Адаптация и интеграция иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Адаптация и интеграция иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Культурно-идеологические проблемы в сфере адаптации и интеграции мигрантов
(Рогульский Д.А.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Актуальность вопросов миграции и необходимость проработки государственной политики в указанной сфере возникли практически с момента распада Советского Союза. С 90-х годов XX века в миграционной сфере неоднократно происходили изменения, которые в том числе оказывали влияние на особенности адаптации и интеграции мигрантов в российскую среду. При этом развитие общественной жизни и экономических правоотношений привело к возникновению новых потребностей у общества и новых целей прибытия мигрантов на территорию Российской Федерации. Только за 2022 год на территорию государства прибыло 3,47 млн мигрантов, что на 871 тыс. человек больше, чем в 2021 г. <*> Развитие миграции предопределяет важность обеспечения безопасности общества и недопущения увеличения численности правонарушений и преступлений, применения механизмов, обеспечивающих защиту интересов каждого члена общества и устранение конфликтов между представителями различных этносов, что невозможно без обеспечения адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, в том числе в культурно-идеологическом аспекте. В рамках данной статьи автором представлен анализ мер, реализованных в рамках миграционной политики для адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также предложены направления для разрешения культурно-идеологических проблем, с которыми сталкиваются мигранты, общество и государство при адаптации и интеграции.
(Рогульский Д.А.)
("Миграционное право", 2024, N 1)Актуальность вопросов миграции и необходимость проработки государственной политики в указанной сфере возникли практически с момента распада Советского Союза. С 90-х годов XX века в миграционной сфере неоднократно происходили изменения, которые в том числе оказывали влияние на особенности адаптации и интеграции мигрантов в российскую среду. При этом развитие общественной жизни и экономических правоотношений привело к возникновению новых потребностей у общества и новых целей прибытия мигрантов на территорию Российской Федерации. Только за 2022 год на территорию государства прибыло 3,47 млн мигрантов, что на 871 тыс. человек больше, чем в 2021 г. <*> Развитие миграции предопределяет важность обеспечения безопасности общества и недопущения увеличения численности правонарушений и преступлений, применения механизмов, обеспечивающих защиту интересов каждого члена общества и устранение конфликтов между представителями различных этносов, что невозможно без обеспечения адаптации и интеграции мигрантов в российское общество, в том числе в культурно-идеологическом аспекте. В рамках данной статьи автором представлен анализ мер, реализованных в рамках миграционной политики для адаптации и интеграции иностранных граждан на территории Российской Федерации, а также предложены направления для разрешения культурно-идеологических проблем, с которыми сталкиваются мигранты, общество и государство при адаптации и интеграции.
Статья: Проблемы реализации правового просвещения в деятельности органов исполнительной власти и исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<19> См.: Приказ ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
(Косырев Е.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 11)<19> См.: Приказ ФАДН России от 17 ноября 2020 г. N 142 "Об утверждении Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации "О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации" // Документ опубликован не был. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)43) осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществления мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия;
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)43) осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществления мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия;
Статья: Современные проблемы реализации государственной национальной политики Российской Федерации: правовой аспект
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Принятие проекта федерального закона "Об условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также условиях их пребывания и проживания на территории Российской Федерации" позволит решить отдельные из указанных проблем, например, в части закрепления соответствующих полномочий органов власти, а также подтверждения владения мигрантами русским языком, знания в необходимых пределах российской истории и основ законодательства, однако этими вопросами правовые проблемы в данной сфере не исчерпываются. Правовое регулирование отношений, связанных с адаптацией и интеграцией мигрантов, по сути, должно быть обеспечено самостоятельным комплексным правовым институтом, но его формирование еще находится на начальном этапе и требует наработки значительного массива правовых актов, связанных с формированием соответствующей инфраструктуры в сфере адаптации и интеграции мигрантов, поддержки и координации деятельности некоммерческих организаций в этой сфере, формированием системы государственных, муниципальных организаций, обеспечивающих оказание услуг и проведение мероприятий по содействию адаптации и интеграции иностранных граждан, и т.д.
(Андриченко Л.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Принятие проекта федерального закона "Об условиях въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также условиях их пребывания и проживания на территории Российской Федерации" позволит решить отдельные из указанных проблем, например, в части закрепления соответствующих полномочий органов власти, а также подтверждения владения мигрантами русским языком, знания в необходимых пределах российской истории и основ законодательства, однако этими вопросами правовые проблемы в данной сфере не исчерпываются. Правовое регулирование отношений, связанных с адаптацией и интеграцией мигрантов, по сути, должно быть обеспечено самостоятельным комплексным правовым институтом, но его формирование еще находится на начальном этапе и требует наработки значительного массива правовых актов, связанных с формированием соответствующей инфраструктуры в сфере адаптации и интеграции мигрантов, поддержки и координации деятельности некоммерческих организаций в этой сфере, формированием системы государственных, муниципальных организаций, обеспечивающих оказание услуг и проведение мероприятий по содействию адаптации и интеграции иностранных граждан, и т.д.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)43) осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществления мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия;
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)43) осуществления в пределах своих полномочий мер по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; осуществления мер, направленных на поддержку, сохранение, развитие и изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языков и культуры народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также иных мер, направленных на укрепление гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, защиту прав национальных меньшинств, социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, достижение межнационального и межконфессионального согласия;
Статья: Некоторые проблемы ресоциализации мигрантов в Российской Федерации
(Сальников В.П., Воронков К.И., Гутман М.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Поэтому считаем, что ресоциализацию мигрантов можно рассматривать как процесс адаптации и интеграции иностранных граждан, находящихся в стране пребывания, испытывающих различные проблемы. К тому же ресоциализация позволяет решать важные задачи. Во-первых, помогает мигрантам быстрее и легче интегрироваться в новое общество. Во-вторых, уменьшает социальный конфликт между мигрантами и населением страны пребывания. В-третьих, стремится предотвратить совершение преступлений иностранными гражданами, а также способствует укреплению межкультурных связей. В связи с этим вопросы, связанные с возвращением к условиям нормальной жизни различных категорий граждан, в настоящее время приобрели особую актуальность <11>.
