Решение Верховного Суда РФ от 23.12.2009 N ГКПИ09-1339 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими подпункта "в" пункта 40, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2009 N 307, подпункта 1 пункта 2, подпункта 2 пункта 4, пункта 5 Приложения N 2 к Правилам, абзацев 1 и 3 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 декабря 2009 г. N ГКПИ09-1339

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Г.Е.,

с участием прокурора Кротова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Наш Дом" о признании недействующими подпункта "в" пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпункта 1 пункта 2, подпункта 2 пункта 4, пункта 5 Приложения N 2 к данным Правилам, абзацев 1 и 3 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг). Постановление официально опубликовано в изданиях "Собрание законодательства Российской Федерации", 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", N 114, 31 мая 2006 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам). Постановление официально опубликовано в "Российской газете", N 115, 1 июня 2006 г.

ООО "Управляющая Компания "Наш Дом" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими подпункта "в" пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, подпункта 1 пункта 2, подпункта 2 пункта 4, пункта 5 Приложения N 2 к данным Правилам, абзацев 1 и 3 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В обоснование заявленных требований указало, что подпункт "в" пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предоставляет потребителям возможность производить частичную оплату коммунальных услуг, что противоречит части 1 статьи 155 и части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предусматривающих обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги; подпункт 1 пункта 2 (формула 6), подпункт 2 пункта 4 (формула 13), пункт 5 (формула 15) Приложения N 2 к данным Правилам в части, предусматривающей расчет объемов потребленных коммунальных услуг, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, не соответствует частям 2, 3 статьи 30, частям 1, 2, 3 статьи 31, части 2 статьи 69, части 2 статьи 153, частям 3 - 9 статьи 155 ЖК РФ, т.к. не позволяет учитывать собственников жилых помещений и членов их семей, нанимателей и членов их семей, арендаторов и членов их семей, членов жилищного кооператива и членов их семей, которые должны учитываться, независимо от фактического проживания или регистрации; абзацы 1, 3 пункта 25 раздела II Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в части, устанавливающей расход электроэнергии на работу лифтового оборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного жилого дома в размере 7 кВт.ч в месяц на 1 человека, что противоречит части 2 статьи 43 и части 1 статьи 158 ЖК РФ, устанавливающих обязанность собственника помещения в многоквартирном доме нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Заявитель считает, что установленный оспариваемыми нормами порядок внесения платы за коммунальные услуги, порядок расчета объемов потребленных коммунальных услуг, а также порядок определения расхода электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, нарушают права и законные интересы заявителя, т.к. вынуждают оплачивать часть расходов в многоквартирном доме за счет собственных средств.

В судебное заседание представитель заявителя не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству регионального развития Российской Федерации (поручение от 16 ноября 2009 г. N СИ-П9-6645).

Представители Министерства регионального развития Российской Федерации А.Г., А.И., Г.О., М. возражали против удовлетворения заявленных требований, считая их необоснованными, поскольку Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 157 ЖК РФ вправе было установить Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и определить порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, оспариваемые положения нормативных актов соответствуют требованиям закона, прав и законных интересов заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153); плата вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (части 1, 2 статьи 155).

Подпункт "в" пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусматривает право потребителя вносить плату за коммунальные услуги за прошедший месяц частями, не нарушая при этом установленный срок окончания ее внесения. Данное положение не противоречит приведенным выше положениям ЖК РФ и не нарушает прав заявителя, поскольку обязанность внести плату в срок сохраняется.

Нельзя согласиться с доводами заявителя о том, что частичная уплата потребителем коммунальных услуг лишает управляющую компанию права приостанавливать предоставление коммунальных услуг.

Согласно подпункту "а" пункта 80 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг. Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение предоставленных полномочий Правительством Российской Федерации приняты оспариваемые заявителем Правила предоставления коммунальных услуг гражданам и Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 21); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги в этом жилом помещении рассчитывается для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 4 приложения N 2 к Правилам (подпункт "а" пункта 28); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, определяется в соответствии с пунктом 5 приложения N 2 к Правилам (пункта 29).

