Административная ответственность индивидуальных предпринимателей
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность индивидуальных предпринимателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"14. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"14. В качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Статья: Смягчение административной ответственности: практика применения
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Для применения новых изменений организации на момент совершения правонарушения должны быть включены в соответствующие реестры. Штраф не будет снижен, если административной статьей предусмотрена ответственность ИП в том же размере, что и у организаций.
(Каблучков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 7)Для применения новых изменений организации на момент совершения правонарушения должны быть включены в соответствующие реестры. Штраф не будет снижен, если административной статьей предусмотрена ответственность ИП в том же размере, что и у организаций.
Статья: Административная ответственность за несвоевременное предоставление статистических данных в таможенный орган
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Существенная угроза охраняемым общественным отношениям от указанных правонарушений заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством <13>. Установление государством административных наказаний за совершение таких правонарушений призвано обеспечить соблюдение в деятельности юридических лиц необходимых норм и правил вопреки их экономическим интересам <14>. Законодатель уже отнес административные правонарушения в сфере таможенного дела к правонарушениям повышенной общественной опасности. Это следует из того, что за совершение "таможенных" правонарушений установлены повышенные размеры административных штрафов и более продолжительные сроки давности привлечения лиц к административной ответственности, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров способствует искажению статистики внешнеэкономической деятельности государства и создает неверную основу для формирования внешнеэкономической политики.
(Косицин И.А., Косицина Л.А., Сазанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)Существенная угроза охраняемым общественным отношениям от указанных правонарушений заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством <13>. Установление государством административных наказаний за совершение таких правонарушений призвано обеспечить соблюдение в деятельности юридических лиц необходимых норм и правил вопреки их экономическим интересам <14>. Законодатель уже отнес административные правонарушения в сфере таможенного дела к правонарушениям повышенной общественной опасности. Это следует из того, что за совершение "таможенных" правонарушений установлены повышенные размеры административных штрафов и более продолжительные сроки давности привлечения лиц к административной ответственности, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров способствует искажению статистики внешнеэкономической деятельности государства и создает неверную основу для формирования внешнеэкономической политики.
Статья: Тенденции развития института административной ответственности в отношении физических лиц как субъектов административных правонарушений
(Савочкина Д.О., Кудовба О.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Ключевые слова: физические лица, административная ответственность, индивидуальный предприниматель, проект КоАП РФ, лица, меры административной ответственности, несовершеннолетние.
(Савочкина Д.О., Кудовба О.Н.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Ключевые слова: физические лица, административная ответственность, индивидуальный предприниматель, проект КоАП РФ, лица, меры административной ответственности, несовершеннолетние.
Статья: Об интегративной взаимосвязи внесудебного и судебного разрешения административно-деликтных дел
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Например, при необходимости возвращения материалов дела об административном правонарушении на доработку в орган, должностному лицу, которые составили протокол об административном правонарушении, выносится определение (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ); при направлении материалов дела об административном правонарушении в арбитражный суд административный орган (орган публичной администрации) составляет заявление с требованием о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, которое служит процессуальным основанием для возбуждения арбитражным судом производства по делу о привлечении к административной ответственности в порядке, предусмотренном § 1 гл. 25 АПК РФ. При необходимости передачи материалов дела об административном правонарушении в ходе подготовки дела к рассмотрению или по результатам рассмотрения дела, когда речь идет о взаимодействии двух органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, их должностных лиц, судей, предусмотрено вынесение определения (п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 29.4, п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
(Ландерсон Н.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2021, N 3)Например, при необходимости возвращения материалов дела об административном правонарушении на доработку в орган, должностному лицу, которые составили протокол об административном правонарушении, выносится определение (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ); при направлении материалов дела об административном правонарушении в арбитражный суд административный орган (орган публичной администрации) составляет заявление с требованием о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя или юридического лица, которое служит процессуальным основанием для возбуждения арбитражным судом производства по делу о привлечении к административной ответственности в порядке, предусмотренном § 1 гл. 25 АПК РФ. При необходимости передачи материалов дела об административном правонарушении в ходе подготовки дела к рассмотрению или по результатам рассмотрения дела, когда речь идет о взаимодействии двух органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, их должностных лиц, судей, предусмотрено вынесение определения (п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 29.4, п. п. 1 и 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ).
Статья: Статотчетность: как отбиться от штрафа за несдачу и каковы новшества с 2025 года
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)За непредставление или несвоевременную сдачу статистической отчетности для должностных лиц организаций и ИП предусмотрена административная ответственность. Но статистической отчетности так много, что компания или ИП может просто не разобраться, какую отчетность и в какие сроки нужно подать. Можно ли снизить штраф или вовсе освободиться от него - разберемся в этой статье.