(Сальников В.П., Воронков К.И., Гутман М.Ю.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Поэтому считаем, что ресоциализацию мигрантов можно рассматривать как процесс адаптации и интеграции иностранных граждан, находящихся в стране пребывания, испытывающих различные проблемы. К тому же ресоциализация позволяет решать важные задачи. Во-первых, помогает мигрантам быстрее и легче интегрироваться в новое общество. Во-вторых, уменьшает социальный конфликт между мигрантами и населением страны пребывания. В-третьих, стремится предотвратить совершение преступлений иностранными гражданами, а также способствует укреплению межкультурных связей. В связи с этим вопросы, связанные с возвращением к условиям нормальной жизни различных категорий граждан, в настоящее время приобрели особую актуальность <11>.
Статья: Актуальные вопросы интеллектуальной миграции в Российской Федерации: административно-правовой аспект
(Жеребцов А.Н.)
("Закон", 2024, N 3)в-четвертых, проблемы демографической политики страны могут быть эффективно решены за счет расширения образовательной миграции, которая кроме получения квалифицированного специалиста (новых компетенций) предполагает реализацию мер по адаптации и интеграции иностранных граждан (лиц без гражданства) в систему социально-экономических отношений в стране пребывания.
(Жеребцов А.Н.)
("Закон", 2024, N 3)в-четвертых, проблемы демографической политики страны могут быть эффективно решены за счет расширения образовательной миграции, которая кроме получения квалифицированного специалиста (новых компетенций) предполагает реализацию мер по адаптации и интеграции иностранных граждан (лиц без гражданства) в систему социально-экономических отношений в стране пребывания.
Статья: Влияние современных детерминант миграционных процессов на организацию публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Сегодня в обнародованном проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" предложено решение данного вопроса на законодательном уровне в разделе "Общие положения социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации". Однако четко сформулированной стратегии государственной политики в области интеграции мигрантов разработчиками законопроекта не предложено.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Сегодня в обнародованном проекте федерального закона "Об условиях въезда (выезда) и пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства" предложено решение данного вопроса на законодательном уровне в разделе "Общие положения социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации". Однако четко сформулированной стратегии государственной политики в области интеграции мигрантов разработчиками законопроекта не предложено.
Статья: Правовые пределы ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В литературе, например, неоднократно обращалось внимание на проблемы с выделением вопросов местного значения, связанных с созданием условий социальной и культурной адаптации мигрантов (при условии, что за органами государственной власти субъектов РФ закреплены полномочия по осуществлению мер, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов)), при этом подчеркивалось, что на сегодняшний день интеграционная модель на федеральном уровне в окончательном виде не сформирована <31>. Имеются содержательные пересечения при определении вопросов местного значения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 12)В литературе, например, неоднократно обращалось внимание на проблемы с выделением вопросов местного значения, связанных с созданием условий социальной и культурной адаптации мигрантов (при условии, что за органами государственной власти субъектов РФ закреплены полномочия по осуществлению мер, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов)), при этом подчеркивалось, что на сегодняшний день интеграционная модель на федеральном уровне в окончательном виде не сформирована <31>. Имеются содержательные пересечения при определении вопросов местного значения и полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере укрепления межнационального и межконфессионального согласия, профилактики межнациональных (межэтнических) конфликтов.
Статья: Принципы деятельности и организации субъектов, обеспечивающих миграционную безопасность в Российской Федерации (принципы обеспечения миграционной безопасности)
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)При этом нельзя недооценивать и роль органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые на основании федерального законодательства реализуют комплекс мер, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), на профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, с целью достижения межнационального и межконфессионального согласия, а также осуществляют выдачу заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и др. <26>.
(Степанов А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)При этом нельзя недооценивать и роль органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, которые на основании федерального законодательства реализуют комплекс мер, направленных на социальную и культурную адаптацию и интеграцию иностранных граждан (мигрантов), на профилактику и предупреждение экстремизма и межнациональных (межэтнических) конфликтов, с целью достижения межнационального и межконфессионального согласия, а также осуществляют выдачу заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации и др. <26>.
Статья: Миграция, политика и преступность в России: современные тенденции
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Миграционные процессы стали неотъемлемой частью социально-политической и экономической жизни в России за последние годы. Будучи сложным явлением, миграция крайне непредсказуема и неоднозначна по своим последствиям. В разных обстоятельствах из полезного фактора развития она трансформируется в маргинальный и даже криминальный <1>. На данные процессы оказывают заметное влияние проблемы социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.
(Чирков Д.К., Литвинов А.А.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Миграционные процессы стали неотъемлемой частью социально-политической и экономической жизни в России за последние годы. Будучи сложным явлением, миграция крайне непредсказуема и неоднозначна по своим последствиям. В разных обстоятельствах из полезного фактора развития она трансформируется в маргинальный и даже криминальный <1>. На данные процессы оказывают заметное влияние проблемы социально-культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации.