Тема 4. Исключительные права на средства индивидуализации

Тема 4. Исключительные права на средства индивидуализации

Примечание. Гиперссылки на НПА приведены по состоянию на январь 2022 г. Используйте функцию «Перейти в действующую редакцию».

Средства индивидуализации — это определенные условные обозначения (изобразительные, звуковые и другие), при помощи которых юридическое лицо (ИП, объединение и т.д.) выделяется среди множества остальных.

К числу объектов Гражданский кодекс РФ относит (см. рис.): фирменное наименование юридического лица; товарные знаки и знаки обслуживания; географическое указание и наименование места происхождения товара; коммерческие обозначения.

Охраняемые средства индивидуализации

Права на средства индивидуализации имеют свои особенности:

1) исключительное право пользования средством индивидуализации возникает с его регистрацией (кроме коммерческого обозначения) и может быть использовано другими лицами только с согласия правообладателя (например, по лицензионному договору);

2) право на средство индивидуализации может быть срочным и бессрочным. Так, право на товарный знак может продлеваться, исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года;

3) исключительное право на коммерческое обозначение может перейти к другому лицу только в составе предприятия, для индивидуализации которого такое обозначение используется.

Рассмотрим подробнее каждый из объектов исключительных прав на средства индивидуализации.

Фирменное наименование

Фирменное наименование состоит из двух частей (п. 2 ст. 1473 ГК РФ): 1) указание на организационно-правовую форму и 2) самого наименования юридического лица (например, ООО "Вайлдберриз"; ПАО "Аэрофлот"; ФГБОУ "МГУ им. Ломоносова" и т.п.).

В наименовании может быть указание на характер деятельности либо принадлежность РФ или субъекту РФ (например, Банк ВТБ (ПАО), ГУП "Мосгортранс"), если это предусмотрено законом.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право на использование такого наименования любым не запрещенным способом, а также имеет право требовать прекращения неправомерного (без его согласия) использования такого наименования другими юридическими лицами и возмещения причиненных таким использованием убытков.

В Российской Федерации существует проблема идентификации юридических лиц, так как Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит норм, обязывающих регистрирующий орган проверять уникальность фирменного наименования регистрируемых юридических лиц, что приводит к существованию юридических лиц с совпадающими фирменными наименованиями.

Необходимо отметить, что у органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц (налоговый орган), есть право предъявления в суд иска о понуждении к изменению фирменного наименования в том случае, если оно не соответствует требованиям, а именно нарушены требования к фирменному наименованию или/и в него включены элементы, запрещенные законом (п. 3 и п. 4 ст. 1473 ГК РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10).

В случае совпадения наименований юридических лиц определяющими являются уникальные номера основного государственного регистрационного номера (ОГРН) и ИНН, которые присваиваются регистрирующим органом юридическому лицу при его создании и постановке на налоговый учет и в дальнейшем не изменяются.

Фирменное наименование обычно связано со сферой деятельности организации, и это может привести к коллизии интересов двух организаций и ввести в заблуждение третьих лиц. В Гражданском кодексе РФ определено, что не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица (п. 3 ст. 1474 ГК РФ).

Разрешение подобных споров возможно в суде, соответственно, при наличии оснований иски о смене фирменного наименования тождественной организации удовлетворяются.

Распоряжение исключительным правом на фирменное наименование путем заключения договора об отчуждении или предоставление права использования фирменного наименования другому лицу не допускается.

Товарный знак и знак обслуживания

Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право (ст. 1477 ГК РФ).

Необходимыми условиями для охраны товарных знаков являются: наличие условного обозначения, которое может выражаться в словесном, изобразительном и комбинированном виде, новизна (быть новым для конкретного вида товаров) и, конечно же, его регистрация.

Перед вами известные всем товарные знаки (см. рис. *): Nike, Volkswagen, Chanel.

