Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

2.3.2. Развитие опорной транспортной сети

2.3.2. Развитие опорной транспортной сети.

Особое место в транспортной инфраструктуре общего пользования занимает опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и транспортных узлов, обеспечивающих устойчивую взаимосвязь крупнейших населенных пунктов, экономических центров и основные внешнеэкономические связи, пространственное и функциональное единство транспортной системы.

Развитие опорной транспортной сети осуществляется в увязке с перспективными сценариями развития производительных сил на основе транспортно-экономического баланса.

Транспортно-экономический баланс является основой для модернизации и развития опорной транспортной сети, для разработки региональных транспортных программ, а также планов и программ развития отдельных видов транспорта.

При разработке транспортно-экономического баланса расчетные перспективные пропускные и провозные мощности коммуникаций различных видов транспорта и транспортных узлов, а также приоритетные направления территориального развития инфраструктуры увязываются с долгосрочными перспективами развития производительных сил, регионов, внешней торговли. При этом должны учитываться:

приоритетность требований обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

неизбежный рост спроса на автомобильные перевозки грузов в условиях развития рыночных отношений, а также растущее использование личного автотранспорта по мере автомобилизации страны;

необходимость упреждающего создания резерва пропускных возможностей на коммуникациях, где прогнозируется наибольший рост грузо- и пассажиропотоков;

необходимость согласования мощности основных транспортных узлов и транспортных подходов к ним.

Инструментом разработки транспортно-экономического баланса являются экономико-математические методы.

Развитие опорной транспортной инфраструктуры координируется с приоритетами Энергетической стратегии России на период до 2020 года и прогнозными балансами топливно-энергетических ресурсов. Прежде всего речь идет о стратегической модернизации и развитии действующей системы магистральных трубопроводов и транспортной инфрастуктуры, которая обеспечивает экспорт нефти, нефтепродуктов, угля и природного газа.

Развитие трубопроводного, морского, железнодорожного транспорта и транспортной инфраструктуры нефтегазового сектора связано со стратегиями добычи нефти и газа на территории России и выхода на мировые рынки углеводородного сырья, определенные Энергетической стратегией России в качестве приоритетных. Ориентирами развития транспортной инфраструктуры в этой сфере являются:

целесообразность формирования новых направлений экспорта российской нефти и нефтепродуктов, в том числе, минуя территорию сопредельных государств;

необходимость наличия достаточных нефтеналивных мощностей в морских портах Российской Федерации для морских поставок нефти на традиционные и новые рынки;

наметившиеся ограничения для развития экспорта нефти по традиционным морским маршрутам, связанные с действиями третьих стран;

развитие новых центров добычи нефти на востоке страны (Восточная Сибирь, Республика Саха (Якутия), шельф острова Сахалин);

снижение добычи нефти в европейской части страны, в первую очередь в Волго-Уральском и Северокавказском регионах;

появление в странах Каспийского региона крупных центров добычи нефти, для которых система российских нефтепроводов станет транзитной;

необходимость резерва пропускной способности нефтетранспортных мощностей для повышения их гибкости и конкурентоспособности;

необходимость развития наиболее эффективного нефтепродуктопроводного транспорта.

Строительство новых, расширение и увеличение производительности действующей системы магистральных нефтепроводов увязывается с программами развития инфраструктуры морского и железнодорожного транспорта.

Существенное изменение территориальной структуры добычи и потребления угля обусловливает увеличение межрегиональных поставок твердого топлива, прежде всего в направлении Восток - Запад. Для решения проблемы межрегиональных перевозок, связанной с дополнительными поставками угольной продукции на тепловые электростанции Урала и центра, а также в порты Балтийского и Черного морей, необходимо увеличить провозную способность железных дорог в западном направлении на 70 млн. т в год.

Коммуникации и объекты инфраструктуры, относящиеся к опорной транспортной сети, как правило, находятся в государственной собственности, что обусловлено стратегической значимостью соответствующих объектов, обеспечивающих жизненно важные национальные интересы России, а также безопасное и экологически устойчивое функционирование транспортной системы.

Эксплуатация и содержание таких коммуникаций и объектов могут осуществляться негосударственным оператором, отобранным на конкурсных началах и действующим на условиях публичного договора.

По мере развития рыночных отношений отдельные находящиеся в государственной собственности объекты транспортной инфраструктуры могут приватизироваться с обременением владельцев обязательствами перед пользователями и государством.

Для обеспечения финансирования имеющих общегосударственное значение проектов в области развития транспортной инфраструктуры, наряду с прямым финансированием из федерального бюджета, применяются следующие механизмы:

выпуск внутренних целевых займов на проекты с надежными показателями окупаемости, но длительными сроками реализации. Такие займы должны быть обеспечены государственными гарантиями прежде всего, для подтверждения общественной важности проекта и готовности государства обеспечить его успешную реализацию. Операторами таких проектов могут выступать крупнейшие государственные организации, отвечающие за эксплуатацию и развитие элементов опорной инфраструктуры;

использование для ускорения реализации крупнейших проектов с длительным сроком реализации внешних заимствований, включая такие финансовые институты как МБРР, ЕБРР, ЕИБ и другие;

привлечение крупнейших транспортных операторов и грузоотправителей, непосредственно заинтересованных в модернизации или создании отдельных элементов транспортной инфраструктуры, к участию в соответствующих проектах;

развитие механизмов государственно-частного партнерства. Приоритетными сферами частно-государственного партнерства должны стать концессии при сооружении платных объектов на дорожной сети и строительстве участков железных дорог;

создание свободных экономических зон и технопарков в крупнейших транспортных узлах для привлечения целевых инвесторов к их развитию.