1730 ущерб
Подборка наиболее важных документов по запросу 1730 ущерб (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" УК РФ"С учетом изложенного, сам по себе отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием умысла в действиях ответчика, формально содержащих признаки преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 260 Уголовного кодекса Российской Федерации, не исключает возможность применения для расчета ущерба постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", а также постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объемов лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящиеся в Федеральной собственности". Размер причиненного ущерба, с учетом установленного объема и вида лесных насаждений математически верен."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Постоянное (бессрочное) пользование лесным участком, ограниченное пользование чужим лесным участком (сервитут, публичный сервитут), аренда лесного участка и безвозмездное пользование лесным участком" ЛК РФ"Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями ст. ст. 25, 101 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 7, 8, 9, 99, 100 Лесного кодекса РФ, Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 года "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что ответчик Д., как лицо, ответственное за ущерб, причиненный лесному фонду по факту самовольного использования лесного участка, расположенного на землях лесного фонда в квартале 4 выделе 19 Филатовского участкового адрес филиала фио "Мособллес", обязана его возместить."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Реальный круг источников уголовного права России
(Иванчин А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Номер пять - подзаконные нормативные акты РФ, в которых для целей УК РФ раскрываются признаки преступлений. Например, Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 (ред. от 10.07.2023) утверждены размеры наркотиков <4>, а Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 (ред. от 18.12.2020) - размеры и методика расчета величины ущерба, причиненного лесному и иному фонду <5>. Обратим особое внимание на тот факт, что в таких актах прямо указано на их применение в том числе сугубо для целей уголовного законодательства России. Иными словами, это сугубо уголовно-правовые по своему содержанию и форме источники.
(Иванчин А.В.)
("Российский следователь", 2024, N 1)Номер пять - подзаконные нормативные акты РФ, в которых для целей УК РФ раскрываются признаки преступлений. Например, Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2012 г. N 1002 (ред. от 10.07.2023) утверждены размеры наркотиков <4>, а Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 (ред. от 18.12.2020) - размеры и методика расчета величины ущерба, причиненного лесному и иному фонду <5>. Обратим особое внимание на тот факт, что в таких актах прямо указано на их применение в том числе сугубо для целей уголовного законодательства России. Иными словами, это сугубо уголовно-правовые по своему содержанию и форме источники.
Статья: Рассмотрение споров, связанных с применением законодательства об охране окружающей среды
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Причиненный лесным пожаром ущерб определен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", утвердившего методику и таксы для исчисления размера ущерба. Расчет фактических затрат на тушение лесного пожара произведен истцом с учетом положений статьи 53.4 ЛК РФ и в соответствии с приказом департамента от 15.04.2021 N 411 "Об утверждении нормативных затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров в 2021 году". Расчет размера ущерба судами проверен и признан верным (Постановление АС СЗО от 11.11.2022 по делу N А13-12836/2021).
(Аникина Е.А.)
("Арбитражные споры", 2023, N 4)Причиненный лесным пожаром ущерб определен на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства", утвердившего методику и таксы для исчисления размера ущерба. Расчет фактических затрат на тушение лесного пожара произведен истцом с учетом положений статьи 53.4 ЛК РФ и в соответствии с приказом департамента от 15.04.2021 N 411 "Об утверждении нормативных затрат на выполнение работ по тушению лесных пожаров в 2021 году". Расчет размера ущерба судами проверен и признан верным (Постановление АС СЗО от 11.11.2022 по делу N А13-12836/2021).
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 при расчете ущерба объем древесины определяется по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации, по первому разряду высот в коре. Диаметр ствола деревьев измеряется на высоте 1,3 м, в случае отсутствия ствола дерева - по диаметру пня срубленного дерева. При этом учитывается расстояние места незаконной рубки, на что указано в ведомости пересчета. С учетом данных положений ущерб составляет 3 260 070 руб., что улучшает положение осужденных.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Однако согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. N 1730 при расчете ущерба объем древесины определяется по сортиментным таблицам, применяемым в субъекте Российской Федерации, по первому разряду высот в коре. Диаметр ствола деревьев измеряется на высоте 1,3 м, в случае отсутствия ствола дерева - по диаметру пня срубленного дерева. При этом учитывается расстояние места незаконной рубки, на что указано в ведомости пересчета. С учетом данных положений ущерб составляет 3 260 070 руб., что улучшает положение осужденных.
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)По мнению управления, в результате нефтезагрязнения владелец трубопровода причинил вред среде обитания объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным. Факт нефтезагрязнения подтверждался вступившим в законную силу решением суда по другому делу, которым с виновного лица взыскан вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Размер ущерба рассчитан в соответствии с приложением N 4 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1730 (далее - Методика N 1730).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)По мнению управления, в результате нефтезагрязнения владелец трубопровода причинил вред среде обитания объектов животного мира, относящихся к беспозвоночным животным. Факт нефтезагрязнения подтверждался вступившим в законную силу решением суда по другому делу, которым с виновного лица взыскан вред, причиненный лесам вследствие нарушения лесного законодательства. Размер ущерба рассчитан в соответствии с приложением N 4 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 года N 1730 (далее - Методика N 1730).
Статья: Вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<16> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2018 г. N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам" // СЗ РФ. 2018. N 46. Ст. 7063.
(Рогова Е.В., Забавко Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<16> Постановление Правительства РФ от 3 ноября 2018 г. N 1321 "Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам" // СЗ РФ. 2018. N 46. Ст. 7063.
Статья: Возмещение экологического вреда: взгляд сквозь призму деликтного права
(Краснова С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<17> См., например: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
(Краснова С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)<17> См., например: Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Порой это приводит не только к признанию отсутствующим права частной собственности на землю, но также и к искам о взыскании с правообладателей, полагавших свой правовой титул абсолютно законным и незыблемым, ущерба в денежном эквиваленте за вред, причиненный лесным насаждениям, по пятидесятикратной ставке на основании особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730) <36>.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Порой это приводит не только к признанию отсутствующим права частной собственности на землю, но также и к искам о взыскании с правообладателей, полагавших свой правовой титул абсолютно законным и незыблемым, ущерба в денежном эквиваленте за вред, причиненный лесным насаждениям, по пятидесятикратной ставке на основании особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730) <36>.
Статья: Квалификация хищения древесных насаждений (статья первая)
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и методику исчисления вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, также указывают на наличие рыночной стоимости древесины. Например, в п. 1 приложения N 1 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730), указано, что размер вреда при незаконной рубке деревьев хвойных пород составляет 50-кратную стоимость древесины таких деревьев, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Такие ставки платы с примененными коэффициентами в силу Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 формируют рыночную стоимость за единицу объема лесных насаждений, находящихся в федеральной собственности.
(Данилов Д.О.)
("Уголовное право", 2024, N 11)Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок и методику исчисления вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, также указывают на наличие рыночной стоимости древесины. Например, в п. 1 приложения N 1 к Особенностям возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства (утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730), указано, что размер вреда при незаконной рубке деревьев хвойных пород составляет 50-кратную стоимость древесины таких деревьев, исчисленную по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Такие ставки платы с примененными коэффициентами в силу Постановления Правительства РФ от 22 мая 2007 г. N 310 формируют рыночную стоимость за единицу объема лесных насаждений, находящихся в федеральной собственности.
Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательным признаком ч. 1 ст. 260 УК РФ является совершение действий в значительном размере, который определяется в соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ, - ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 5 000 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Обязательным признаком ч. 1 ст. 260 УК РФ является совершение действий в значительном размере, который определяется в соответствии с примечанием к ст. 260 УК РФ, - ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам и методике, превышающий 5 000 руб.
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Обязательным элементом объективной стороны преступления является совершение в значительном размере, которым в соответствии с примечанием к ст. 260 признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий пять тысяч рублей. Таксы и Методика исчисления и определения размера вреда, причиненного лесам, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Обязательным элементом объективной стороны преступления является совершение в значительном размере, которым в соответствии с примечанием к ст. 260 признается ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий пять тысяч рублей. Таксы и Методика исчисления и определения размера вреда, причиненного лесам, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730.
Статья: Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения: проблемы реализации новелл законодательства
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Наличие леса на землях сельскохозяйственного назначения вынуждало собственников уничтожать этот лес самыми простыми способами: выжиганием, что причиняло значительный ущерб окружающей среде и плодородию земель; незаконной вырубкой неучтенных лесов, вывозом и сбытом лесозаготовителям деловой древесины, за что предусмотрена и уголовная ответственность <20>, и возмещение материального ущерба, рассчитываемого по таксационным показателям деловой древесины, на десятки миллионов рублей <21>.
(Лаврентьев А.Р., Тищенко С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 6)Наличие леса на землях сельскохозяйственного назначения вынуждало собственников уничтожать этот лес самыми простыми способами: выжиганием, что причиняло значительный ущерб окружающей среде и плодородию земель; незаконной вырубкой неучтенных лесов, вывозом и сбытом лесозаготовителям деловой древесины, за что предусмотрена и уголовная ответственность <20>, и возмещение материального ущерба, рассчитываемого по таксационным показателям деловой древесины, на десятки миллионов рублей <21>.
Статья: Особенности использования специальных знаний при проведении осмотра места происшествия в ходе расследования уничтожения или повреждения лесных насаждений
(Морозов Р.О.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующей задачей является дифференциация поврежденных и уничтоженных лесных насаждений в целях оценки ущерба, причиненного пожаром. В ходе своего исследования С.В. Унжакова указывает на наличие проблем, возникающих на этапе установления количества уничтоженных и поврежденных насаждений, и, как следствие, суммы причиненного ущерба, так как основой расчета ущерба является площадь, пройденная огнем, в том числе и непокрытая лесными насаждениями <7>. Кроме того, значимым фактом является то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случаях, когда площадь лесного пожара превышает 1 гектар, позволяют для расчета ущерба применять материалы лесоустройства. Попросту говоря, в ряде случаев (свыше 80%) существует законная возможность оценивать ущерб без выезда к месту пожара. При этом материалы лесоустройства могут не соответствовать существующей ситуации. Проведенный анализ уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений полностью подтверждает описанную выше проблематику. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что существующий подход к оценке ущерба лесного пожара не учитывает пожары, произошедшие на осматриваемой территории годы ранее. Следовательно, ущерб пожара может складываться в том числе с лесными насаждениями, уничтоженными на этой территории ранее.
(Морозов Р.О.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Следующей задачей является дифференциация поврежденных и уничтоженных лесных насаждений в целях оценки ущерба, причиненного пожаром. В ходе своего исследования С.В. Унжакова указывает на наличие проблем, возникающих на этапе установления количества уничтоженных и поврежденных насаждений, и, как следствие, суммы причиненного ущерба, так как основой расчета ущерба является площадь, пройденная огнем, в том числе и непокрытая лесными насаждениями <7>. Кроме того, значимым фактом является то, что положения Постановления Правительства Российской Федерации N 1730 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в случаях, когда площадь лесного пожара превышает 1 гектар, позволяют для расчета ущерба применять материалы лесоустройства. Попросту говоря, в ряде случаев (свыше 80%) существует законная возможность оценивать ущерб без выезда к месту пожара. При этом материалы лесоустройства могут не соответствовать существующей ситуации. Проведенный анализ уголовных дел по фактам уничтожения или повреждения лесных насаждений полностью подтверждает описанную выше проблематику. Кроме того, следует обратить внимание и на тот факт, что существующий подход к оценке ущерба лесного пожара не учитывает пожары, произошедшие на осматриваемой территории годы ранее. Следовательно, ущерб пожара может складываться в том числе с лесными насаждениями, уничтоженными на этой территории ранее.
Статья: Ущерб окружающей среде в интерпретации российских судов
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)<4> Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730.
(Крестьянцева Е.С.)
("Закон", 2023, N 10)<4> Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 N 1730.
