Административная ответственность медицинских работников
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность медицинских работников (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Право на жизнь и производство аборта: уголовно-правовые аспекты
(Чирков Ф.В.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Как известно, действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (ст. 123 УК РФ), и административную ответственность медицинских работников за нарушение сроков, установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (ст. 6.32 КоАП РФ) <8>. Ответственность самой беременной женщины не предусматривается (даже в тех случаях, когда аборт при сроке свыше 12 недель проводится с ее согласия и при ее инициировании в отсутствие медицинских или социальных показаний). Эти законодательные решения позволяют рассматривать аборт не как прерывание беременности, а как действия третьих лиц, непосредственно направленные на прерывание беременности. При этом в зависимости от статуса этих "третьих лиц" сами действия получают оценку либо как преступление, либо как нарушение предписанных правил проведения операции по прерыванию беременности. На наш взгляд, такая логика не вписывается в концептуальные рамки политики охраны жизни как традиционной российской духовно-нравственной ценности.
(Чирков Ф.В.)
("Российский следователь", 2025, N 6)Как известно, действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля (ст. 123 УК РФ), и административную ответственность медицинских работников за нарушение сроков, установленных законодательством в сфере охраны здоровья для проведения искусственного прерывания беременности (ст. 6.32 КоАП РФ) <8>. Ответственность самой беременной женщины не предусматривается (даже в тех случаях, когда аборт при сроке свыше 12 недель проводится с ее согласия и при ее инициировании в отсутствие медицинских или социальных показаний). Эти законодательные решения позволяют рассматривать аборт не как прерывание беременности, а как действия третьих лиц, непосредственно направленные на прерывание беременности. При этом в зависимости от статуса этих "третьих лиц" сами действия получают оценку либо как преступление, либо как нарушение предписанных правил проведения операции по прерыванию беременности. На наш взгляд, такая логика не вписывается в концептуальные рамки политики охраны жизни как традиционной российской духовно-нравственной ценности.
Статья: О критериях риска государственного контроля (надзора) в сфере здравоохранения
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Третья особенность-дефицит возможностей по выявлению, пресечению нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению нарушенного права. Для примера рассмотрим ситуацию, при которой медицинская организация не соблюдает стандарты оснащения, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи. Характерная черта федеральных служб, осуществляющих контроль и надзор, - отсутствие полномочий по управлению подконтрольными лицами. На первый взгляд потенциальный перечень мер, имеющихся в распоряжении инспектора, достаточно широк и включает в себя: профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений; возбуждение дела об административном правонарушении либо обращение в суд (с требованием о принудительном отзыве продукции и (или) запрете эксплуатации объектов и (или) доведения до сведения граждан и организаций информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) <9>. Однако профилактические мероприятия, в том числе объявление предостережения, ни к чему правонарушителя не обязывают. Привлечение к административной ответственности медицинской организации (работника) само по себе не влияет на перечень имеющегося оборудования (не восстанавливает нарушенного права). Инспектор может побудить подконтрольное лицо оснастить оборудованием свои структурные подразделения только посредством выдачи предписания. Однако организация может намеренно отказаться от исполнения предписания, несмотря на административную ответственность по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, особенно если стоимость оборудования несоизмеримо выше максимального административного штрафа. При этом вынесение повторного предписания согласно письму Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2016 г. N 76/2-277-2016 не соответствует установленному законодательством механизму воздействия на виновное лицо. Не следует забывать, что предписание выдается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия. В свою очередь, "среднестатистическая" медицинская организация согласно критериям риска, установленным для сфер обращения медицинских изделий и лекарственных средств, будет находиться в низкой категории, исключающей плановые проверки. Для инициации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, например, по жалобам