Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р утверждена Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

4.3. Региональные аспекты развития транспортной инфраструктуры

4.3. Региональные аспекты развития

транспортной инфраструктуры

Реализация транспортной стратегии основана на общих принципах федеративных отношений и учитывает особенности социально-экономического развития и транспортных потребностей отдельных регионов страны.

Правильный учет регионального фактора при развитии транспортной системы способствует преодолению существенных различий в экономическом и социальном развитии российских регионов и инфраструктурных ограничений, развитию единого экономического пространства, рациональному межрегиональному разделению труда.

Для регионов с развитым потенциалом обрабатывающей промышленности и высокой плотностью населения прогнозируется ускоренное развитие высокотехнологичных производств и сферы обслуживания. В этих регионах следует ожидать опережающего развития автомобильных перевозок грузов и пассажиров, интенсивного роста числа автомобилей в личном пользовании. В области транспортной инфраструктуры требуется скоординированное развитие конкурирующих коммуникаций различных видов транспорта, повышение пропускной способности существующей дорожной сети, сооружение автодорожных обходов крупнейших городов, создание сети мультимодальных транспортных терминалов.

Регионы преимущественно сырьевой направленности и с низкой плотностью населения, особенно северные территории, будут характеризоваться крупными концентрированными потоками энергетических, рудных, лесных и химических грузов, перевозимых на расстояния в 4 - 5 тыс. км, в том числе в значительных объемах на экспорт. В этих регионах актуально решение задачи завершения создания опорной железнодорожной транспортной сети и обеспечения круглогодичного выхода на нее большинства населенных пунктов путем строительства подъездных дорог. Безальтернативность внутреннего водного транспорта и региональной авиации в таких районах предполагает принятие специальных мер по их поддержке.

В регионах с преимущественным развитием агропромышленного комплекса предъявляются повышенные требования к формированию местной автодорожной сети в целях решения задачи по созданию автодорожных подъездов с твердым покрытием ко всем населенным пунктам.

Оптимальным уровнем для увязки стратегии развития транспортной системы с региональными приоритетами является уровень федерального округа.

При развитии системы управления транспортом должны стимулироваться разработка перспективных транспортных планов в разрезе федеральных округов, согласование инфраструктурных транспортных проектов субъектов Федерации, относящихся к одному федеральному округу, другие формы координации развития региональных транспортных систем в пределах федеральных округов.

Северо-Западный федеральный округ.

Транспортная система данного региона играет важнейшую роль в развитии экспортно-импортных связей России и транзитных перевозок.

Основной задачей развития транспортной системы региона является формирование российских частей евроазиатских транспортных коридоров "Север - Юг" и "Северный морской путь", а также коридоров регионального значения - паневропейских транспортных коридоров N 1 и 9.

В системе МТК "Север - Юг" предусматривается использование внутренних водных путей, в том числе Волго-Балтийского канала, речных портов для осуществления перевозок с использованием судов смешанного (река - море) плавания в направлении Северная Европа - страны Каспийского региона, а также с выходом в Черное море и далее на Дунай.

Приоритетами являются модернизация и строительство новых портовых комплексов на Балтике, Белом и Баренцевом морях и развитие железнодорожных, автомобильных и трубопроводных подходов к ним, формирование и устойчивое функционирование транспортных связей Калининградской области с другими регионами России.

Важную роль в развитии морского туризма сыграет модернизация пассажирского морского вокзала и Центрального яхт-клуба в Санкт-Петербурге.

Основными задачами развития железнодорожного транспорта региона являются развитие подходов к портам Балтийского моря, подготовка инфраструктуры участка Санкт-Петербург - Бусловская для организации скоростного пассажирского сообщения с Хельсинки, дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры Санкт-Петербурга.

Важнейшими задачами развития морского транспорта являются обеспечение регулярного судоходства в западном секторе Северного морского пути, а также создание комплексной системы обеспечения безопасности судоходства на Балтике.

