1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: научно-практический комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
(постатейный)
(под ред. Б.Е. Кошелюка)
("Проспект", 2019)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
"Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
(постатейный)
(под ред. Р.Ю. Закирова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
Нормативные акты
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:
Вопрос: О применении антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, если заказчиком не установлено требование обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 24-06-06/25415)В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 24-06-06/25415)В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона N 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Готовое решение: Как составить и разместить отчет об объеме закупок у СМП и СОНКО по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком, которые заключены в соответствии с ч. 1, 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Информацию о контрактах, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам закупок только среди СМП и СОНКО, указывать не надо;
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком, которые заключены в соответствии с ч. 1, 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок. Информацию о контрактах, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ по результатам закупок только среди СМП и СОНКО, указывать не надо;
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (март 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Частью 6.1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что, если в соответствии с законодательством Российской Федерации расчеты по контракту подлежат казначейскому сопровождению, заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта. При этом в случае установления заказчиком требования обеспечения исполнения контракта размер такого обеспечения устанавливается в размере до десяти процентов от начальной (максимальной) цены контракта (от цены контракта в случае, предусмотренном частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе при заключении контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе).
Готовое решение: Как заключить государственный, муниципальный контракт по итогам открытых конкурентных электронных процедур
(КонсультантПлюс, 2025)Участнику, с которым заключается контракт по итогам закупки у СМП и СОНО, не нужно предоставлять обеспечение (в том числе с учетом антидемпинговых мер), если до заключения контракта он предоставит информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил (без учета правопреемства) три контракта без применения неустоек. Учтите, если неустойка списана заказчиком, считается, что она применялась. Общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК или максимального значения цены контракта. По мнению Минфина России, допустимо предоставить информацию, позволяющую определить реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство также отметило: участник, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в том числе расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.
(КонсультантПлюс, 2025)Участнику, с которым заключается контракт по итогам закупки у СМП и СОНО, не нужно предоставлять обеспечение (в том числе с учетом антидемпинговых мер), если до заключения контракта он предоставит информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение трех лет до подачи заявки он исполнил (без учета правопреемства) три контракта без применения неустоек. Учтите, если неустойка списана заказчиком, считается, что она применялась. Общая сумма контрактов должна быть не менее НМЦК или максимального значения цены контракта. По мнению Минфина России, допустимо предоставить информацию, позволяющую определить реестровые записи из реестра контрактов. Ведомство также отметило: участник, предоставляя информацию об исполнении контрактов (в том числе расторгнутых без неустоек по соглашению сторон, поскольку потребности заказчика уменьшились), вправе указать их фактические цены.
Ситуация: Обзор основных изменений по неустойкам (штрафам, пеням) при закупке по Закону N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уменьшен размер штрафа для СМП (СОНКО), если контракт с ними заключен в результате закупки по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Уменьшен размер штрафа для СМП (СОНКО), если контракт с ними заключен в результате закупки по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Статья: Госзакупки в электронной форме. Новые разъяснения от Минфина России
(Шестакова М.)
("ЭЖ-Юрист", 2018, N 46)Операторы электронных площадок (операторы специализированных электронных площадок) вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры. Предельные размеры этой платы установлены в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров". Так, размер платы должен быть не более 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. А в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) предельный размер такой платы не может составлять более 1% начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 руб. При этом Минфин России указал, что если оператор электронной площадки включает в размер устанавливаемой платы сумму налога на добавленную стоимость, то общий размер взимаемой платы все равно не должен превышать 2 000 руб.
(Шестакова М.)
("ЭЖ-Юрист", 2018, N 46)Операторы электронных площадок (операторы специализированных электронных площадок) вправе взимать плату с лица, с которым заключается контракт по результатам проведения электронной процедуры, закрытой электронной процедуры. Предельные размеры этой платы установлены в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2018 N 564 "О взимании операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок платы при проведении электронной процедуры, закрытой электронной процедуры и установлении ее предельных размеров". Так, размер платы должен быть не более 1% начальной (максимальной) цены контракта и не более чем 5 000 руб. без учета налога на добавленную стоимость. А в случае заключения контракта по результатам осуществления закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) предельный размер такой платы не может составлять более 1% начальной (максимальной) цены контракта и более чем 2 000 руб. При этом Минфин России указал, что если оператор электронной площадки включает в размер устанавливаемой платы сумму налога на добавленную стоимость, то общий размер взимаемой платы все равно не должен превышать 2 000 руб.
Статья: Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении "закупок с полки"
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не меньше определенного в соответствии с данной нормой "при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО". "Закупка с полки" к числу конкурентных способов определения поставщика не относится (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Формально она является закупкой у единственного поставщика, а такие закупки вычитаются из совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, от которого отсчитывается необходимый минимум закупок у СМП, СОНКО (см. п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, СОНКО в объеме не меньше определенного в соответствии с данной нормой "при проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только СМП, СОНКО". "Закупка с полки" к числу конкурентных способов определения поставщика не относится (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ). Формально она является закупкой у единственного поставщика, а такие закупки вычитаются из совокупного годового объема закупок заказчика при определении объема закупок, от которого отсчитывается необходимый минимум закупок у СМП, СОНКО (см. п. 3 ч. 1.1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ).
Вопрос: Об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта участника закупки.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 17.01.2025 N 24-06-09/3195)При этом согласно части 8.1 статьи 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона N 44-ФЗ, от обеспечения гарантийных обязательств в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта.
Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение - случай, когда по законодательству расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению. Тогда размер обеспечения надо предусмотреть от уменьшенной на размер такого аванса НМЦК (цены контракта, если он заключается по итогам определения поставщиков среди СМП и СОНКО);
(КонсультантПлюс, 2025)Исключение - случай, когда по законодательству расчеты по контракту в части выплаты аванса подлежат казначейскому сопровождению. Тогда размер обеспечения надо предусмотреть от уменьшенной на размер такого аванса НМЦК (цены контракта, если он заключается по итогам определения поставщиков среди СМП и СОНКО);
Статья: Особенности реализации государственной политики по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках системы закупок: вопросы теории и практики
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом в случае, если начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 млн рублей, заказчик вправе проводить закупку исключительно среди СМП и СОНКО. В рамках данного правила суды, учитывая приведенные законодательные положения и позицию, содержащуюся в письме Министерства экономического развития РФ от 28 января 2016 г. N ОГ-Д28-1174 <7>, обоснованно делают вывод о том, что при осуществлении совместной закупки, НМЦК которой составляет более 20 млн рублей, заказчик не вправе устанавливать ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование, по мнению судейского сообщества, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки <8>.
(Бит-Шабо И.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)При этом в случае, если начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) не превышает 20 млн рублей, заказчик вправе проводить закупку исключительно среди СМП и СОНКО. В рамках данного правила суды, учитывая приведенные законодательные положения и позицию, содержащуюся в письме Министерства экономического развития РФ от 28 января 2016 г. N ОГ-Д28-1174 <7>, обоснованно делают вывод о том, что при осуществлении совместной закупки, НМЦК которой составляет более 20 млн рублей, заказчик не вправе устанавливать ограничение участников закупки только из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Иное толкование, по мнению судейского сообщества, противоречит п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, целям ограничения по цене контракта для субъектов малого бизнеса, поскольку по результатам проведения совместного конкурса победителем заключаются контракты со всеми заказчиками на общую сумму закупки <8>.