Email без согласия на рекламу
Подборка наиболее важных документов по запросу Email без согласия на рекламу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФ"Установив, что факт распространения обществом "ГикБрейнс" рекламы посредством электронной почты без получения предварительного согласия абонента на получение такой рекламы подтверждается материалами дела, учитывая, что отказ Семененко Д.С. от рассылки рекламных сообщений был выражен в письме от 05.03.2022 в 18:33, направленном с почты semenenkodasha@mail.ru на почту support@geekbrains.ru с формулировкой: "Я убрала в личном кабинете отправку email-уведомлений, почему вы продолжаете их присылать?", однако после 08.03.2022 общество продолжило рассылку рекламных сообщений в адрес Семененко Д.С. при наличии ее волеизъявления, выразившемся в отказе на получение сообщений рекламного характера, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 14.3 "Нарушение законодательства о рекламе" КоАП РФТаким образом, изложенные обстоятельства указывают на наличие в действиях заявителя административного правонарушения, выразившегося в распространении рекламы посредством рассылки по электронной почте Ловкиной А.В. в отсутствие предварительного согласия третьего лица, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие требования установлены к размещению рекламы в сети Интернет
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть и особые требования и ограничения, относящиеся к рекламе в сети Интернет. В частности, в Интернете нельзя рекламировать алкоголь, а букмекерские конторы можно рекламировать только на определенных сайтах. Нельзя делать рекламные рассылки на электронную почту без согласия абонента (адресата) на получение такой рекламы.
(КонсультантПлюс, 2025)Но есть и особые требования и ограничения, относящиеся к рекламе в сети Интернет. В частности, в Интернете нельзя рекламировать алкоголь, а букмекерские конторы можно рекламировать только на определенных сайтах. Нельзя делать рекламные рассылки на электронную почту без согласия абонента (адресата) на получение такой рекламы.
Статья: Информация об интересах и поведении потребителя как объект правоотношений в период цифровизации
(Белов В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)В рамках приведенных положений указание О.М. Ксенофонтова о незаконности парсинга данных пользователей социальных сетей без их предварительного согласия <28> выглядит весьма обоснованным, в том числе для целей защиты неприкосновенности частной жизни граждан и потребителей. Аналогичный вывод следует из судебного дела, где компания Google, зарегистрированная на территории Российской Федерации, была привлечена к ответственности за нарушение тайны переписки, поскольку, используя специальное программное обеспечение, размещала рекламу в электронной почте пользователя, руководствуясь результатами мониторинга его электронной корреспонденции <29>. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько правомерным является подход, связанный с автоматическим проставлением (предоставлением) согласия о том, что, продолжая использовать ресурс, пользователь - потенциальный потребитель выражает согласие с тем, что данные о нем и его скрытых интересах будут собираться, обрабатываться или даже продаваться, хотя и с применением методик по обезличиванию и автоматизации на основании соответствующего алгоритма, содержащегося в цифровом пространстве? А.В. Гапанович справедливо отмечает, что предоставлением подобных согласий является не более чем формальностью, не основанной на добровольном волеизъявлении субъектов персональных данных, поскольку усматривается неравенство статусов <30>, в связи с тем что такого рода соглашения заключаются по модели договора присоединения, имеющего одноименное наименование click-wrap-соглашений, где факт заключения договора осуществляется щелчком компьютерной мыши в окошке согласия с условиями конфиденциальности и сбора cookies <31>. "...Проблема может заключаться в том, что если сайт предоставляет уникальный контент, то пользователю не остается ничего иного, как принять предложение, иначе просмотреть информацию он не сможет. Другими словами, должно ли у пользователя быть право просматривать сайт без применения к нему соответствующих технологий? Ответ на данный вопрос остается открытым..." <32>. Отметим, что в судебной практике также встречаются дела, по результатам рассмотрения которых суд признает нарушение компаниями порядка обработки персональных данных и находит основания для включения веб-сайта в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Так, в одном из дел суд указал: "...на сайте не реализован функционал, предполагающий получение конкретного, информированного и сознательного согласия на обработку персональных данных, а равно отсутствует информация о наличии иных правовых оснований на обработку персональных данных..." <33>.
