Интернет-интервью с В.А. Болотовым,
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки:
"Проведение единого государственного экзамена в 2006 году"

Уважаемые посетители сервера!

Предлагаем вашему вниманию отчет об интернет-интервью с  руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором Александровичем Болотовым, которое состоялось 1 июня 2006 года.

Тема интервью: "Проведение единого государственного экзамена в 2006 году".

Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Сегодня все выпускники задают один и тот же вопрос: нужен ли нам единый государственный экзамен? Почему-то после первых пробных экзаменов сторонников ЕГЭ стало значительно меньше. Для России, как показала история, глобальные реформы даются очень тяжело - территория у нас большая, люди на ней проживают разные, под одну гребенку всех не причешешь. В одних регионах ЕГЭ проходит с успехом, в других – не удается. О том, как учесть местную специфику сдачи ЕГЭ, а также как реально оценить полученные в школе знания, рассказывает Виктор Александрович Болотов.

1Виктор Александрович: Сейчас критика в адрес традиционных форм выпускных и вступительных экзаменов очень большая. При выпускных школьных экзаменах никто точно не знает, что реально стоит за полученной оценкой. В школьные оценки уже никто не верит. Порой учителя помогают детям писать выпускные работы. Также наблюдается субъективизм при приеме вступительных экзаменов в вузы. Пять лет назад была поставлена задача – разработать независимую форму итоговой аттестации, которой бы доверяли и школы, и вузы. Мы проанализировали опыт 40 - 50 стран и отобрали две базовые технологии, две формы. Первая – французская. Специализированные центральные выездные комиссии, состоящие из обученных и натренированных экспертов, проверяют на местах знания выпускников. Вторая форма – тестовая, принята в  США и Великобритании. Все тесты, сданные выпускниками, обрабатываются в одном месте. У той и другой формы есть свои плюсы и минусы. Мы же, изучив их, сконструировали свою форму, которая учитывает особенности России, включив в нее только плюсы этих двух форм. Только в прошлом году, по показателям региональной статистики, 10 – 15% ребят из сельской местности и мелких городов разных регионов благодаря ЕГЭ смогли потупить в удаленные от них центральные вузы. Вузы, среди которых можно, например, назвать Физтех и Высшую школу экономики, сами, а также по нашему поручению изучали,  как соотносятся результаты ЕГЭ и успеваемость этих поступивших ребят. Выяснилось, что успехи в учебе у них хорошие и стабильные.

Уважаемый Виктор Александрович! Почему в Европе постепенно отказываются от тестового контроля знаний, а в России настойчиво внедряют эту форму проверки знаний? Что проверяет тест? Знания? Тогда вопрос: какие? Умения? То в какой форме, если это вопросы с выбором ответов? Навыки? Вот здесь, может быть, и есть какие-то шаги по проверке. Нет ли расхождения в требованиях (заложенных в программе по предмету) к выпускнику с требованиями механического отчеркивания верного ответа в тестах? В тестах присутствует, на мой взгляд, механизм элементарного угадывания. Нужен ли такой студент вузу, если студент просто умеет угадывать и не обладает глубокими, нужными для вуза знаниями? - Малкова Надежда (Нижний Новгород)

В.А.: Во-первых, в Западной Европе не отказываются от тестов, а, наоборот, уделяют этому вопросу большое внимание.  Важную роль в это сыграло международное исследование PISA (Programme for International Student Assessment). Во-вторых, контрольные измерительные материалы (далее – КИМ) не сводятся к тестам с выбором ответа. КИМ состоит из трех частей и включает три типа заданий: с выбором ответа (часть "А"), с кратким ответом (часть "В") и с развернутым ответом (часть "С"). Задания части "А" ориентированы на проверку достижений выпускником уровня обязательной подготовки (стандарта) по курсу общеобразовательного предмета. Часть "В" состоит из заданий повышенного уровня. Этот уровень подразумевает способность не только воспроизвести усвоенный материал, но и применить знания и умения в знакомой ситуации.  Задания части "С" высокого уровня сложности и требуют записи обоснованного развернутого ответа. Например, по русскому языку с помощью заданий этой части выясняется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