граждан, необходимо установление либо угрозы, либо факта наступления вреда здоровью, что также может быть затруднительно. В частности, в письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 г. N Д24и-8436 отмечено отсутствие законодательно установленных критериев для определения угрозы причинения вреда и рекомендовано определять факт или угрозу причинения вреда здоровью на основании Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека <10>, обращая внимание на необходимость наличия прямой причинно-следственной связи между нарушением обязательных требований и причиненным вредом. Примечательно, что на инспектора органа контроля (надзора) фактически возложена роль судебно-медицинского эксперта, что довольно дискутабельно. Как результат, у согласовывающих проверку органов прокуратуры почти в 100% могут быть обоснованные сомнения, что указанное в жалобе правонарушение находится в прямой причинно-следственной связи с вероятностью (или фактом) наступления вреда здоровью у конкретного гражданина. Соответственно, органы контроля (надзора) с высокой вероятностью не смогут провести контрольные (надзорные) мероприятия.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2023, N 1)Третья особенность-дефицит возможностей по выявлению, пресечению нарушений, устранению их последствий и (или) восстановлению нарушенного права. Для примера рассмотрим ситуацию, при которой медицинская организация не соблюдает стандарты оснащения, предусмотренные порядком оказания медицинской помощи. Характерная черта федеральных служб, осуществляющих контроль и надзор, - отсутствие полномочий по управлению подконтрольными лицами. На первый взгляд потенциальный перечень мер, имеющихся в распоряжении инспектора, достаточно широк и включает в себя: профилактические мероприятия, контрольные (надзорные) мероприятия с выдачей предписания об устранении выявленных нарушений; возбуждение дела об административном правонарушении либо обращение в суд (с требованием о принудительном отзыве продукции и (или) запрете эксплуатации объектов и (или) доведения до сведения граждан и организаций информации о наличии угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям) <9>. Однако профилактические мероприятия, в том числе объявление предостережения, ни к чему правонарушителя не обязывают. Привлечение к административной ответственности медицинской организации (работника) само по себе не влияет на перечень имеющегося оборудования (не восстанавливает нарушенного права). Инспектор может побудить подконтрольное лицо оснастить оборудованием свои структурные подразделения только посредством выдачи предписания. Однако организация может намеренно отказаться от исполнения предписания, несмотря на административную ответственность по ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, особенно если стоимость оборудования несоизмеримо выше максимального административного штрафа. При этом вынесение повторного предписания согласно письму Генеральной Прокуратуры РФ от 12 апреля 2016 г. N 76/2-277-2016 не соответствует установленному законодательством механизму воздействия на виновное лицо. Не следует забывать, что предписание выдается только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия. В свою очередь, "среднестатистическая" медицинская организация согласно критериям риска, установленным для сфер обращения медицинских изделий и лекарственных средств, будет находиться в низкой категории, исключающей плановые проверки. Для инициации внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий, например, по жалобам граждан, необходимо установление либо угрозы, либо факта наступления вреда здоровью, что также может быть затруднительно. В частности, в письме Минэкономразвития России от 24 марта 2022 г. N Д24и-8436 отмечено отсутствие законодательно установленных критериев для определения угрозы причинения вреда и рекомендовано определять факт или угрозу причинения вреда здоровью на основании Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека <10>, обращая внимание на необходимость наличия прямой причинно-следственной связи между нарушением обязательных требований и причиненным вредом. Примечательно, что на инспектора органа контроля (надзора) фактически возложена роль судебно-медицинского эксперта, что довольно дискутабельно. Как результат, у согласовывающих проверку органов прокуратуры почти в 100% могут быть обоснованные сомнения, что указанное в жалобе правонарушение находится в прямой причинно-следственной связи с вероятностью (или фактом) наступления вреда здоровью у конкретного гражданина. Соответственно, органы контроля (надзора) с высокой вероятностью не смогут провести контрольные (надзорные) мероприятия.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками публично-правовой компании, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.