(Белов В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 2)В рамках приведенных положений указание О.М. Ксенофонтова о незаконности парсинга данных пользователей социальных сетей без их предварительного согласия <28> выглядит весьма обоснованным, в том числе для целей защиты неприкосновенности частной жизни граждан и потребителей. Аналогичный вывод следует из судебного дела, где компания Google, зарегистрированная на территории Российской Федерации, была привлечена к ответственности за нарушение тайны переписки, поскольку, используя специальное программное обеспечение, размещала рекламу в электронной почте пользователя, руководствуясь результатами мониторинга его электронной корреспонденции <29>. В связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько правомерным является подход, связанный с автоматическим проставлением (предоставлением) согласия о том, что, продолжая использовать ресурс, пользователь - потенциальный потребитель выражает согласие с тем, что данные о нем и его скрытых интересах будут собираться, обрабатываться или даже продаваться, хотя и с применением методик по обезличиванию и автоматизации на основании соответствующего алгоритма, содержащегося в цифровом пространстве? А.В. Гапанович справедливо отмечает, что предоставлением подобных согласий является не более чем формальностью, не основанной на добровольном волеизъявлении субъектов персональных данных, поскольку усматривается неравенство статусов <30>, в связи с тем что такого рода соглашения заключаются по модели договора присоединения, имеющего одноименное наименование click-wrap-соглашений, где факт заключения договора осуществляется щелчком компьютерной мыши в окошке согласия с условиями конфиденциальности и сбора cookies <31>. "...Проблема может заключаться в том, что если сайт предоставляет уникальный контент, то пользователю не остается ничего иного, как принять предложение, иначе просмотреть информацию он не сможет. Другими словами, должно ли у пользователя быть право просматривать сайт без применения к нему соответствующих технологий? Ответ на данный вопрос остается открытым..." <32>. Отметим, что в судебной практике также встречаются дела, по результатам рассмотрения которых суд признает нарушение компаниями порядка обработки персональных данных и находит основания для включения веб-сайта в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Так, в одном из дел суд указал: "...на сайте не реализован функционал, предполагающий получение конкретного, информированного и сознательного согласия на обработку персональных данных, а равно отсутствует информация о наличии иных правовых оснований на обработку персональных данных..." <33>.
Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за распространение рекламного спама по электронной почте?
(Консультация эксперта, 2025)Реклама, распространенная без предварительного согласия абонента (адресата) на ее получение, не соответствует требованиям законодательства РФ и является ненадлежащей. При этом под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).
(Консультация эксперта, 2025)Реклама, распространенная без предварительного согласия абонента (адресата) на ее получение, не соответствует требованиям законодательства РФ и является ненадлежащей. При этом под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя (п. 4 ст. 3, п. 1 ст. 18 Закона N 38-ФЗ, п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58).
Статья: Как бизнесу избежать штрафов за немаркировку рекламы в Интернете
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Московское УФАС признало это сообщение рекламой. Его направили пользователям без их согласия. Суды же отменили это решение (дело N А40-50244/21). Они сочли, что такое сообщение - это не реклама, потому что в нем нет объекта рекламирования. Основная его тема - творчество конкретной актрисы.
("Практическая бухгалтерия", 2023, N 8)Московское УФАС признало это сообщение рекламой. Его направили пользователям без их согласия. Суды же отменили это решение (дело N А40-50244/21). Они сочли, что такое сообщение - это не реклама, потому что в нем нет объекта рекламирования. Основная его тема - творчество конкретной актрисы.
"Комментарий к Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)3. Комментируемый пункт предоставляет получателям информации право отказаться от ее получения, возлагая на распространителя информации обязанность обеспечить возможность такого отказа. Это положение носит общий характер и подразумевает возможность распространения такой информации и направление ее лицам (по почте, по электронной почте и т.д.) без их предварительного согласия. В то же время специальные законы могут иначе регулировать правила распространения информации. В частности, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. Следовательно, к информации, направленной на привлечение интереса к объекту рекламирования, применяются правила ФЗ "О рекламе" в части, требующей обязательного предварительного согласия на получение информации, и правила ФЗ "Об информации" в части, которая обязывает распространителя информации предусмотреть возможность отказаться от получения информации. В случае несоблюдения этой обязанности, организацию могут привлечь к административной ответственности (только на основании отсутствия возможности отказаться от получения информации) <69>.
(постатейный)
(Чурилов А.Ю.)
("Юстицинформ", 2024)3. Комментируемый пункт предоставляет получателям информации право отказаться от ее получения, возлагая на распространителя информации обязанность обеспечить возможность такого отказа. Это положение носит общий характер и подразумевает возможность распространения такой информации и направление ее лицам (по почте, по электронной почте и т.д.) без их предварительного согласия. В то же время специальные законы могут иначе регулировать правила распространения информации. В частности, согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Рекламораспространитель, прежде чем направить какому-либо лицу рекламу по сетям электросвязи, должен удостовериться, что данное лицо выразило свое согласие на получение рекламы. При этом в ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе" закрепляется презумпция отсутствия указанного согласия абонента или адресата, и именно на рекламораспространителя возложена обязанность доказывать, что такое согласие было дано. Обязанность по получению согласия абонента и по подтверждению наличия соответствующего согласия лежит на рекламораспространителе. Следовательно, к информации, направленной на привлечение интереса к объекту рекламирования, применяются правила ФЗ "О рекламе" в части, требующей обязательного предварительного согласия на получение информации, и правила ФЗ "Об информации" в части, которая обязывает распространителя информации предусмотреть возможность отказаться от получения информации. В случае несоблюдения этой обязанности, организацию могут привлечь к административной ответственности (только на основании отсутствия возможности отказаться от получения информации) <69>.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)5. В соответствии со ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе сети Интернет, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение (Постановление Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (п. 15)"). Таким образом, направление сообщения рекламного характера в отсутствие предварительного согласия абонента образует состав административного правонарушения по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства о персональных данных) и ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе). При этом возможность квалификации данных отношений в контексте законодательства о персональных данных дает возможность субъекту требовать возмещения морального вреда от лиц, осуществлявших рассылку объявлений рекламного характера без его согласия. В практике встречаются успешные примеры реализации данного права. В частности, когда на домашний адрес истца по почте приходили уведомления и иные сообщения, отправителями которых значатся различные юридические и физические лица, в которых истец извещается о выигрыше денежных призов, а также о предложении товаров и услуг, в которых он не нуждается (Апелляционное определение Московского городского суда от 28 сентября 2018 г. по делу N 33-34238/2018), либо же при получении смс-сообщений рекламного характера от отправителя, у которого отсутствовало право на обработку персональных данных истца, включающих номер его телефона (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27 мая 2020 г. по делу N 33-2930/2020).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)5. В соответствии со ст. 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе сети Интернет, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение (Постановление Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" (п. 15)"). Таким образом, направление сообщения рекламного характера в отсутствие предварительного согласия абонента образует состав административного правонарушения по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение законодательства о персональных данных) и ст. 14.3 КоАП РФ (нарушение законодательства о рекламе). При этом возможность квалификации данных отношений в контексте законодательства о персональных данных дает возможность субъекту требовать возмещения морального вреда от лиц, осуществлявших рассылку объявлений рекламного характера без его согласия. В практике встречаются успешные примеры реализации данного права. В частности, когда на домашний адрес истца по почте приходили уведомления и иные сообщения, отправителями которых значатся различные юридические и физические лица, в которых истец извещается о выигрыше денежных призов, а также о предложении товаров и услуг, в которых он не нуждается (Апелляционное определение Московского городского суда от 28 сентября 2018 г. по делу N 33-34238/2018), либо же при получении смс-сообщений рекламного характера от отправителя, у которого отсутствовало право на обработку персональных данных истца, включающих номер его телефона (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 27 мая 2020 г. по делу N 33-2930/2020).
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 06.04.2024 N 78-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
(Ершова Е.Б.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 8)Распространять рекламу с использованием телефонной, факсимильной, радиотелефонной связи можно только в том случае, если изначально получено согласие абонента или адресата на получение рекламы. Под абонентом или адресатом понимается лицо, на чей телефон или электронную почту высылаются рекламные сообщения.
Готовое решение: Что понимается под рекламой
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что обязанность доказать факт получения согласия лежит на рекламораспространителе. Если он не сможет доказать этот факт, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что обязанность доказать факт получения согласия лежит на рекламораспространителе. Если он не сможет доказать этот факт, реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата (ч. 1 ст. 18 Закона о рекламе).
Ситуация: Как гражданину подать жалобу в Федеральную антимонопольную службу?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу обращение подается в территориальный орган ФАС России по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства. При этом обращение на распространение рекламы, например, посредством СМС-рассылки без предварительного согласия абонента подается в территориальный орган ФАС России по вашему месту жительства (п. п. 3, 4, 5 Правил N 1922).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)По общему правилу обращение подается в территориальный орган ФАС России по месту нахождения лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства. При этом обращение на распространение рекламы, например, посредством СМС-рассылки без предварительного согласия абонента подается в территориальный орган ФАС России по вашему месту жительства (п. п. 3, 4, 5 Правил N 1922).
Статья: О соотношении некоторых видов недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы
(Олейник П.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Часть 1 ст. 18 Закона о рекламе не допускает направление рекламы подобным образом при отсутствии предварительного согласия адресата на ее получение. И даже если оно было формально получено, но у клиента не было возможности не соглашаться на направление ему в дальнейшем рекламной информации, то такое согласие не отвечает признакам добровольного волеизъявления гражданина, а значит, распространенная впоследствии потребителю реклама будет являться ненадлежащей <13>.
(Олейник П.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 4)Часть 1 ст. 18 Закона о рекламе не допускает направление рекламы подобным образом при отсутствии предварительного согласия адресата на ее получение. И даже если оно было формально получено, но у клиента не было возможности не соглашаться на направление ему в дальнейшем рекламной информации, то такое согласие не отвечает признакам добровольного волеизъявления гражданина, а значит, распространенная впоследствии потребителю реклама будет являться ненадлежащей <13>.
Статья: Каким будет штраф, если на вас пожалуются за спам-звонки
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Спамом считаются обзвоны людей или рассылка им электронных писем с рекламой товара или услуги без получения на это предварительного согласия. Даже профессиональная, интересная и полезная реклама считается спамом, если клиент не дал своего согласия на рассылку в его адрес рекламных сообщений компании.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Спамом считаются обзвоны людей или рассылка им электронных писем с рекламой товара или услуги без получения на это предварительного согласия. Даже профессиональная, интересная и полезная реклама считается спамом, если клиент не дал своего согласия на рассылку в его адрес рекламных сообщений компании.