Знаете ли Вы, Виктор Александрович, что в Израиле отказались от ЕГЭ по той причине, что при ЕГЭ нарушаются права человека, в Америке (США) - по коммерческим соображениям, а в европейских странах - по причинам необъективности оценки знаний на тестах? И второй вопрос: почему на фоне отказа от ЕГЭ в развитых странах так настойчиво ЕГЭ внедряется у нас? Может, причина более глубокая (например, финансовая), чем просто непонимание проблемы? - Владимир (Москва)

В.А.: Это не так. В настоящее время в Израиле до сих пор выпускные экзамены сдают в форме теста, причем за определенную плату. В США для поступления в университет или колледж необходимо обязательно пройти определенные тесты. Руководствуясь Вашей позицией и финансовой эффективностью, было бы целесообразно вообще отказаться от выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в вузы/ссузы и выставлять оценки в аттестат по итогам текущей успеваемости в школе, а в вузы/ссузы зачислять по результатам отметок аттестата зрелости. Но современная ситуация такова, что все развитые и развивающиеся страны, наоборот, за счет тестологии усиливают диагностику обученности выпускников школ и проводят оценку качества образования.

Уважаемый Виктор Александрович! Объясните, в чем смысл ЕГЭ? Чем плохи традиционные экзамены? Как Вы думаете, какие есть отрицательные последствия и моменты введения ЕГЭ? Не упадет ли с введением ЕГЭ уровень специальной подготовки абитуриентов в вузы? - Сергей (Саратов)

В.А.: Традиционная форма государственной (итоговой) аттестации плоха тем, что оценки, выставляемые в аттестат зрелости, не сопоставимы между собой. Так, отметка "4" в одном аттестате и отметка "4" в другом могут означать разный уровень овладения общеобразовательной программой. О субъективном отношении экзаменаторов на вступительных испытаниях в вузы/ссузы также сказано немало.

ЕГЭ, в отличие от традиционной формы сдачи выпускных школьных экзаменов, является формой независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающей совмещение школьных выпускных экзаменов и вступительных испытаний в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования (далее – вузы/ссузы). Фактически вместо двух видов экзаменов вводится один, который дает возможность не сдавать дважды одни и те же экзамены: один раз для получения аттестата, а второй – для поступления в вузы/ссузы. ЕГЭ засчитывается в качестве результатов вступительных экзаменов в большинство вузов/ссузов Российской Федерации. Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов и соответствует требованиям, предъявляемым государственными образовательными стандартами к освоению минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Практика регионов, участвующих в ЕГЭ не первый год, показывает, что "натаскивание" на вступительные испытания в конкретный вуз исчезает. При этом возрос интерес к подготовительным курсам, где ведется подготовка непосредственно по предмету.

2Ни для кого не секрет, что ЕГЭ на самом деле не может проверить знания учащихся. Каждый год перед экзаменами идет так называемое "натаскивание" школьников, это делается на основе прошлогодних тестов, или проводят какие-то подготовительные тесты. Школьники озабочены только подготовкой к ЕГЭ, да и администрации школ тоже. Учеба, по большому счету, остается не удел. Вряд ли все это говорит об объективной проверке знаний выпускников. Как быть с этим? - Ирина (г. Барнаул)

В.А.:  "Натаскивание" как проблема возникла задолго до ЕГЭ. Не секрет, что многие вузы, организовывая подготовительные курсы, как раз и занимались "натаскиванием" абитуриентов. Контрольные измерительные материалы состоят из трех частей и включают три типа заданий: с выбором ответа (часть "А"), с кратким ответом (часть "В") и с развернутым ответом (часть "С"). Задания части "А" ориентированы на проверку достижений выпускником уровня обязательной подготовки (стандарта) по курсу общеобразовательного предмета. Часть "В" состоит из заданий повышенного уровня. Этот уровень подразумевает способность не только воспроизвести усвоенный материал, но и применить знания и умения в знакомой ситуации.  Задания части "С" высокого уровня сложности и требуют записи обоснованного развернутого ответа. Например, по русскому языку с помощью заданий этой части выясняется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся. Содержание контрольных измерительных материалов ЕГЭ определяется на основе примерных программ общеобразовательных предметов и соответствует требованиям, предъявляемым государственными образовательными стандартами к освоению минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Сопоставление результатов сдачи ЕГЭ и текущей успеваемости школьников, а также сопоставление результатов сдачи ЕГЭ и успеваемости студентов I курса показывают большую корреляцию по сравнению с  традиционной формой экзаменов.