(Абрамова В.С.)
("Главная книга", 2024, N 23)За непредставление или несвоевременную сдачу статистической отчетности для должностных лиц организаций и ИП предусмотрена административная ответственность. Но статистической отчетности так много, что компания или ИП может просто не разобраться, какую отчетность и в какие сроки нужно подать. Можно ли снизить штраф или вовсе освободиться от него - разберемся в этой статье.
Статья: Специальные субъекты административных правонарушений, подлежащие ответственности как должностные лица
(Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности, как должностные лица определены ст. 2.4 КоАП РФ, правовые предписания которой занимают доминирующее положение во взаимосвязи норм рассматриваемого субинститута. Помимо собственно должностных лиц, включающих в себя представителей власти, лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах и организациях, в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, к числу таковых отнесены и иные субъекты административных правонарушений, не обладающие изложенными признаками должностного лица. Как должностные лица несут административную ответственность выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции работники иных организаций, а также арбитражные управляющие. Кроме того, если КоАП РФ не установлено иное, как должностные лица несут административную ответственность и индивидуальные предприниматели.
(Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.)
("Административное право и процесс", 2023, N 3)Признаки субъектов административных правонарушений, подлежащих административной ответственности, как должностные лица определены ст. 2.4 КоАП РФ, правовые предписания которой занимают доминирующее положение во взаимосвязи норм рассматриваемого субинститута. Помимо собственно должностных лиц, включающих в себя представителей власти, лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции или административно-хозяйственные функции в государственных органах и организациях, в органах местного самоуправления и в муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях, к числу таковых отнесены и иные субъекты административных правонарушений, не обладающие изложенными признаками должностного лица. Как должностные лица несут административную ответственность выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции работники иных организаций, а также арбитражные управляющие. Кроме того, если КоАП РФ не установлено иное, как должностные лица несут административную ответственность и индивидуальные предприниматели.
Готовое решение: Как с 1 апреля 2026 г. организации и ИП заполнить платежное поручение на уплату административного штрафа
(КонсультантПлюс, 2025)в поле 8 приведите полное или сокращенное название организации (обособленного подразделения), если к административной ответственности привлекли ее. ИП указывает Ф.И.О. и статус предпринимателя, например: "Сергеев Алексей Алексеевич (ИП)";
(КонсультантПлюс, 2025)в поле 8 приведите полное или сокращенное название организации (обособленного подразделения), если к административной ответственности привлекли ее. ИП указывает Ф.И.О. и статус предпринимателя, например: "Сергеев Алексей Алексеевич (ИП)";
Статья: Субъекты административной ответственности, установленной за несоблюдение перевозчиками требований об обязательном страховании своей гражданской ответственности и иные нарушения при перевозке пассажиров автомобильным транспортом
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Кроме того, следует отметить, что в примечании к ст. 12.31.1 КоАП РФ содержится следующая норма: за административные правонарушения, установленные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Таким образом, в целом перечень субъектов ответственности в этой статье существенно шире, нежели в ст. 11.31 КоАП РФ.
(Якимов А.Ю.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Кроме того, следует отметить, что в примечании к ст. 12.31.1 КоАП РФ содержится следующая норма: за административные правонарушения, установленные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица. Таким образом, в целом перечень субъектов ответственности в этой статье существенно шире, нежели в ст. 11.31 КоАП РФ.
Статья: К вопросу о привлечении к ответственности индивидуального предпринимателя по статье 274.2 Уголовного кодекса РФ
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)В законодательстве предусмотрена административная ответственность для ИП (ч. 2 ст. 13.42, ч. 2 ст. 13.42.1 КоАП РФ), уголовная (ст. 274.2 УК РФ) и гражданская ответственность (ст. 1074, 28 ГК РФ).
(Семенова И.В.)
("Российский следователь", 2025, N 4)В законодательстве предусмотрена административная ответственность для ИП (ч. 2 ст. 13.42, ч. 2 ст. 13.42.1 КоАП РФ), уголовная (ст. 274.2 УК РФ) и гражданская ответственность (ст. 1074, 28 ГК РФ).
Готовое решение: Какие штрафы и в каком размере предусмотрены за неуплату, неполную или несвоевременную уплату налогов
(КонсультантПлюс, 2025)ИП к административной ответственности не привлекают (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)ИП к административной ответственности не привлекают (примечание к ст. 15.3 КоАП РФ).