В дорожном хозяйстве, наряду с развитием автодорог в составе Санкт-Петербургского дорожного узла, предполагается завершить строительство и реконструкцию автомобильных дорог по направлениям: Санкт-Петербург - Вологда - Киров и далее на Урал, Вологда - Медвежьегорск, Санкт-Петербург - Петрозаводск - Котлас - Сыктывкар - Воркута - Салехард с подъездом на Нарьян-Мар, Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск с подъездом на Мезень. Будут построены обходы городов Санкт-Петербург, Псков, Вологда, Великий Новгород.

Специфической задачей развития транспортной системы округа является обеспечение устойчивого железнодорожного, автомобильного и паромного сообщения с Калининградской областью. При этом должны быть решены проблемы беспрепятственного сухопутного транзита через территорию государств - членов ЕС. В Калининградской области планируется построить и реконструировать автомобильные дороги: граница Польши - Калининград - Толпаки - Неман с обходом г. Советска и Калининград - Черняховск - граница Литвы.

Центральный федеральный округ.

На территории округа находится крупнейший в стране Московский транспортный узел (МТУ), в котором пересекаются транссибирский транспортный коридор и транспортный коридор "Север - Юг". Округ обладает развитой транспортной системой, главными задачами развития которой являются технологическая модернизация, повышение конкурентоспособности и качества обслуживания населения и экономики, обеспечение устойчивой работы транспорта в условиях растущей интенсивности движения.

Основными направлениями модернизации железнодорожного транспорта МТУ являются: создание скоростного движения поездов на направлениях Москва - Минск, Москва - Санкт-Петербург - Хельсинки, Москва - Нижний Новгород, Москва - Самара, максимальный вынос грузовой работы за пределы Московской кольцевой железной дороги, развитие современных технологий организации пригородных перевозок.

Перспективным проектом в области развития автодорожной инфраструктуры является реконструкция выходящих из Москвы головных участков федеральных магистралей: "Беларусь", "Россия", "Украина", "Холмогоры" и "Волга" с устройством 6 - 8-полосной проезжей части и далее в пределах округа с устройством 4 полос движения. В целях разгрузки радиальных магистралей Московского автодорожного узла будут построены хордовые и соединительные дороги. Предусматривается также завершить строительство обходов городов Ярославль, Кострома, Тула, Курск, Воронеж, Рязань, Саратов, Орел. Будет завершено строительство и реконструкция участков автомобильной дороги: граница Украины - Курск - Воронеж - Саратов - Уральск, обеспечивающей кратчайший выход из центральной Европы на Казахстан и Китай.

В области развития воздушного сообщения основной задачей является комплексная модернизация Московского авиаузла посредством реконструкции аэропортов "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково", направленной на создание сети пересадочных узлов (хабов), способных выполнять функции узловых распределительных центров воздушных перевозок, что позволит повысить качество обслуживания, уровень безопасности и регулярности полетов, обеспечить растущие потребности во внутренних и международных транзитных перевозках.

Модернизация Московского авиаузла направлена на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов (аэропортов), а также на создание скоростных автодорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты между собой и с центральной частью города.

Важным для Центрального Федерального округа направлением совершенствования межрайонных связей, учитывая агропромышленную специализацию Центрально-Черноземного района, является создание транспортно-логистической системы для приема, хранения, сортировки и доставки грузов от сельскохозяйственных поставщиков на терминалы районов-потребителей.

Южный федеральный округ.

Транспортная система округа представляет собой "Южные ворота России", обеспечивая выход на транспортные коммуникации стран черноморского и прикаспийского регионов.

Развитие транспортной системы округа предполагает решение двух первоочередных задач:

развитие коммуникаций в полосе международного транспортного коридора "Север - Юг" для обеспечения экспортно-импортных перевозок и международного транзита и привлечения на российские коммуникации грузопотоков из региона Каспия, Ирана, государств бассейна Индийского океана;

транспортное обеспечение развития рекреационных возможностей причерноморского региона.

В период до 2010 года будет осуществлена модернизация Астраханского водно-транспортного узла, порта Махачкала, получит дальнейшее развитие система паромного сообщения на Каспии.

