44-фз о народных дружинах
Подборка наиболее важных документов по запросу 44-фз о народных дружинах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы подготовки народных дружинников при оказании первой помощи
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Наиболее интересным из них является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <2> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), устанавливающий порядок, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе народных дружин и правовой статус народных дружинников.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 7)Наиболее интересным из них является Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <2> (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), устанавливающий порядок, особенности создания и деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, в том числе народных дружин и правовой статус народных дружинников.
Статья: Роль общественного контроля в обеспечении прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: перспективы развития
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Таким образом, наряду с общественным контролем в сфере правоохранительной деятельности эффективным общественным инструментом видится и участие граждан в охране общественного порядка. 2 апреля 2014 года был принят Федеральный закон N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка". В статье 1 этого закона предусмотрен перспективный институт гражданского общества - народная дружина. Данное общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами и органами местного самоуправления, может решать множество задач, снимая при этом нагрузку с указанных органов.
(Ястребова А.И., Поваров Н.А.)
("Современное право", 2024, N 12)Таким образом, наряду с общественным контролем в сфере правоохранительной деятельности эффективным общественным инструментом видится и участие граждан в охране общественного порядка. 2 апреля 2014 года был принят Федеральный закон N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка". В статье 1 этого закона предусмотрен перспективный институт гражданского общества - народная дружина. Данное общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с правоохранительными органами и органами местного самоуправления, может решать множество задач, снимая при этом нагрузку с указанных органов.
Нормативные акты
Приказ МВД России от 21.07.2014 N 599
"О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2014 N 33507)1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <1> и определяет требования к формированию и ведению регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности <2>.
"О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности"
(Зарегистрировано в Минюсте России 11.08.2014 N 33507)1. Настоящий Порядок разработан в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <1> и определяет требования к формированию и ведению регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности <2>.
"Рекомендации по заполнению реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации, свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации, справочной таблицы по финансированию полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по данным консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, информации по объемам средств, предусмотренных на исполнение федерального проекта в составе национального проекта (программы)"
(вместе с "Примерным справочником кодов и наименований расходных обязательств для подготовки реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации", "Примерным справочником кодов и наименований расходных обязательств для подготовки сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации", "Примерным справочником кодов и наименований указов Президента Российской Федерации для подготовки реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации и свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации", "Примерным справочником кодов и наименований государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации")Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", статья 21: органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
(вместе с "Примерным справочником кодов и наименований расходных обязательств для подготовки реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации", "Примерным справочником кодов и наименований расходных обязательств для подготовки сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации", "Примерным справочником кодов и наименований указов Президента Российской Федерации для подготовки реестра расходных обязательств субъекта Российской Федерации и свода реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации", "Примерным справочником кодов и наименований государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация которых осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации")Федеральный закон от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", статья 21: органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут выделять средства на финансирование материально-технического обеспечения деятельности народных дружин, предоставлять народным дружинам помещения, технические и иные материальные средства, необходимые для осуществления их деятельности.
Вопрос: Какой порядок создания и деятельности добровольной народной дружины?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Народные дружины создаются по инициативе граждан РФ, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок создания и деятельности народной дружины регулируется гл. 3 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Закон об охране общественного порядка), Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответ: Народные дружины создаются по инициативе граждан РФ, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации. Народные дружины могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр. Порядок создания и деятельности народной дружины регулируется гл. 3 Федерального закона от 02.04.2014 N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Закон об охране общественного порядка), Федеральным законом от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях).
Статья: К вопросу о совершенствовании системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Резюмируя все вышесказанное, автором для совершенствования системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации предлагается расширить компетенцию негосударственных правоохранительных организаций: народных дружин (кибердружин), частных охранных предприятий, частных детективных агентств в сфере выявления, предупреждения, пресечения технотронных преступлений (например, выявление и блокирование противоправного контента в информационно-коммуникационных сетях, включая сеть Интернет; розыск похищенной компьютерной информации, представляющей конфиденциальные сведения).
(Евдокимов К.Н.)
