79 фз назначение на должность
Подборка наиболее важных документов по запросу 79 фз назначение на должность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Классные чины государственной гражданской службы
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 11 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральным госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы: ст. 11 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Порядок присвоения и сохранения классных чинов федеральным госслужащим
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащих по сокращению
(КонсультантПлюс, 2025)...Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)...Преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности (часть 4 статьи 31 Федерального закона N 79-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы аннулирования трудового договора
(Кичигин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)То, что представители названных категорий работников могут не выйти на работу в первый рабочий день так же, как и представители любых других категорий работников, не вызывает сомнений. Однако коль скоро законодателем эти случаи выведены из-под действия ч. 4 ст. 61 ТК РФ, то полагаем, что в этой ситуации работодатель лишен возможности (права) аннулировать трудовой договор. В доступной литературе только С.Е. Чаннов <21> и Е.А. Ершова <22> высказывают предположение о том, что норма об аннулировании неприменима к служебным контрактам. Профессор С.Е. Чаннов пишет, что "акт о назначении на должность носит административно-правовой характер в том смысле, что свидетельствует о наделении гражданина особым правовым статусом, включающим в себя право действовать от имени и по поручению государства. Издание такого акта устанавливает правовую связь не только между гражданином и государственным органом, но и между гражданином и государством в целом. Поэтому отмена акта возможна только по основаниям, предусмотренным главой 6 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <23>. Мнение С.Е. Чаннова о невозможности аннулирования служебного контракта мы полагаем верным, однако логические посылки, на основании которых делается верное умозаключение, требуют доработки. С.Е. Чаннов, ссылаясь на гл. 6 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <24>, на наш взгляд, необоснованно отождествляет отмену акта о назначении гражданина на должность государственной службы с прекращением или расторжением служебного контракта. В случае служебного контракта присутствуют такие динамические состояния трудового договора, как его заключение и вступление в силу, которые могут как совпадать, так и быть разнесены по времени, если акт о назначении на должность издается позже заключения двусторонней сделки - служебного контракта. Издание представителем нанимателя распорядительного акта о назначении на должность, в котором установлен день начала работы, являющийся днем вступления служебного контракта в силу, не увязывает вступление служебного контракта в силу с фактическим началом работы назначенным лицом. Следовательно, и отмена этого акта не приводит к расторжению заключенного служебного контракта как двусторонней сделки, а влияет только на то, что договор возвращается в состояние заключенного, но не вступившего в силу. При этом в отсутствие воли сторон на расторжение этого не вступившего в силу служебного контракта он оказывается в том же положении, что и трудовой договор с иностранцем, не получившим разрешения на работу, поскольку весь массив федеральных законов, регулирующих трудовые отношения в рамках государственной гражданской и иной государственной службы, не содержит ни упоминания процедуры аннулирования служебного контракта, ни прямого указания на правомерность применения в этой ситуации норм ТК РФ.
(Кичигин С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)То, что представители названных категорий работников могут не выйти на работу в первый рабочий день так же, как и представители любых других категорий работников, не вызывает сомнений. Однако коль скоро законодателем эти случаи выведены из-под действия ч. 4 ст. 61 ТК РФ, то полагаем, что в этой ситуации работодатель лишен возможности (права) аннулировать трудовой договор. В доступной литературе только С.Е. Чаннов <21> и Е.А. Ершова <22> высказывают предположение о том, что норма об аннулировании неприменима к служебным контрактам. Профессор С.Е. Чаннов пишет, что "акт о назначении на должность носит административно-правовой характер в том смысле, что свидетельствует о наделении гражданина особым правовым статусом, включающим в себя право действовать от имени и по поручению государства. Издание такого акта устанавливает правовую связь не только между гражданином и государственным органом, но и между гражданином и государством в целом. Поэтому отмена акта возможна только по основаниям, предусмотренным главой 6 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <23>. Мнение С.Е. Чаннова о невозможности аннулирования служебного контракта мы полагаем верным, однако логические посылки, на основании которых делается верное умозаключение, требуют доработки. С.Е. Чаннов, ссылаясь на гл. 6 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <24>, на наш взгляд, необоснованно отождествляет отмену акта о назначении гражданина на должность государственной службы с прекращением или расторжением служебного контракта. В случае служебного контракта присутствуют такие динамические состояния трудового договора, как его заключение и вступление в силу, которые могут как совпадать, так и быть разнесены по времени, если акт о назначении на должность издается позже заключения двусторонней сделки - служебного контракта. Издание представителем нанимателя распорядительного акта о назначении на должность, в котором установлен день начала работы, являющийся днем вступления служебного контракта в силу, не увязывает вступление служебного контракта в силу с фактическим началом работы назначенным лицом. Следовательно, и отмена этого акта не приводит к расторжению заключенного служебного контракта как двусторонней сделки, а влияет только на то, что договор возвращается в состояние заключенного, но не вступившего в силу. При этом в отсутствие воли сторон на расторжение этого не вступившего в силу служебного контракта он оказывается в том же положении, что и трудовой договор с иностранцем, не получившим разрешения на работу, поскольку весь массив федеральных законов, регулирующих трудовые отношения в рамках государственной гражданской и иной государственной службы, не содержит ни упоминания процедуры аннулирования служебного контракта, ни прямого указания на правомерность применения в этой ситуации норм ТК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2) для гражданских служащих, назначенных в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ на должность гражданской службы в порядке перевода в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории "Сириус" с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" или бюджета субъекта Российской Федерации.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета, бюджета федеральной территории "Сириус" с учетом положений статьи 47 Федерального закона от 22 декабря 2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" или бюджета субъекта Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Разрешая спор и отказывая К. в удовлетворении иска в части требований о признании незаконным ее увольнения с гражданской службы по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что К. была назначена на должность главного специалиста-эксперта на основании срочного служебного контракта от 12 января 2018 г. на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком гражданского служащего Р., за которой сохранялась данная должность гражданской службы. В связи с выходом на службу основного сотрудника заключенный с истцом срочный служебный контракт подлежал прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (истечение срока действия срочного служебного контракта), вследствие чего действия ответчика по расторжению служебного контракта с К. являются правомерными, процедура расторжения срочного служебного контракта, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, соблюдена.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Разрешая спор и отказывая К. в удовлетворении иска в части требований о признании незаконным ее увольнения с гражданской службы по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, суд первой инстанции исходил из того, что К. была назначена на должность главного специалиста-эксперта на основании срочного служебного контракта от 12 января 2018 г. на период нахождения в отпуске по уходу за ребенком гражданского служащего Р., за которой сохранялась данная должность гражданской службы. В связи с выходом на службу основного сотрудника заключенный с истцом срочный служебный контракт подлежал прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (истечение срока действия срочного служебного контракта), вследствие чего действия ответчика по расторжению служебного контракта с К. являются правомерными, процедура расторжения срочного служебного контракта, предусмотренная Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, соблюдена.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- до назначения на должность в органах принудительного исполнения; либо
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)- до назначения на должность в органах принудительного исполнения; либо
Статья: Испытание для госслужащего
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)Статьей 27 Закона N 79-ФЗ также установлено, что если у гражданского служащего до назначения на должность не было классного чина, то по окончании испытания ему присваивается классный чин согласно ст. 11 Закона N 79-ФЗ.
(Куревина Л.В.)
("Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения", 2023, N 6)Статьей 27 Закона N 79-ФЗ также установлено, что если у гражданского служащего до назначения на должность не было классного чина, то по окончании испытания ему присваивается классный чин согласно ст. 11 Закона N 79-ФЗ.
Статья: Процесс формирования институтов судебной службы, проблемы реформирования
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)Согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы и Типовым регламентам, должность администраторов судов отнесена к главной группе должностей категории "руководители". Согласно п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы категории "руководители" - это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без такого ограничения.
(Штефан Д.И.)
("Юрист", 2021, N 10)Согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы и Типовым регламентам, должность администраторов судов отнесена к главной группе должностей категории "руководители". Согласно п. 1 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" должности гражданской службы категории "руководители" - это должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок полномочий или без такого ограничения.
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении включения в стаж службы периодов работы в органах ВЛКСМ необходимо учитывать следующее. Согласно сложившейся судебной практике г. Москвы такие периоды работы (например, в должности секретаря) не включаются в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Вместе с тем НПА субъектов РФ могут предусматривать положения о включении в стаж гражданской и муниципальной службы периодов работы в аппаратах органов ВЛКСМ (ч. 2 ст. 3, п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; ч. 1 ст. 3 Закона N 25-ФЗ; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2014 N 33-45574/2014).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В отношении включения в стаж службы периодов работы в органах ВЛКСМ необходимо учитывать следующее. Согласно сложившейся судебной практике г. Москвы такие периоды работы (например, в должности секретаря) не включаются в стаж для назначения пенсии за выслугу лет. Вместе с тем НПА субъектов РФ могут предусматривать положения о включении в стаж гражданской и муниципальной службы периодов работы в аппаратах органов ВЛКСМ (ч. 2 ст. 3, п. 8 ч. 1 ст. 5 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ; ч. 1 ст. 3 Закона N 25-ФЗ; Апелляционное определение Московского городского суда от 18.11.2014 N 33-45574/2014).
Статья: Выплаты авторских вознаграждений государственным и муниципальным служащим
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 6)В силу ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [10] (далее - Закон о госслужбе) гражданским служащим является физическое лицо, имеющее российское гражданство и взявшее на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Такое лицо занимается профессиональной деятельностью на гражданской службе согласно акту о назначении на должность, а также служебному контракту, за что получает денежное содержание из бюджетных средств.
(Гаврюшкин С.Н.)
("ИС. Промышленная собственность", 2021, N 6)В силу ст. 13 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" [10] (далее - Закон о госслужбе) гражданским служащим является физическое лицо, имеющее российское гражданство и взявшее на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Такое лицо занимается профессиональной деятельностью на гражданской службе согласно акту о назначении на должность, а также служебному контракту, за что получает денежное содержание из бюджетных средств.
Статья: Болонская образовательная система в аспекте защиты суверенитета Российской Федерации
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)<10> Статья 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Липин Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 8)<10> Статья 12 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Современные проблемы и перспективы развития правового регулирования прохождения государственной гражданской службы в органах судебной власти
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)На наш же взгляд, закрепление вышеуказанных полномочий за помощниками судей - это общемировая тенденция, которая уже доказала свою эффективность на практике, и, соответственно, возможно ее внедрение в правовые реалии Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства в действующем законодательстве о государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") следует предусмотреть отдельную главу, посвященную службе в органах судебной власти, которая будет устанавливать правовой статус судебных служащих, их права и обязанности, а также особенности прохождения службы. В ней могут быть определены квалификационные требования, порядок назначения и освобождения от должности, а также вопросы профессионального развития и аттестации. Особое внимание может быть уделено гарантиям независимости судебных служащих, их ответственности и ограничению конфликта интересов. Кроме того, могут быть приняты нормы, касающиеся материального обеспечения, социальных гарантий и дисциплинарной ответственности. Важное место в главе может занять регулирование вопросов взаимодействия судебных служащих с судьями и иными государственными органами, а также соблюдение этических норм.
(Мартиросян П.Г.)
("Legal Bulletin", 2025, N 1)На наш же взгляд, закрепление вышеуказанных полномочий за помощниками судей - это общемировая тенденция, которая уже доказала свою эффективность на практике, и, соответственно, возможно ее внедрение в правовые реалии Российской Федерации. С учетом данного обстоятельства в действующем законодательстве о государственной гражданской службе (Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации") следует предусмотреть отдельную главу, посвященную службе в органах судебной власти, которая будет устанавливать правовой статус судебных служащих, их права и обязанности, а также особенности прохождения службы. В ней могут быть определены квалификационные требования, порядок назначения и освобождения от должности, а также вопросы профессионального развития и аттестации. Особое внимание может быть уделено гарантиям независимости судебных служащих, их ответственности и ограничению конфликта интересов. Кроме того, могут быть приняты нормы, касающиеся материального обеспечения, социальных гарантий и дисциплинарной ответственности. Важное место в главе может занять регулирование вопросов взаимодействия судебных служащих с судьями и иными государственными органами, а также соблюдение этических норм.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В связи с этим стоит упомянуть Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2020 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша" <135>. Фабула дела состояла в том, что указанный гражданин при поступлении на государственную гражданскую службу представил заведомо ложные сведения и вопреки требованию закона был назначен на должность государственной гражданской службы, а впоследствии был уволен в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В связи с этим стоит упомянуть Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2020 г. N 14-П "По делу о проверке конституционности пункта 1.1 части 1 статьи 37 и пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона "О противодействии коррупции" в связи с жалобой гражданина И.Н. Котяша" <135>. Фабула дела состояла в том, что указанный гражданин при поступлении на государственную гражданскую службу представил заведомо ложные сведения и вопреки требованию закона был назначен на должность государственной гражданской службы, а впоследствии был уволен в связи с утратой доверия на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ.
Вопрос: Каков минимальный срок испытания при приеме на работу?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Следует учесть, что минимальный срок может быть установлен при испытании на гражданской службе. Так, при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается срок испытания продолжительностью от одного месяца до одного года (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Следует учесть, что минимальный срок может быть установлен при испытании на гражданской службе. Так, при заключении служебного контракта с гражданином, впервые поступающим на гражданскую службу, в этом контракте и в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы предусматривается срок испытания продолжительностью от одного месяца до одного года (ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").