Будут развиваться перегрузочные комплексы для увеличения объемов перевалки нефти, зерна, контейнеров в Новороссийском порту, строительство нового порта на мысе Железный Рог, строительство нового грузового порта в Миусском лимане с целью выноса пылящих грузов из Таганрогского порта и улучшения экологической обстановки в городе.

В дорожном хозяйстве, помимо развития магистралей "Дон", "Каспий", "Кавказ" и других федеральных дорог в составе МТК "Север - Юг", планируется реконструировать и построить автомобильные дороги: Ростов-на-Дону - Буденовск - Кисляковка - Тимашевск - Крымск, Минеральные Воды - Кочубейск, Майкоп - Дагомыс, Армавир - Ставрополь - Элиста, а также реконструировать автодорогу граница Украины - Волгоград - Астрахань - гр. Казахстана (Атырау), которая обеспечит кратчайший выход из южной Европы на Казахстан и Среднюю Азию. Предусматривается завершить строительство мостового перехода через р. Волгу у г. Волгограда.

Комплекс задач, связанных с развитием рекреационных возможностей российского черноморского побережья, предполагает, прежде всего, защиту курортной части побережья от негативных воздействий транспорта, недопущение развития транспортных узлов и коммуникаций - в первую очередь, обеспечивающих перевозки грузов - за счет рекреационных территорий. Сообщение в пределах курортных зон должно обеспечиваться транспортными системами с повышенными экологическими характеристиками.

Для улучшения условий доступа на российское черноморское побережье необходимо обеспечить реконструкцию, техническое перевооружение и развитие аэродромных комплексов в первую очередь в городах Сочи, Владикавказ, Минеральные Воды, Краснодар, Ставрополь, формирование современной системы сервиса для пассажиров и грузовладельцев на воздушном транспорте и обновление самолетно-вертолетного парка авиатранспортных компаний Северного Кавказа.

Приволжский федеральный округ.

Благоприятное транспортно-географическое положение региона оказывает исключительно большое влияние на формирование его производственного комплекса и торговли. При этом транспортный комплекс может стать "локомотивом" экономического развития округа, на территории которого расположены ведущие предприятия отраслей транспортного машиностроения.

Развитие транспортной системы округа во многом связано с повышением конкурентоспособности МТК "Север - Юг". Важнейшей задачей является создание гидротехнического комплекса в районе Городца для сохранения неразрывности Волги как важнейшего судоходного пути.

Для повышения эффективности и качества перевозок во внутреннем и международном сообщении будет осуществлена реконструкция грузовых железнодорожных станций, строительство грузовых распределительных центров, а также логистических центров управления интермодальными перевозками.

Предусматривается реконструкция федеральных автомобильных дорог, а также развитие автомобильных дорог по направлениям: Пермь - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск, Казань - Екатеринбург, Нижний Новгород - Пенза - Саратов, Казань - Саранск - Тамбов. Предусматривается завершить строительство моста через р. Волгу у г. Ульяновска, построить обходы городов Пермь, Нижний Новгород, Саратов.

Уральский федеральный округ.

Транспортная система округа обеспечивает развитие старейшего в России индустриального региона, а также освоение перспективных месторождений полезных ископаемых. Основные коммуникации опорной транспортной сети региона связаны с Транссибирским транспортным коридором. Важной задачей является их модернизация для продления европейского транспортного коридора N 2 до Екатеринбурга. Основными проектами в области развития магистрального железнодорожного транспорта, наряду с развитием Транссиба, станут завершение строительства железнодорожных линий Новый Уренгой - Ямбург, Новый Уренгой - Надым.

На территории округа будет решаться задача развития транспортных коммуникаций в направлении Казахстана и Китая, что обеспечит в перспективе привлечение в Россию дополнительных транзитных грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Одной из приоритетных задач в регионе является создание современной системы транспортно-экспедиционного обслуживания и терминального хозяйства в пунктах взаимодействия различных видов транспорта. Основными центрами транспортной логистики являются крупнейшие промышленные и транспортные узлы - Екатеринбург и Челябинск.