("Российский следователь", 2021, N 10)Резюмируя все вышесказанное, автором для совершенствования системы противодействия технотронной преступности в Российской Федерации предлагается расширить компетенцию негосударственных правоохранительных организаций: народных дружин (кибердружин), частных охранных предприятий, частных детективных агентств в сфере выявления, предупреждения, пресечения технотронных преступлений (например, выявление и блокирование противоправного контента в информационно-коммуникационных сетях, включая сеть Интернет; розыск похищенной компьютерной информации, представляющей конфиденциальные сведения).
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка":
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка":
Статья: Участие граждан в решении задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)2. Участие граждан в охране общественного порядка. Данная общественная деятельность сегодня закреплена в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Закон N 44-ФЗ) и достаточно активно начинает реализовываться во многих регионах России. В свою очередь, в специальной литературе указывается на необходимость конкретизации основ правового статуса народной дружины, народного дружинника, общественного объединения правоохранительной направленности. Охрана общественного порядка как форма сотрудничества граждан с органами правопорядка является перспективной и востребованной формой эффективного обеспечения правопорядка <11>.
(Кириченко Н.С., Александрова Н.Г.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 5)2. Участие граждан в охране общественного порядка. Данная общественная деятельность сегодня закреплена в Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (далее - Закон N 44-ФЗ) и достаточно активно начинает реализовываться во многих регионах России. В свою очередь, в специальной литературе указывается на необходимость конкретизации основ правового статуса народной дружины, народного дружинника, общественного объединения правоохранительной направленности. Охрана общественного порядка как форма сотрудничества граждан с органами правопорядка является перспективной и востребованной формой эффективного обеспечения правопорядка <11>.
Статья: Политико-правовая характеристика правоохранительных органов
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
(Кузьмин И.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 1)В-третьих, правоохранительными могут быть только уполномоченные государственные (федеральные) структуры, которые занимаются правоохранительной деятельностью на профессиональной основе, используя для этого специальные правовые, материально-технические, организационные и иные средства в рамках компетенции. Негосударственные органы, организации и иные субъекты могут лишь осуществлять отдельные правоохранительные функции. К примеру, при организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании муниципальные органы, в силу положений п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" <13>, при определенных условиях осуществляют меры по спасению и охране жизни и здоровья людей, защите их прав, сохранению материальных ценностей. На основании положений Федерального закона от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" <14> члены казачьих обществ в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. В соответствии с Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" <15> на добровольной основе могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности, которые формируются гражданами для участия в охране общественного порядка на основе членства (народная дружина) либо без такового. Адвокатура и нотариат, будучи негосударственными организациями, к правоохранительным органам не относятся, государственно-принудительными полномочиями не обладают, но выполняют важную роль в деле защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Статья: К вопросу о взаимодействии органов внутренних дел с иными органами публичной власти в сфере обеспечения конституционного правопорядка (на примере Челябинской области)
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Необходимо отметить организацию взаимодействия сотрудников полиции и граждан при осуществлении охраны правопорядка в общественных местах в рамках реализации положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Приказа МВД России от 18 августа 2014 г. N 696 "Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи". К примеру, на территории Челябинской области действуют более 100 добровольных народных дружин, объединяющих более 1 300 дружинников, систематически участвующих в охране общественного порядка, с их помощью раскрыто 97 преступлений и пресечено более 6,5 тыс. административных нарушений <15>. В связи с тем что в состав народных дружин Челябинской области часто входят казачьи формирования и недавними инициативами в сфере правового регулирования казачества с возможным вхождением в состав ФСВНГ России <16>, необходимо отдельно упомянуть о положительном опыте организации учебного взаимодействия ГУ МВД России по Челябинской области с дружинниками. В связи с тем что действующими законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено обучение представителей народных дружин, а их деятельность может быть связана с риском для жизни и здоровья, преподавателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области проводятся лекционные и практические занятия с членами добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих охрану общественного порядка на территории муниципальных образований Челябинской области, в целях подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также приобретения ими практических навыков оказания первой доврачебной помощи <17>.