Товарные знаки

* Демонстрируемые изображения (товарные знаки) являются собственностью их владельцев и упоминаются исключительно в информационных и учебных целях.

Маркетинг и присутствие на рынке товаров этих компаний сделали их известными настолько, что при виде этих товарных знаков мы безошибочно определяем наименование фирмы и товары, которые она производит.

Знак обслуживания — это обозначение, которое служит для индивидуализации работ или услуг компании (п. 2 ст. 1477 ГК РФ).

Таким образом, товарный знак и знак обслуживания помогают отличать одни товары и услуги от сходных товаров и услуг, производимых и предоставляемых другими лицами. Являются инструментом маркетинга и основой для создания имиджа и репутации бренда, стимулируют инвестиции компаний в поддержание или совершенствование качественной продукции.

Например, "DELL" является товарным знаком, который идентифицирует товары (компьютеры и компьютерное оборудование). "СБЕР" является товарным знаком, который относится к услугам (банковские и финансовые услуги).

Правила, предусмотренные ГК РФ о товарных знаках, соответственно, применяются к такому средству индивидуализации, как знак обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.

Согласно ст. 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании.

Товарные знаки могут состоять из:

  • слова (FABERLIC);
  • комбинации слов ("Домик в деревне", "Чистая линия", "Coca-Cola");
  • букв и сокращений ("КамАз", "BMW", "IBM");
  • числительных ("7/11");
  • названий и сокращенных названий (Издательство "МИФ" — "Издательство Манн, Иванов и Фербер");
  • рисунков (подобно логотипу нефтяной компании "Shell" или рисунку, изображающему пингвина, на книгах, выпускаемых издательством "Penguin") или трехмерных обозначений;
  • комбинации цветов или одного цвета (например, полосы черного и желтого цвета в логотипе используются оператором связи "Билайн" — ПАО "ВымпелКом");
  • и т.д.

Товарными знаками могут являться даже невидимые знаки, в частности музыка или запах и т.д. Во всех случаях товарный знак должен обладать отличительной функцией: он должен отличать товары и услуги, для которых он используется.

Согласно п. 8 ст. 1483 ГК РФ в отношении однородных товаров не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в РФ фирменным наименованием или коммерческим обозначением (отдельными элементами такого наименования или обозначения).

Статья 1483 ГК РФ содержит и иные требования, которые необходимо учитывать при выборе обозначения для регистрации в качестве товарного знака.

В частности, в целях регистрации товарного знака соответствующие обозначения не должны:

  • быть вошедшими во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида (например, целлофан, термос, эскалатор, граммофон, магнитофон, линолеум и т.д.);
  • быть общепринятыми символами и терминами (например, символ "знак змеи над чашей в медицине" или термин "гипотенуза");
  • характеризовать товары, в том числе указывать на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта (например, свежее мясо, парное молоко, самый лучший сыр);
  • представлять собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (например, круглый мяч в отношении мячей).

Не допускается государственная регистрация в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы:

  • являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя;
  • противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется Роспатентом, данные вносятся в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак. Такое свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака и исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве (ст. 1481 ГК РФ).

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования и распоряжения товарным знаком (п. 1 ст. 1484 ГК РФ).

На основании п. 1 ст. 1491 ГК РФ исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в Роспатент.

По заявлению правообладателя срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз (п. 2 ст. 1491 ГК РФ).

Кроме традиционных форм нарушений прав правообладателей товарных знаков, таких как размещение товарного знака на контрафактных товарах, имеют место правонарушения, связанные с использованием товарного знака в доменном имени, так как основное назначение доменного имени — индивидуализация товаров, услуг, работ.

Основными формами передачи прав на товарный знак являются: 1) договор об отчуждении исключительного права на товарный знак, 2) лицензионный договор, 3) договор коммерческой концессии (франчайзинг).