Для обеспечения растущих автомобильных перевозок планируется построить и реконструировать отдельные участки автомобильных дорог по маршрутам: Пермь - Серов - Ханты-Мансийск - Сургут - Томск и Тюмень - Сургут - Новый Уренгой - Салехард.

В северной части территории округа актуально развитие региональной авиации.

Сибирский федеральный округ.

Задачи модернизации и развития транспортной системы округа неодинаковы для различных его регионов.

В южных районах Сибири требуется дальнейшее развитие коммуникаций в полосе транссибирского транспортного коридора, строительства железной дороги в Читинской области к крупнейшему в мире Удоканскому месторождению меди, а также завершение реконструкции федеральных автодорог: "Байкал", "Енисей", Чита - Забайкальск - госграница; Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск. Предусматривается строительство дорог в районах нового освоения на севере Иркутской области, Эвенкийском АО, будут реконструированы участки дорог на подходах к государственной границе в южной части региона для обеспечения прямых выходов на Китай.

На речном транспорте требуется поддержание существующих габаритов судового хода на эксплуатируемых участках рек Обь-Иртышского и Енисейского бассейнов, в верховьях Лены, проведение реконструктивных работ Новосибирской шлюзовой системы, на судоподъемнике Красноярской ГЭС.

Главной задачей для Севера является строительство и развитие меридиональных опорных автодорожных направлений, а также развитие коммуникаций Северного морского пути. Для прибрежных и островных арктических районов Сибири морской транспорт останется безальтернативным видом транспорта. Сохранится его роль в вывозе продукции Норильского горно-металлургического комбината, леса из Игарки на экспорт. Особой задачей является транспортное освоение месторождений полуострова Ямал.

Важнейшими объектами развития сети аэропортов в Сибири являются строительство нового аэропорта в г. Омске, реконструкция взлетно-посадочных полос в Новосибирске (Толмачево), строительство грузовых комплексов мощностью по 300 тонн/сутки в аэропорту Новосибирска.

Дальневосточный федеральный округ.

Занимая 40 процентов территории России, регион имеет относительно слабое развитие транспортной сети, что в значительной степени сдерживает развитие его экономики. Не полностью реализуются и благоприятные возможности для развития международных торговых связей, прежде всего, со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ключевыми задачами развития транспорта в регионе являются:

завершение формирования опорной магистральной железнодорожной сети (усиление Главсиба, завершение строительства БАМ и АЯМ и соединительных линий, обеспечивающих маневренность сети). Создание эксплуатационно-технологических и экономических условий для привлечения на российские железные дороги международного транзитного потока (МТК "Транссиб", "Приморье-1", "Приморье-2");

завершение строительства железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск. Выход железной дороги к Якутску в сочетании с развитием автодорожной сети региона радикально изменит картину транспортного обеспечения северных территорий;

реконструкция железных дорог Сахалина, модернизация паромной переправы Ванино - Холмск в комплексе с вводом в строй автодороги Лидога - Ванино;

развитие перегрузочных мощностей базовых материковых портов Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Посьета, Зарубино;

развитие международных пограничных переходов и терминального хозяйства, обеспечивающих ускорение технологической и таможенной обработки, комфортные условия для пассажиров.

Главной задачей в автодорожном строительстве является формирование опорной магистральной дорожной сети. Кроме завершения строительства федеральной магистрали Чита - Хабаровск планируется осуществить строительство автодорог, обеспечивающих подъезд к портам Ванино и Находка: Якутск - Мирный - Ленек, Комсомольск-на-Амуре - Николаев-на-Амуре, Билибино - Помолом и других дорог, обеспечивающих северный завоз в Якутию, Магаданскую область и другие северные территории региона, а также автодорог Раздольное - Хасан, Южно-Сахалинск - Ноглики.

Перспективными направлениями развития речного транспорта, наряду с переносом базового порта в Якутск после сооружения Амуро-Якутской железной дороги, являются поддержание глубин на верхней Лене (участок Осетрово - Витим), пополнение флота Ленского и Амурского бассейнов судами смешанного (река - море) плавания.