Я, конечно, понимаю, что введение ЕГЭ было "благим намерением", но... нашим детям (ХМАО) при всем прочем поступать в вуз не стало проще. Даже если результаты ЕГЭ и принимают в вузе, то, увидев, что школа закончена в нашем регионе, очень часто, практически не обращая никакого внимания на результаты, сразу же говорят: "Готовьте денежки". Так было уже не с одним ребенком моих знакомых. Поступали даже медалисты - реакция практически та же. А сами ЕГЭ только нервируют и учителей, и учеников. Учителя, с ужасом в глазах, два года (10-й и 11-й классы) "подогревают" учеников словами: "Вам сдавать ЕГЭ!!!". Боятся, что при сдаче ЕГЭ выставляют оценки не столько ученикам, сколько учителям. И подготовка к экзаменам сводится только к "натаскиванию" по прошлогодним тестам... Я понимаю, что у тестовой системы есть и плюсы, и минусы, но, может быть, не стоило так сильно заострять внимание именно на них?

И еще один момент. Все дети разные - психологически, физиологически, а ЕГЭ этого учесть просто не могут. Сдавая вступительный экзамен в традиционной форме, человек может показать иногда свои знания значительно лучше, чем в тестовой форме. Да и срок действия ЕГЭ слишком уж мал. В принципе, школа должна НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ и дать определенную базу для этого. ЕГЭ могут проверить только эту БАЗУ - и все. А учителя, пытаясь вложить в учеников базовые знания, забывают об основной функции - НАУЧИТЬ. О воспитании в школе в этом случае не приходится говорить. Кстати, все вышесказанное относится не ко всем учителям. Все знают, что в нашей школе есть просто учителя, дающие только объем знаний, а есть учителя, которые детей и родителей УЧАТ и ВОСПИТЫВАЮТ. Последних, к сожалению, значительно меньше, но именно им моя родительская благодарность и огромное уважение! Обратили бы внимание на отбор и подготовку учителей. - Надежда (ХМАО)

В.А.: По Вашему высказыванию необходимо отметить следующее. Во-первых, статистика регионов показывает, что благодаря ЕГЭ состав первокурсников вузов на 10-15% вырос из числа способных молодых людей из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания. Что же касается "разных" детей, - да, это правда. Но вступительные испытания в вузы уже давно проводятся в письменной форме для того, чтобы избежать субъективного отношения экзаменатора к абитуриенту. Во-вторых, при каждом вузе есть подготовительные курсы, которые готовят, а иногда "натаскивают" на сдачу вступительных испытаний именно в этот вуз. Выпускник, который не может по тем или иным причинам посещать такие курсы, оказывается в неравном положении. В этих условиях дети Ханты-Мансийского автономного округа всегда будут в проигрыше. И последнее. Что касается фактов нарушения правил приема в вузы/ссузы, следует направить официальное обращение в прокуратуру, Управление по борьбе с экономическими преступлениями (УБЭП) субъекта Российской Федерации и Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Лично я не понимаю, для чего нужен ЕГЭ! Объясните, пожалуйста. - Татьяна (Cочи)

В.А.: Фактически ответ на Ваш вопрос содержится в вышеизложенных ответах. Стоит добавить, что благодаря ЕГЭ выросла мобильность абитуриентов, а также у способных молодых людей, проживающих в сельских и отдаленных от вузовских центров местах, появился реальный шанс поступить в вуз.

Будет ли введен единый государственный экзамен на территории Ставропольского края в 2007 году? - Наталья (Невинномысск)

В.А.: Участие каждого субъекта Российской Федерации в эксперименте по введению ЕГЭ является добровольным. Решение об участии принимается совместно администрацией субъекта Российской Федерации, региональным органом управления образованием, советом ректоров вузов и советом директоров ссузов данного региона. На данный момент такое согласованное решение Ставропольского края отсутствует. В этой связи эта территория не была включена в число участников эксперимента 2006 года. Думаем, что в 2007 году Ставропольский край проявит свою активность и примет участие в ЕГЭ.

