в региональные или местные бюджеты), с сокращением прибылей и общего уровня благосостояния, со снижением стимулов к развитию производства, с падением потребительского спроса.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Прямые издержки создаются самим процессом правоприменения. Это затраты на содержание сотрудников органов исполнительной власти и судей, на организацию и проведение мероприятий по контролю (надзору), на организацию производства по делам об административных правонарушениях, затраты привлекаемых к административной ответственности лиц, выплаты экспертам, специалистам, свидетелям. Косвенные издержки связаны с перераспределением бюджетных средств (например, организационные расходы ложатся на федеральный бюджет, а штрафы поступают в региональные или местные бюджеты), с сокращением прибылей и общего уровня благосостояния, со снижением стимулов к развитию производства, с падением потребительского спроса.
Статья: Понятие и содержание принципа непосредственности и гарантии его реализации в производстве по делам об административных правонарушениях
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Исходя из формулировки ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ и складывающейся практики, непосредственное исследование может осуществляться в различных формах. Во-первых, путем восприятия значимой информации из первоисточника, например при заслушивании объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, показаний потерпевшего или свидетеля, осмотре вещественных доказательств, предметов и документов. Во-вторых, при изучении содержания производных доказательств, формирование которых происходило на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, либо позднее путем их оглашения <7>. С точки зрения законодательства об административных правонарушениях выделенные формы являются равнозначными и могут использоваться без каких-либо дополнительных условий <8>. По верному замечанию Т.Н. Добровольской, принцип непосредственности может быть соблюден при пользовании производными доказательствами и нарушен при использовании первоисточников <9>. Вместе с тем на практике принимаются решения, согласно которым первоначальным доказательствам фактически отдается приоритет перед производными. Так, непредставление оригинала протокола об административном правонарушении <10>, неисследование оригиналов документов <11>, признание недопустимым производного доказательства, положенного в основу решения при непринятии мер по исследованию первоначального доказательства <12>, влекли отмену вынесенных решений. Подобная практика, по нашему мнению, не имеет правовой основы. В некоторых случаях получение имеющей значение для дела информации из первоисточника просто невозможно. Так, например, нельзя повторить обстоятельства совершения административного правонарушения, производства личного обыска, осмотра территории и пр., поскольку данные события уже не существуют. Вместе с тем важная информация, полученная в результате данных процессуальных действий, закреплена в соответствующих процессуальных документах - производных доказательствах, в том числе в их копиях, исследование которых возможно при разрешении дела об административном правонарушении. В других случаях изучение производных доказательств может быть связано с необходимостью проверки первоначального доказательства. Вполне допустима ситуация, при которой одно и то же доказательство, например показания свидетеля, при рассмотрении дела об административном правонарушении может исследоваться в каждой из выделенных нами форм. Восприятие содержания производных доказательств субъектами административной юрисдикции отнюдь не превращает процесс их исследования в опосредованный. Главное в рассматриваемом требовании состоит в том, что доказательства независимо от их характера лично исследуются субъектами административной юрисдикции, участниками производства при рассмотрении дела об административном правонарушении.
(Нобель А.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 4)Исходя из формулировки ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ и складывающейся практики, непосредственное исследование может осуществляться в различных формах. Во-первых, путем восприятия значимой информации из первоисточника, например при заслушивании объяснений лица, привлекаемого к административной ответственности, показаний потерпевшего или свидетеля, осмотре вещественных доказательств, предметов и документов. Во-вторых, при изучении содержания производных доказательств, формирование которых происходило на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, либо позднее путем их оглашения <7>. С точки зрения законодательства об административных правонарушениях выделенные формы являются равнозначными и могут использоваться без каких-либо дополнительных условий <8>. По верному замечанию Т.Н. Добровольской, принцип непосредственности может быть соблюден при пользовании производными доказательствами и нарушен при использовании первоисточников <9>. Вместе с тем на практике принимаются решения, согласно которым первоначальным доказательствам фактически отдается приоритет перед производными. Так, непредставление оригинала протокола об административном правонарушении <10>, неисследование оригиналов документов <11>, признание недопустимым производного доказательства, положенного в основу решения при непринятии мер по исследованию первоначального доказательства <12>, влекли отмену вынесенных решений. Подобная практика, по нашему мнению, не имеет правовой основы. В некоторых случаях получение имеющей значение для дела информации из первоисточника просто невозможно. Так, например, нельзя повторить обстоятельства совершения административного правонарушения, производства личного обыска, осмотра территории и пр., поскольку данные события уже не существуют. Вместе с тем важная информация, полученная в результате данных процессуальных действий, закреплена в соответствующих процессуальных документах - производных доказательствах, в том числе в их копиях, исследование которых возможно при разрешении дела об административном правонарушении. В других случаях изучение производных доказательств может быть связано с необходимостью проверки первоначального доказательства. Вполне допустима ситуация, при которой одно и то же доказательство, например показания свидетеля, при рассмотрении дела об административном правонарушении может исследоваться в каждой из выделенных нами форм. Восприятие содержания производных доказательств субъектами административной юрисдикции отнюдь не превращает процесс их исследования в опосредованный. Главное в рассматриваемом требовании состоит в том, что доказательства независимо от их характера лично исследуются субъектами административной юрисдикции, участниками производства при рассмотрении дела об административном правонарушении.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Административная ответственность и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается <260>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Административная ответственность и уголовная ответственность свидетеля по делу о налоговом правонарушении не предусмотрены. В указанной связи об административной или уголовной ответственности свидетель не предупреждается <260>.