Статья: Криминализация деяний в сфере добычи и оборота особо ценных растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Непростая ситуация сложилась с охраной ценных растений на южных территориях РФ (Крым, Севастополь). Вырубка можжевельника фисташки туполистной (Pistacia mutica) в Крыму и Севастополе в последнее время достигла поистине катастрофических размеров. При этом решить данную проблему действующими административными методами уже невозможно. Для квалификации этих деяний по ст. 260 УК РФ необходимым условием является критерий установления размера причиненного ущерба, а также алгоритм его расчета. Применительно к ст. 260 УК РФ понятие "значительности" нанесенного ущерба, причиненного этими деяниями, определяется исходя из количества вырубленного (в настоящее время минимальный "порог" значительности ущерба составляет не менее пяти тысяч рублей). При этом не во всех случаях размер и объем вырубки можно квалифицировать в качестве значительного, что в свою очередь делает невозможным привлечение виновных лиц к уголовной ответственности. Сложности квалификации деяния вследствие "незначительности" причиненного ущерба связаны с установленной методикой расчета возмещения вреда, регламентированной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 <14>. Согласно указанной Методике объем древесины (уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников, лиан) рассчитывается с применением сортиментных таблиц (по каждому из субъектов РФ) по первому разряду высот в коре. Использование такого подхода в большинстве случаев не позволяет даже большой объем уничтоженной или поврежденной древесины (растительности) квалифицировать в качестве значительного ущерба. Согласно заключению Государственной Думы, представленному к законопроекту N 231311-8, приведены конкретные факты, иллюстрирующие объемы вырубки и уничтожения фисташки туполистной в г. Севастополе. Так, диаметры стволов фисташки туполистной находились в диапазоне от 15 мм до 70 мм, общий объем деревьев, которые были уничтожены, составил 103 дерева. Приведенные характеристики растений (размер ствола), количество (объем) вырубленного не позволили квалифицировать размер уничтоженного (рощи фисташки туполистной) как значительный, что в свою очередь делает невозможным привлечение к уголовной ответственности виновных лиц. В соответствии с действующим законодательством (до 12 октября 2023 г., т.е. до вступления в силу ст. 260.1 УК РФ) за такие деяния была предусмотрена только административная ответственность по ст. 8.35 КоАП РФ. Исходя из установленных санкций по указанной статье (для физических лиц до 5 000 руб., на должностных лиц от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц - от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.) можно говорить о неэффективных мерах защиты особо ценных объектов животного/растительного мира.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 2)Непростая ситуация сложилась с охраной ценных растений на южных территориях РФ (Крым, Севастополь). Вырубка можжевельника фисташки туполистной (Pistacia mutica) в Крыму и Севастополе в последнее время достигла поистине катастрофических размеров. При этом решить данную проблему действующими административными методами уже невозможно. Для квалификации этих деяний по ст. 260 УК РФ необходимым условием является критерий установления размера причиненного ущерба, а также алгоритм его расчета. Применительно к ст. 260 УК РФ понятие "значительности" нанесенного ущерба, причиненного этими деяниями, определяется исходя из количества вырубленного (в настоящее время минимальный "порог" значительности ущерба составляет не менее пяти тысяч рублей). При этом не во всех случаях размер и объем вырубки можно квалифицировать в качестве значительного, что в свою очередь делает невозможным привлечение виновных лиц к уголовной ответственности. Сложности квалификации деяния вследствие "незначительности" причиненного ущерба связаны с установленной методикой расчета возмещения вреда, регламентированной Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2018 г. N 1730 <14>. Согласно указанной Методике объем древесины (уничтоженных, поврежденных или срубленных деревьев, кустарников, лиан) рассчитывается с применением сортиментных таблиц (по каждому из субъектов РФ) по первому разряду высот в коре. Использование такого подхода в большинстве случаев не позволяет даже большой объем уничтоженной или поврежденной древесины (растительности) квалифицировать в качестве значительного ущерба. Согласно заключению Государственной Думы, представленному к законопроекту N 231311-8, приведены конкретные факты, иллюстрирующие объемы вырубки и уничтожения фисташки туполистной в г. Севастополе. Так, диаметры стволов фисташки туполистной находились в диапазоне от 15 мм до 70 мм, общий объем деревьев, которые были уничтожены, составил 103 дерева. Приведенные характеристики растений (размер ствола), количество (объем) вырубленного не позволили квалифицировать размер уничтоженного (рощи фисташки туполистной) как значительный, что в свою очередь делает невозможным привлечение к уголовной ответственности виновных лиц. В соответствии с действующим законодательством (до 12 октября 2023 г., т.е. до вступления в силу ст. 260.1 УК РФ) за такие деяния была предусмотрена только административная ответственность по ст. 8.35 КоАП РФ. Исходя из установленных санкций по указанной статье (для физических лиц до 5 000 руб., на должностных лиц от 15 000 руб. до 20 000 руб., на юридических лиц - от 500 000 руб. до 1 000 000 руб.) можно говорить о неэффективных мерах защиты особо ценных объектов животного/растительного мира.