Поддерживаю ЕГЭ! Пора заканчивать эксперимент. Конечно, ещё не всё отработано в его проведении, но и закрывать глаза на то, что добавление балла развращает учащихся, нельзя. Согласны ли Вы с моим мнением? - Наташа (Пенза)

В.А.: Рособрнадзор поддерживает Ваше мнение, и в настоящий момент Рособрнадзор прорабатывает вопрос о целесообразности сохранения системы "+1".

Когда процедура поступления в вузы по результатам ЕГЭ станет фактически более понятной и простой, нежели в традиционной форме, и вузы перестанут под любым предлогом отказывать в признании результатов ЕГЭ? - Владимир (Анадырь, Чукотский АО)

В.А.: Предполагается, что эксперимент по введению ЕГЭ завершится к 2008 году, после чего все образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования обязаны будут принимать и зачислять абитуриентов по результатам ЕГЭ и олимпиад.

4В Москве и Московской области поступающие выбирают форму сдачи вступительных испытаний: традиционную или ЕГЭ (за исключением экзамена по истории России, который проводится только в форме ЕГЭ везде, кроме МГУ, где ЕГЭ вообще не принимается). Почему ЕГЭ в Москве и регионах проходит по разным правилам? Когда порядок поступления в вуз будет единым для москвичей и для россиян? - Савченко Алексей (Волгоград)

В.А.: Форма государственной (итоговой) аттестации, а также перечень и количество общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в регионе, определяется субъектом Российской Федерации. В Москве решение принималось департаментом города Москвы и Советом ректоров вузов Москвы с учетом того, что в ходе вступительных испытаний значительную часть абитуриентов составят иногородние, многие из которых либо не сдавали ЕГЭ, либо сдавали не по всем предметам. При этом все вузы города Москвы учитывают результаты ЕГЭ. Предполагается, что эксперимент по введению ЕГЭ завершится к 2008 году, после чего все образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования обязаны будут принимать и зачислять абитуриентов по результатам ЕГЭ и олимпиад.

Известно, что Университет дружбы народов, чтобы избежать ЕГЭ по истории, заменил историю на информатику. Является ли это законным? Ведь если замена формы экзамена по истории не требует дополнительной подготовки, то замена предмета может резко нарушить условия конкурса. - Графов Олег (Москва)

В.А.: В соответствии с существующим порядком приема в вузы этот вопрос находится в компетенции самого вуза.

В перечне вступительных испытаний Уфимского государственного нефтяного технического университета указано следующее: "… в) для специальностей технологического факультета конкурсные - математика ЕГЭ, физика (или химия) ЕГЭ, собеседование в тестовой форме; неконкурсный - русский язык", где "собеседование в тестовой форме" - это экзамен, на котором абитуриенты получают билет, содержащий 5 задач по математике и 5 задач по физике. Насколько это законно, ведь по физике и математике принимаются сертификаты ЕГЭ, а получается, что и физику, и математику (пусть это и один экзамен), но приходится сдавать повторно! - Лариса (Башкортостан)

В.А.: До перехода ЕГЭ в штатный режим (постоянный) вузы/ссузы могут вводить дополнительные вступительные испытания. Хотя в соответствии с приказами Рособрнадзора от 19.01.2006 N 107 и Рособразования от 20.01.2006 N 14 ЕГЭ на территории Республики Башкортостан вступительные испытания в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования по математике, физике и химии проводятся только в форме и по материалам ЕГЭ.

Какими методами планируется обеспечить равенство сдающих ЕГЭ абитуриентов? Например, будут равны ли шансы двух абитуриентов, получивших одинаковые оценки по ЕГЭ, но живущих в разных городах (скажем, Москва и Сочи)? Как планируется бороться с нежеланием руководителей отдельных университетов зачислять абитуриентов на 1 курс по результатам ЕГЭ? - Игнат (г. Москва)

В.А.: Независимо от места проживания для всех ЕГЭ проходит по единым правилам и с использованием единых (равнозначных) контрольных измерительных материалов. Баллы выставляются на федеральном уровне. В результате полученные баллы по ЕГЭ равноценны во всех субъектах Российской Федерации - участниках ЕГЭ. Значительная часть вузов Российской Федерации уже принимает и зачисляет абитуриентов по результатам ЕГЭ, не обращая внимания на его место жительства. Предполагается, что эксперимент по введению ЕГЭ завершится к 2008 году, после чего все образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования обязаны будут принимать и зачислять абитуриентов только по результатам ЕГЭ.

Как известно, если одиннадцатикласснику исполняется 18 лет до выпуска из школы, то он подлежит весеннему призыву в Вооруженные Силы. При сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ выдается сертификат, действие которого ограничено. Если выпускник идет в армию, то через год, по его возвращении, сертификат ЕГЭ уже не действует для поступления в вуз. Любезно прошу прокомментировать этот вопрос, т.к. в будущем планируется полная замена традиционных экзаменов на ЕГЭ и для выпускников-призывников ограничение сроков действия сертификата делает сдачу экзаменов в форме ЕГЭ бессмысленной. - Елена (Москва)

В.А.: По итогам государственной (итоговой) аттестации выпускнику выдается аттестат зрелости с отметками по общеобразовательным предметам, действие которого не ограничено. Свидетельство о результатах ЕГЭ – фактически универсальный экзаменационный лист для приемной комиссии вуза и срок его действия - до 31 декабря текущего года. Если абитуриент поступает в вуз через год, то он обязан вновь пройти вступительные испытания.

Каким образом можно гарантировать, что местные органы образования, очень заинтересованные в более высоком уровне отметок по ЕГЭ, не будут помогать выполнять задания ученикам на экзамене? Будет ли создана независимая служба приёма ЕГЭ? - Сергей (Липецкая обл.)

В.А.: ЕГЭ – это уже независимая от местных органов управления образованием процедура проведения государственной (итоговой) аттестации и вступительных испытаний в вузы/ссузы. Организация и проведение ЕГЭ осуществляется представителями общего и профессионального образования под контролем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

Из года в год повторяются одни и те же варианты под одними и теми же номерами, что создаёт возможность "помочь" выпускнику (используется мобильная связь). Можно ли менять хотя бы номера вариантов, если трудно разрабатывать новые задания? - Анатолий (Самара)

В.А.: Варианты контрольных измерительных вариантов 2006 года не идентичны вариантам прошлых лет. Для проведения ЕГЭ ежегодно разрабатываются новые контрольные измерительные материалы по 13 общеобразовательным предметам. Формирование вариантов контрольных измерительных материалов происходит путем перемешивания уже имеющихся заданий с новыми.

5Почему ЕГЭ нельзя сделать экзаменом по выбору ученика? Ну, не математик я, ну, теряюсь при выполнении тестов. Как быть? - Петя (Ейск)

В.А.: Вопрос об обязательности экзамена по математике на этапе государственной (итоговой) аттестации уже не первый год обсуждается в Российской Федерации. Возможно, решение по этому вопросу будет найдено при переходе на профилирующее обучение.

Рособрнадзор разрешает органам управления образованием субъекта Российской Федерации освобождать выпускника гуманитарного класса от сдачи математики в форме ЕГЭ.

В настоящее время обязательные экзамены на этапе государственной (итоговой) аттестации установлены Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденной приказом Минобразования от 03.12.1999 N 1075.

Может ли край ежемесячно проводить краевые контрольные работы по математике, чтобы подготовиться к ЕГЭ? Не перегрузка ли это для учащихся? - Иванова Мария Петровна (Геленджик, Краснодарский край)

В.А.: В настоящее время региональные и муниципальные контрольные работы не проводятся в общеобразовательных учреждениях. Количество и время проведения контрольных работ по общеобразовательным предметам утверждается учебным планом общеобразовательного учреждения и согласуется с местным органом управления образованием. При этом подготовка к ЕГЭ не является самоцелью образовательного процесса в школе. Для более детального изучения данного вопроса просим Вас прислать официальный запрос в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