(Безруков А.В., Гиздатов А.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 4)Необходимо отметить организацию взаимодействия сотрудников полиции и граждан при осуществлении охраны правопорядка в общественных местах в рамках реализации положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка", Приказа МВД России от 18 августа 2014 г. N 696 "Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи". К примеру, на территории Челябинской области действуют более 100 добровольных народных дружин, объединяющих более 1 300 дружинников, систематически участвующих в охране общественного порядка, с их помощью раскрыто 97 преступлений и пресечено более 6,5 тыс. административных нарушений <15>. В связи с тем что в состав народных дружин Челябинской области часто входят казачьи формирования и недавними инициативами в сфере правового регулирования казачества с возможным вхождением в состав ФСВНГ России <16>, необходимо отдельно упомянуть о положительном опыте организации учебного взаимодействия ГУ МВД России по Челябинской области с дружинниками. В связи с тем что действующими законодательными и иными нормативными актами не предусмотрено обучение представителей народных дружин, а их деятельность может быть связана с риском для жизни и здоровья, преподавателями Центра профессиональной подготовки ГУ МВД России по Челябинской области проводятся лекционные и практические занятия с членами добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, осуществляющих охрану общественного порядка на территории муниципальных образований Челябинской области, в целях подготовки к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, а также приобретения ими практических навыков оказания первой доврачебной помощи <17>.
Статья: Взаимодействие органов местного самоуправления и органов внутренних дел в сфере профилактики правонарушений
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)- определяют нереально короткие сроки исполнения запросов. К слову сказать, такие сроки часто содержатся в действующем законодательстве. Так, ГОСТ Р 50597-2017, которым руководствуются надзорные органы, устанавливает, что замена, например, поврежденного дорожного знака приоритета 2.1 "Главная дорога" должна быть осуществлена в течение суток. Однако муниципалитеты чаще всего не могут исполнить это требование, так как руководствуются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Понятно, что такие ситуации требуют решения на федеральном уровне.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)- определяют нереально короткие сроки исполнения запросов. К слову сказать, такие сроки часто содержатся в действующем законодательстве. Так, ГОСТ Р 50597-2017, которым руководствуются надзорные органы, устанавливает, что замена, например, поврежденного дорожного знака приоритета 2.1 "Главная дорога" должна быть осуществлена в течение суток. Однако муниципалитеты чаще всего не могут исполнить это требование, так как руководствуются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Понятно, что такие ситуации требуют решения на федеральном уровне.
Статья: Органы местного самоуправления в системе субъектов профилактики правонарушений
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Очень важным и эффективным направлением профилактической деятельности ОМС является привлечение общественности в лице граждан и организаций к охране общественного порядка. Нельзя не согласиться с тем, что чем больше граждан будут задействованы в профилактической работе, тем более успешными будут ее результаты. Во исполнение положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (ч. 2 ст. 6) "органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин" <9>.
(Маслакова Е.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 3)Очень важным и эффективным направлением профилактической деятельности ОМС является привлечение общественности в лице граждан и организаций к охране общественного порядка. Нельзя не согласиться с тем, что чем больше граждан будут задействованы в профилактической работе, тем более успешными будут ее результаты. Во исполнение положений Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка" (ч. 2 ст. 6) "органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами, оказывают поддержку гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создают условия для деятельности народных дружин" <9>.
Статья: Взаимодействие с волонтерскими организациями и добровольцами при розыске лиц, пропавших без вести: теоретические и прикладные аспекты
(Сазонов А.И., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Проведенным анализом констатировано, что положения Закона N 44-ФЗ по анализируемому направлению деятельности применяются недостаточно эффективно, поскольку только СУ СК России по Чувашской Республике сообщило о практическом взаимодействии с общественным объединением правоохранительной направленности - "Чебоксары - поиск пропавших детей", которому выдано свидетельство о внесении в Региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Чувашской Республике от 8 мая 2018 г. N 20/551.
(Сазонов А.И., Чупахин Р.В.)
("Российский следователь", 2022, N 2)Проведенным анализом констатировано, что положения Закона N 44-ФЗ по анализируемому направлению деятельности применяются недостаточно эффективно, поскольку только СУ СК России по Чувашской Республике сообщило о практическом взаимодействии с общественным объединением правоохранительной направленности - "Чебоксары - поиск пропавших детей", которому выдано свидетельство о внесении в Региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в Чувашской Республике от 8 мая 2018 г. N 20/551.