Право на товарный знак прекращается путем аннулирования его регистрации Роспатентом:

  • в случае прекращения срока действия регистрации, если срок не был продлен;
  • если знак не используется без уважительных причин в течение любых трех лет после его государственной регистрации;
  • на основании решения Роспатента о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае прекращения юридического лица или ИП правообладателя;
  • в случае отказа правообладателя от права на товарный знак;
  • при нарушении требований закона при регистрации товарного знака;
  • и т.д.

Прекращение права на средства индивидуализации происходит по следующим основаниям:

  • в случае ликвидации владельца средства индивидуализации;
  • в случае отказа владельца от дальнейшего использования;
  • по решению суда ввиду несоответствия права на средства индивидуализации требованиям закона или вследствие нарушения охраняемых законом прав и интересов других лиц.

Географическое указание и наименование места происхождения товара

Географическое указание — обозначение, которому предоставляется правовая охрана. Оно идентифицирует происходящий с территории географического объекта товар, определенное качество, репутацию или другие характеристики которого в значительной степени связаны с его географическим происхождением (характеристики товара). На территории данного географического объекта должна осуществляться хотя бы одна из стадий производства товара, оказывающая существенное влияние на формирование характеристик товара.

Одно из различий состоит в том, что в качестве географического указания может выступать любое обозначение, позволяющее идентифицировать продукцию как происходящую с места происхождения, то есть в обозначение должно быть включено наименование географического объекта и обозначение должно получить известность в результате его использования в отношении товара.

Как и наименования мест происхождения товаров (НМПТ), географические указания предполагают присутствие в товаре особых свойств, обусловленных природными условиями или человеческими факторами.

Если сравнивать процедуры получения охраны, то на географическое указание она более простая, в сравнении с НМПТ, и позволит получить охрану тем происходящим с территории товарам, которые не могут быть зарегистрированы в качестве НМПТ.

В качестве примера можно привести следующие географические указания (см. рис. *).

Географические указания

* Демонстрируемые изображения (товарные знаки) являются собственностью их владельцев и упоминаются исключительно в информационных и учебных целях.

Наименование места происхождения товара (НМПТ) — уникальный объект, средство индивидуализации, позволяющий в установленном законом порядке закрепить за производителями региона права на данное наименование. Подразумевается, что продукция наделена определенными качествами благодаря природным или человеческим ресурсам. Именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар, отличает этот объект от товарного знака.

Например, Адыгейский сыр, Тульский пряник, Камчатский краб, Башкирский мед, Вологодское кружево, Павловопосадский платок и т.д.

Понятие "Наименование места происхождения товара" достаточно сложное, и мы можем определить его признаки.

Признаки понятия "Наименование места происхождения товара":

  • название определенного географического объекта или его производное;
  • известность обозначения, представляющего собой или содержащего наименование географического объекта;
  • товар, обладающий особыми свойствами;
  • географическая среда, включающая природные условия и людские факторы;
  • функциональная зависимость особых свойств товара от природных условий и/или людских факторов (географической среды).

В отличие от товарного знака НМПТ привязан к региону, а также им могут обладать несколько юридических лиц, расположенных в рамках одного географического региона.

Итак, закон определяет, что наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой наименование страны, городского или сельского поселения или другого географического объекта, которое включает наименование (производное), ставшее известным в результате его использования в отношении товара, который наделен особыми свойствами.

На территории данного географического объекта должны осуществляться все стадии производства товара, оказывающие существенное влияние на формирование особых свойств товара.

На использование наименования места происхождения товара и географическое указание может быть признано исключительное право (ст. 1229 и ст. 1519 ГК РФ) производителей данного товара.

Наименование места происхождения товара признается и охраняется в силу государственной регистрации такого наименования в Роспатенте.

Распоряжение исключительным правом на наименование места происхождения товара, в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования этого наименования, не допускается.

19 сентября 2020 года начало действовать Постановление Правительства от 08.08.2020 N 1195, которым устанавливается порядок осуществления федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта РФ контроля за сохранением особых свойств товара, в отношении которого зарегистрировано наименование места происхождения товара.

При возникновении вопроса, чем отличается "товарный знак" от "наименования места происхождения товара" (далее по тексту — "НМПТ"), необходимо провести сравнение и обозначить основные отличия (см. таблицу).


  Наименование места происхождения товара Товарный знак
Создание и основание создания НМПТ возникает в результате использования названия конкретной местности. Создается представление о  товаре, определяемое географической средой данной местности. Создается по воле собственников организации, без каких-либо особых условий и оснований.
Что обозначает
  1. НМПТ всегда указывает на  конкретную местность, а не на конкретного производителя товара.
  2. НМПТ неотделимо от конкретного места.
  3. Перенести полностью производство товара в другую местность невозможно.
  1. Товарный знак — это обозначение, которое служит для различения однородных товаров (услуг), производимых (оказываемых) различными компаниями.
  2. Товарный знак принадлежит конкретному лицу.
  3. Производство товара, маркированного данным товарным знаком, может быть полностью перенесено из одной местности (региона) в другую.
Распоряжение Законный пользователь НМПТ имеет право на использование НМПТ, но не имеет права им распоряжаться. Право на  использование НМПТ неотчуждаемо. Правообладатель товарного знака имеет право использовать товарный знак, распоряжаться им, а также запрещать использование товарного знака другим лицам.

Коммерческое обозначение

Существует еще одно обозначение, служащее для индивидуализации различного вида предприятий, которые принадлежат юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (включая некоммерческие организации, в установленных законом случаях), — это коммерческое обозначение.

В силу закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ.

Например, деятельность ведет ООО "Автомастер", а на вывеске написано: "Автомастерская: руль и колеса"; АО "Дикси ГРУПП", вывеска — Магазин "Дикси"; ООО "Моне Косметик", вывеска — Салон красоты "Моне".

Официального реестра коммерческих обозначений не существует, не выдается свидетельство или иной официальный документ, который может подтвердить право использования коммерческого обозначения и возможность его защиты.

Это означает, что действия различных организаций, патентных поверенных, предлагающих услуги по внесению данных коммерческого обозначения в негосударственный реестр с выдачей свидетельства, не основаны на нормах закона. По данному поводу было опубликовано Информационное письмо Роспатента от 30.01.2009 "О регистрации коммерческих обозначений", из которого следует, что внесение коммерческих обозначений в реестры не основано на нормах действующего законодательства.

Исключительное право на коммерческое обозначение возникает у правообладателя с началом его применения, если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным на определённой территории.

Часто коммерческое обозначение путают с фирменным наименованием, тем не менее это разные средства индивидуализации.

Можно выделить следующие основные различия между коммерческим обозначением и фирменным наименованием (см. таблицу).


  Коммерческое обозначение Фирменное наименование
Оформление
  1. Не закрепляется в учредительных документах, не регистрируется.
  2. Наличие коммерческого обозначения — не обязательно, зависит от желания собственников организации.
  1. Наименование организации, которое закреплено в учредительных документах, указывается при подаче заявления на регистрацию юридического лица.
  2. Обязано иметь любое юридическое лицо.
Кто может иметь Могут иметь юридические лица (в т.ч. некоммерческие организации, в соответствии с законом), ИП. Могут иметь только юридические лица (коммерческие).
Использование Предназначено для потребителей. Обычно используется в отношениях с  контрагентами и с органами власти.
Распоряжение исключительным правом Можно отчуждать в составе предприятия, для обозначения которого оно используется (передача по договору коммерческой концессии). Отчуждению не подлежит.

На практике очень часто вызывает трудности разграничение коммерческих обозначений и фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания, так как они могут быть тождественными и сходными до степени смешения. В таком случае приоритет возникновения исключительного права имеет то из перечисленных средств индивидуализации, право на которое возникло раньше.