(ред. от 04.11.2025)3. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к лицам, занимающимся частной практикой, к лицам, являющимся работниками многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр), работниками иных организаций, осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции многофункционального центра, или работниками публично-правовой компании, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, либо к тренерам, специалистам по спортивной медицине или иным специалистам в области физической культуры и спорта, занимающим должности, предусмотренные перечнем, утвержденным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо к экспертам в области промышленной безопасности, либо к экспертам в области оценки пожарного риска, либо к лицам, осуществляющим деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, медицинским работникам, фармацевтическим работникам, либо к лицам, осуществляющим деятельность в области управления многоквартирными домами, либо к техническим экспертам в области технического осмотра транспортных средств.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В главе 6 КоАП РФ (о правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность) не предусмотрены положения об административной ответственности медицинского работника (или медицинской организации) за неоказание помощи больному. Предположим, что в административном контексте мерой государственного реагирования на такое неисполнение предусмотренной регулятивным законом обязанности могли бы быть, например, предупреждение, административный штраф, дисквалификация медицинского работника, но в действующем КоАП РФ отсутствует правонарушение, за которое могло бы быть предусмотрено любое из перечисленных административных наказаний.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)В главе 6 КоАП РФ (о правонарушениях, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность) не предусмотрены положения об административной ответственности медицинского работника (или медицинской организации) за неоказание помощи больному. Предположим, что в административном контексте мерой государственного реагирования на такое неисполнение предусмотренной регулятивным законом обязанности могли бы быть, например, предупреждение, административный штраф, дисквалификация медицинского работника, но в действующем КоАП РФ отсутствует правонарушение, за которое могло бы быть предусмотрено любое из перечисленных административных наказаний.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<138> См.: Административная ответственность медицинских работников / [Электронный ресурс]. URL: https://fedlab.ru/zashchita-interesov/chasto-zadavaemye-voprosy/administrativnaya-otvetstvennost-meditsinskikh-rabotnikov/ (дата обращения: 14.12.2021).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)<138> См.: Административная ответственность медицинских работников / [Электронный ресурс]. URL: https://fedlab.ru/zashchita-interesov/chasto-zadavaemye-voprosy/administrativnaya-otvetstvennost-meditsinskikh-rabotnikov/ (дата обращения: 14.12.2021).
Статья: Медкомиссии при трудоустройстве
(Зеленая У.)
("Трудовое право", 2023, N 2)Вышеперечисленные дела отражают привлечение к административной ответственности должностных лиц за трудоустройство сотрудников, для которых прохождение предварительного медицинского осмотра является обязательным. Как правило, выявление таких правонарушений происходит при проведении проверок инспекторами труда государственной инспекции труда.
(Зеленая У.)
("Трудовое право", 2023, N 2)Вышеперечисленные дела отражают привлечение к административной ответственности должностных лиц за трудоустройство сотрудников, для которых прохождение предварительного медицинского осмотра является обязательным. Как правило, выявление таких правонарушений происходит при проведении проверок инспекторами труда государственной инспекции труда.
Готовое решение: Как организовать проведение предварительного медицинского осмотра при приеме на работу
(КонсультантПлюс, 2025)Кандидат может отказаться пройти медицинский осмотр до заключения договора, ссылаясь на то, что это обязаны делать работники, а не соискатели. Однако из ст. 69 ТК РФ следует, что медицинский осмотр носит предварительный характер и проводится при заключении трудового договора. Таким образом, если соискатель не соглашается его пройти, ему следует отказать в приеме на работу. В случае заключения трудового договора с работником без обязательного медицинского осмотра должностные лица данной организации могут быть привлечены к административной ответственности.
(КонсультантПлюс, 2025)Кандидат может отказаться пройти медицинский осмотр до заключения договора, ссылаясь на то, что это обязаны делать работники, а не соискатели. Однако из ст. 69 ТК РФ следует, что медицинский осмотр носит предварительный характер и проводится при заключении трудового договора. Таким образом, если соискатель не соглашается его пройти, ему следует отказать в приеме на работу. В случае заключения трудового договора с работником без обязательного медицинского осмотра должностные лица данной организации могут быть привлечены к административной ответственности.
Статья: Лишение свободы в подарок
(Озова Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 4)Следовательно, при наступлении условий, указанных в ст. 74 Закона N 323-ФЗ, в случае, если материальное вознаграждение будет получено должностным или приравненным к нему лицом, такие действия могут образовывать состав преступления взятки; если получившее материальное вознаграждение лицо при данных условиях должностным лицом не является, такие действия будут образовывать дисциплинарный проступок и, соответственно, наказываться по нормам трудового законодательства, так как, несмотря на указание законодателя на ответственность медицинских и фармацевтических работников и руководителей медицинских организаций, такая ответственность в настоящее время ни уголовным, ни гражданским, ни административным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, если не считать ст. 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административной ответственности за непредставление медицинским либо фармацевтическим работником информации, а руководителем медицинской организации либо руководителем аптечной организации соответствующего уведомления о возникновении конфликта интересов (в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. либо от 5 000 до 10 000 руб. в зависимости от субъекта правонарушения), под которым подразумевается возникновение у данных лиц личной заинтересованности в получении материальной выгоды или иного преимущества, влияющей либо способной повлиять на добросовестное исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью таких работников и интересами пациента.
(Озова Н.А.)
("Российский судья", 2021, N 4)Следовательно, при наступлении условий, указанных в ст. 74 Закона N 323-ФЗ, в случае, если материальное вознаграждение будет получено должностным или приравненным к нему лицом, такие действия могут образовывать состав преступления взятки; если получившее материальное вознаграждение лицо при данных условиях должностным лицом не является, такие действия будут образовывать дисциплинарный проступок и, соответственно, наказываться по нормам трудового законодательства, так как, несмотря на указание законодателя на ответственность медицинских и фармацевтических работников и руководителей медицинских организаций, такая ответственность в настоящее время ни уголовным, ни гражданским, ни административным законодательством Российской Федерации не предусмотрена, если не считать ст. 6.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административной ответственности за непредставление медицинским либо фармацевтическим работником информации, а руководителем медицинской организации либо руководителем аптечной организации соответствующего уведомления о возникновении конфликта интересов (в виде штрафа в размере от 3 000 до 5 000 руб. либо от 5 000 до 10 000 руб. в зависимости от субъекта правонарушения), под которым подразумевается возникновение у данных лиц личной заинтересованности в получении материальной выгоды или иного преимущества, влияющей либо способной повлиять на добросовестное исполнение ими профессиональных обязанностей вследствие противоречия между личной заинтересованностью таких работников и интересами пациента.
Готовое решение: Какими документами оформить привлечение работника к работе в выходной день
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если привлечете работника с медицинскими противопоказаниями к работе в выходной. То есть нарушите ч. 7 ст. 113 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)административная ответственность по ч. 3, 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если привлечете работника с медицинскими противопоказаниями к работе в выходной. То есть нарушите ч. 7 ст. 113 ТК РФ.
Статья: Отдельные аспекты организации деятельности органов внутренних дел государств - участников СНГ по противодействию вовлечению несовершеннолетних в деструктивные группы в сети Интернет
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Так, с 1 апреля 2019 г. Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан дополнен ст. 127-1 "Укрытие либо несообщение сведений о факте нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего", установившей административную ответственность за несообщение работниками образования, здравоохранения и социальной защиты населения о фактах нарушения прав несовершеннолетних в правоохранительные органы, и ст. 156-1, установившей административную ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
(Долгова С.И.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)Так, с 1 апреля 2019 г. Кодекс об административных правонарушениях Республики Казахстан дополнен ст. 127-1 "Укрытие либо несообщение сведений о факте нарушения прав и законных интересов несовершеннолетнего", установившей административную ответственность за несообщение работниками образования, здравоохранения и социальной защиты населения о фактах нарушения прав несовершеннолетних в правоохранительные органы, и ст. 156-1, установившей административную ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.