79-Фз о денежном содержание госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу 79-Фз о денежном содержание госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расчет среднего заработка госслужащим
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 50, 51 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Правила исчисления денежного содержания госслужащих, п. 13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016
(КонсультантПлюс, 2025)Применимые нормы и разъяснения: ст. ст. 50, 51 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, Правила исчисления денежного содержания госслужащих, п. 13 Обзора судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 22.06.2016
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 50 "Оплата труда гражданского служащего" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных служащих."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности распространения трудового законодательства на лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ)
(Мартиросян В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Указанный Приказ Министра обороны Российской Федерации регулирует оплату труда не всего гражданского персонала армии и флота. Для примера, оплата за труд государственных служащих федерального уровня центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации регулируется Указом Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" от 25 июля 2006 г. N 763, Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Приказом Министра обороны Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации" от 2 сентября 2006 г. N 360.
(Мартиросян В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 7)Указанный Приказ Министра обороны Российской Федерации регулирует оплату труда не всего гражданского персонала армии и флота. Для примера, оплата за труд государственных служащих федерального уровня центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации регулируется Указом Президента Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" от 25 июля 2006 г. N 763, Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Приказом Министра обороны Российской Федерации "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства обороны Российской Федерации" от 2 сентября 2006 г. N 360.
Статья: Новые правила расчета средней заработной платы
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)В дополнение к ним в Положении используется новое понятие "денежные поощрения". При этом определение этого понятия не приводится. Данное понятие упоминается в п. 5 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в качестве дополнительного вознаграждения госслужащих. Размеры денежных поощрений содержатся в Указе Президента России от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
(Каблучков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)В дополнение к ним в Положении используется новое понятие "денежные поощрения". При этом определение этого понятия не приводится. Данное понятие упоминается в п. 5 ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в качестве дополнительного вознаграждения госслужащих. Размеры денежных поощрений содержатся в Указе Президента России от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"7. Размер денежного содержания, установленного гражданским служащим в соответствии с настоящим Федеральным законом, не может быть меньше размера денежного содержания, установленного государственным служащим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"7. Размер денежного содержания, установленного гражданским служащим в соответствии с настоящим Федеральным законом, не может быть меньше размера денежного содержания, установленного государственным служащим на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Государственным гражданским служащим (далее также - гражданский служащий) в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению государственной гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья: Стимулирующие выплаты необходимо учесть при увольнении
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в этом вопросе, указав на то, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, обозначенных в ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. При этом материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, содержащимся в ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 1)Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в этом вопросе, указав на то, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, обозначенных в ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих. При этом материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, содержащимся в ч. 10 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Статья: Минимальный размер оплаты труда в 2022 году: вопросы квалификации преступления, предусмотренного частью 2 статьи 145.1 УК РФ
(Грецкий И.А.)
("Российский судья", 2023, N 1)Первый аргумент заключается в том, что законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие не по установлению МРОТ, а по особенностям его исчисления и установления. Это совсем не одно и то же. Особенность - это характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-либо, чего-либо <14>. Поэтому акт об особенностях исчисления и установления МРОТ, по нашему мнению, может содержать лишь положения, связанные с порядком (процедурой) его подсчета и введения (определения), отличным от общепредусмотренного (ст. 1 Федерального закона N 82-ФЗ), не изменяющие самого МРОТ, установленного актом более высокой юридической силы. Указанное переданное полномочие не может быть, по нашему убеждению, и компетенцией на установление некой индексации МРОТ, поскольку это должно быть предусмотрено законом в однозначной форме, как это сделано для других выплат. Например, статьей 134 ТК РФ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Частью 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <15> установлено полномочие Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимать решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы. Статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <16> установлен порядок индексации соответствующих пенсий (федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и членов их семей, социальных и т.д.), в том числе по правилам, определенным Правительством Российской Федерации.
(Грецкий И.А.)
("Российский судья", 2023, N 1)Первый аргумент заключается в том, что законодатель передал Правительству Российской Федерации полномочие не по установлению МРОТ, а по особенностям его исчисления и установления. Это совсем не одно и то же. Особенность - это характерное, отличительное свойство, качество, признак кого-либо, чего-либо <14>. Поэтому акт об особенностях исчисления и установления МРОТ, по нашему мнению, может содержать лишь положения, связанные с порядком (процедурой) его подсчета и введения (определения), отличным от общепредусмотренного (ст. 1 Федерального закона N 82-ФЗ), не изменяющие самого МРОТ, установленного актом более высокой юридической силы. Указанное переданное полномочие не может быть, по нашему убеждению, и компетенцией на установление некой индексации МРОТ, поскольку это должно быть предусмотрено законом в однозначной форме, как это сделано для других выплат. Например, статьей 134 ТК РФ установлено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Частью 11 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <15> установлено полномочие Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации принимать решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы. Статьей 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" <16> установлен порядок индексации соответствующих пенсий (федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих и членов их семей, социальных и т.д.), в том числе по правилам, определенным Правительством Российской Федерации.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихМинтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал: ежемесячное денежное содержание госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти должно соответствовать уровню МРОТ. Министерство напомнило, что месячное денежное содержание на уровне не ниже МРОТ необходимо обеспечивать без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях. Не должны учитываться и доплаты, положенные по трудовому законодательству при возложении дополнительного объема работы, за привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Облагается ли НДФЛ компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)Указано, что компенсация, производимая государственному гражданскому служащему в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, освобождается от НДФЛ в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой.
Облагается ли НДФЛ компенсация гражданскому служащему при увольнении в связи с сокращением должностей или упразднением госоргана
(КонсультантПлюс, 2025)Указано, что компенсация, производимая государственному гражданскому служащему в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона N 79-ФЗ, освобождается от НДФЛ в размере четырехмесячного денежного содержания, установленном указанной нормой.
Вопрос: О страховых взносах и НДФЛ с суммы компенсационных выплат, производимых государственным гражданским служащим в связи с расторжением служебного контракта.
(Письмо Минфина России от 14.04.2025 N 03-04-05/36906)Исходя из положений части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ (в частности, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
(Письмо Минфина России от 14.04.2025 N 03-04-05/36906)Исходя из положений части 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ) в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 статьи 37 Федерального закона N 79-ФЗ (в частности, сокращение должностей гражданской службы в государственном органе, упразднение государственного органа), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Например, в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", за государственным служащим, отстраненным от исполнения должностных обязанностей в связи с проводимой в отношении него служебной проверкой, денежное содержание (заработная плата) сохраняется на весь период отстранения.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Например, в соответствии со ст. 59 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", за государственным служащим, отстраненным от исполнения должностных обязанностей в связи с проводимой в отношении него служебной проверкой, денежное содержание (заработная плата) сохраняется на весь период отстранения.