До каких пор над нашими детьми будут издеваться? 22 мая нам объявили о том, что выпускники Усть-Ордынского Бурятского автономного округа будут сдавать кроме ЕГЭ по русскому языку ещё и сочинение. Приказ подписан начальником Управления образования УОБАО 16 мая 2006 года. Знаем, что возможна сдача экзамена и в традиционной форме, и в форме ЕГЭ. Но сообщать за неделю до экзаменов - это вопиющее нарушение. От имени родителей мы обращаемся в прокуратуру. До каких пор нашим образованием будет руководить "некомпетентность" и "глупость"? Обидно за страну и наших детей, получающих такую психологическую травму. Родители выпускников. - Светлана (село Баяндай)

Я классный руководитель 11 "В" класса МОУ Баяндаевская средняя школа им. М.Б. Убодоева Баяндаевского района Усть-Ордынского Бурятского автономного округа. Обращаюсь к Вам от имени педколлектива и родителей выпускников. Наш регион в этом учебном году впервые участвует в эксперименте по введению ЕГЭ. Ребята должны были сдавать математику и русский язык. Но 16 мая 2006 г. Управление образования и молодежной политики по УОБАО издаёт приказ N 484 об обязательных экзаменах в регионе: русский язык (сочинение) и математика (письменно). Школу с приказом знакомят 22.05.2006. Правомерны ли действия Управления образования? До экзаменов осталась неделя. Дети и родители травмированы данным сообщением. Данный приказ не соответствует существующим положениям об итоговой аттестации и здравому смыслу, помогите! - С уважением, Бузинаева Ольга Валерьевна и 25 учителей, 57 родителей (УОБАО)

В.А.: В соответствии с Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (пп. 1.5 и 2.2) государственная аттестация для отдельных категорий выпускников может начинаться с 20 апреля. С учетом этого после 20 апреля не могут издаваться правовые акты, меняющие или дополняющие условия проведения экзаменов государственной (итоговой) аттестации. В настоящий момент Федеральная служба направила запрос по поводу этой ситуации в орган управления образованием Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

В проведении ЕГЭ по английскому языку (19 мая) было очень много недочетов. Во-первых, пропуска нам выдали лишь 19 мая, хотя должны были до 15 мая. Во-вторых, в аудировании были недочеты: не было некоторых заданий. Ассистент сказал, что на основании услышанного можно было сделать ответ, но это не так. Все возмутились. В-третьих, учитель, принимающий устный ответ, не участвовал в диалоге. Вместо диалога у нас получился монолог с магнитофоном. Все очень недовольны. Мы хотим подать жалобу. Ответьте, пожалуйста, как правильно подавать и куда? - Юлия (Ангарск)

6В.А.: Участник ЕГЭ имеет право подать апелляцию в Конфликтную комиссию субъекта Российской Федерации при проведении ЕГЭ при нарушении процедуры проведения ЕГЭ – в день экзамена после сдачи бланков ЕГЭ до выхода из пункта проведения экзамена, и при несогласии с выставленными баллами (отметками) по ЕГЭ – в течение трех календарных дней после официального объявления результатов ЕГЭ и ознакомления с ними. И хотя сроки апелляции прошли, для более детального изучения данного вопроса просим Вас прислать официальный запрос в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки.

Работа организатором в пункте проведения ЕГЭ второй волны (в июле) связана с отзывом из отпуска. Когда будет адекватно и вовремя оплачиваться труд организаторов ЕГЭ (в прошлом году оплачивалось - 80 руб. в час, но сумма была выплачена только в феврале 2006 года)? - Савченко Алексей (Волгоград)

В.А.: Оплата труда лиц, привлекаемых к работам по проведению ЕГЭ в субъектах Российской Федерации, производится в соответствии с письмом Рособрнадзора от 27.04.2004 N 03-31-68ин/36-03. Что касается сроков выплаты – компетенция органа управления образованием субъекта Российской Федерации.

Виктор Александрович, подскажите, пожалуйста, наиболее достоверный сайт, на котором можно найти предварительные результаты ЕГЭ 2006 года. - Белова (Красноярск)

В.А.: http://www.ege.edu.ru, а также http://www.obrnadzor.gov.ru/ .

КонсультантПлюс: Виктор Александрович, благодарим Вас за актуальное интервью.


В подготовке и проведении интервью с В.А. Болотовым участвовали специальный корреспондент компании "Консультант Плюс" Д.В. Буянов и редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина. Фото - Т.М. Тверецкий.

Все интернет-интервью

Поделиться ссылкой: