Административная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность субъектов малого и среднего предпринимательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФДанное обстоятельство оставлено без внимания мировым судьей при назначении Обществу административного наказания. Из текста постановления о привлечении к административной ответственности не следует, что сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства исследовались мировым судьей."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 4.1.2 "Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям" КоАП РФ
(Арбитражный суд Уральского округа)В случае если санкция статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность только для юридических лиц, то при назначении наказания являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам применяются положения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ о назначении штрафа в размере половины величины административного штрафа, установленной санкцией соответствующей нормы.
(Арбитражный суд Уральского округа)В случае если санкция статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность только для юридических лиц, то при назначении наказания являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам применяются положения ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ о назначении штрафа в размере половины величины административного штрафа, установленной санкцией соответствующей нормы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
(ред. от 04.11.2025)Статья 4.1.2. Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям
Готовое решение: Как размещать в ЕИС информацию о закупках финансовых услуг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Санкций за подобные действия не предусмотрено. Однако, поскольку указанные закупки не подпадают под регулирование Закона N 223-ФЗ, размещение сведений о них в ЕИС может повлечь включение недостоверных сведений в отчетность и ошибки в расчете годового объема закупок у СМСП. Если в результате таких ошибок заказчик осуществит закупки у СМСП менее установленного объема, заказчику и (или) его должностным лицам грозит административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Кроме того, за данное нарушение, а также за размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у СМСП для заказчиков предусмотрена санкция - их положения о закупке с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, признаются неразмещенными. В этот период заказчики вынуждены проводить закупки по основным правилам Закона N 44-ФЗ (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также полагаем, что за размещение недостоверной информации в отчете возможно привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 7.30.4 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Санкций за подобные действия не предусмотрено. Однако, поскольку указанные закупки не подпадают под регулирование Закона N 223-ФЗ, размещение сведений о них в ЕИС может повлечь включение недостоверных сведений в отчетность и ошибки в расчете годового объема закупок у СМСП. Если в результате таких ошибок заказчик осуществит закупки у СМСП менее установленного объема, заказчику и (или) его должностным лицам грозит административная ответственность в соответствии с ч. 6 ст. 7.30.4 КоАП РФ. Кроме того, за данное нарушение, а также за размещение недостоверной информации о годовом объеме закупок у СМСП для заказчиков предусмотрена санкция - их положения о закупке с 1 февраля и до конца года, следующего за отчетным, признаются неразмещенными. В этот период заказчики вынуждены проводить закупки по основным правилам Закона N 44-ФЗ (ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Также полагаем, что за размещение недостоверной информации в отчете возможно привлечение к ответственности по ч. 2 ст. 7.30.4 КоАП РФ.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Что касается годового отчета о закупке у субъектов МСП, то за его неразмещение заказчику, кроме административной ответственности, грозит перевод закупок на нормы Закона 44-ФЗ на 11 месяцев (ч. 8.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ) <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Что касается годового отчета о закупке у субъектов МСП, то за его неразмещение заказчику, кроме административной ответственности, грозит перевод закупок на нормы Закона 44-ФЗ на 11 месяцев (ч. 8.1 ст. 3 Закона 223-ФЗ) <2>.
Статья: Проблемные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 26.03.2022 N 70-ФЗ) в практике Верховного Суда Российской Федерации
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Как неоднократно указывал КС РФ, в рамках проведения государственной политики в сфере контрольно-надзорной деятельности законодатель не был лишен возможности устанавливать специальные условия применения административной ответственности, которые обеспечивают дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, в целях предотвращения в отношении данных субъектов чрезмерного административного принуждения (Определения от 29.09.2022 N 2593-О и от 20.07.2023 N 2125-О).
(Ячменев Г.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Как неоднократно указывал КС РФ, в рамках проведения государственной политики в сфере контрольно-надзорной деятельности законодатель не был лишен возможности устанавливать специальные условия применения административной ответственности, которые обеспечивают дифференциацию условий административной ответственности субъектов малого и среднего бизнеса, в целях предотвращения в отношении данных субъектов чрезмерного административного принуждения (Определения от 29.09.2022 N 2593-О и от 20.07.2023 N 2125-О).
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Установлена ли административная ответственность за невыполнение объемов закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Установлена ли административная ответственность за невыполнение объемов закупок у СМСП по Закону N 223-ФЗ
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (июнь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Неразмещение перечня товаров, работ, услуг в ЕИС при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, неправомерно и влечет за собой административную ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Неразмещение перечня товаров, работ, услуг в ЕИС при осуществлении закупки товаров, работ, услуг, участниками которой могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства, неправомерно и влечет за собой административную ответственность.