При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение и электроснабжение определяется по формуле с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, коммунальной квартире, жилом доме), количества граждан, зарегистрированных по месту жительства и месту пребывания во всех жилых помещениях дома, не оборудованных индивидуальными приборами учета (подпункт 1 пункта 2 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общими (квартирными) приборами учета и отсутствии индивидуальных приборов учета объем (количество) потребленной холодной воды, горячей воды, газа, электрической энергии или объем отведенных бытовых стоков в жилом помещении коммунальной квартиры рассчитывается по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, в коммунальной квартире (подпункт 2 пункта 4 Приложения N 2 к Правилам); при оборудовании коммунальной квартиры общим (квартирным) и индивидуальными приборами учета электрической энергии размер платы за освещение помещений вспомогательного использования, являющихся общим имуществом в коммунальной квартире, приходящийся на жилое помещение в коммунальной квартире, определяется по формуле, исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении, количество граждан, проживающих в коммунальной квартире (пункт 5 Приложения N 2 к Правилам).

Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Правил объем потребленных коммунальных услуг (холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения) рассчитывается исходя из количества граждан, проживающих в жилом помещении и, следовательно, потребляющих коммунальные услуги, что соответствует части 1 статьи 157 ЖК РФ.

Доводы заявителя о том, что такой порядок определения объема потребленных коммунальных услуг не позволяет учитывать собственников жилых помещений и членов их семей, нанимателей и членов их семей, не зарегистрированных в этом жилом помещении, является ошибочным, поскольку обязанность по внесению платы за коммунальные услуги возникает не с момента регистрации, а с момента заключения договора найма, аренды, возникновения права собственности на жилое помещение, а круг лиц, обязанных уплачивать коммунальные услуги, определен законодательством.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги ЖК РФ возлагает на нанимателя жилого помещения по договору социального найма, арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, члена жилищного кооператива, собственника жилого помещения (часть 2 статьи 153 ЖК РФ). Проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении члены семьи собственника, а также члены семьи нанимателя жилого помещения несут солидарную с собственником и нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением (часть 3 статьи 31, часть 2 статьи 69 ЖК РФ). Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Кроме этого, в жилом помещении могут проживать и пользоваться коммунальными услугами иные лица (временные жильцы), о проживании которых потребитель обязан информировать исполнителя не позднее 10 рабочих дней с даты произошедших изменений (подпункт "ж" пункта 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).

В пунктах 27, 30, 31 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг указано, что нормативы потребления коммунальных услуг по услугам холодного (горячего) водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, водоотведения устанавливаются из расчета на 1 потребителя.

Потребителем применительно к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 3).

Таким образом, все проживающие в жилом помещении граждане, а также не проживающие, но обязанные в силу закона уплачивать коммунальные услуги (часть 11 статьи 155 ЖК РФ), относятся к потребителям коммунальных услуг.

Оспариваемые заявителями Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.

В соответствии с данными Правилами под нормативом потребления коммунальных услуг понимается месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета (пункт 2).

Нормативы потребления коммунальных услуг в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются уполномоченными органами, которыми являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, применяются при отсутствии приборов учета и предназначены для определения размера платы за коммунальные услуги (пункты 3, 4 Правил).

В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расхода электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пищи (пункт 30 Правил).

Согласно пунктам 24, 25 Приложения к Правилам расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, включается в состав норматива потребления электрической энергии внутри жилых помещений, определяемого расчетным методом (формула 8).

Абзацами 1, 3 пункта 25 Приложения к Правилам установлено, что расход электрической энергии на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, определяется исходя из следующих величин: в отношении лифтового оборудования - 7 кВт.ч в месяц на 1 человека.

Установленная абзацем 2 пункта 25 величина - 7 кВт.ч в месяц не является нормативом потребления для определения размера платы за коммунальные услуги для потребителя, а является величиной, исходя из которой определяется расход электрической энергии на работу электрооборудования, используемый для расчета норматива электроснабжения расчетным методом по формулам, установленным приложением к Правилам.

Нельзя признать обоснованным довод заявителя о том, что расходы электроэнергии на работу лифтового оборудования потребитель платит дважды в составе коммунальных платежей и оплачивая расходы на содержание и ремонт жилого помещения. В соответствии с пунктом 26 Правил коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме, учитываются при установлении нормативов потребления коммунальных услуг для потребителей. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, не предполагают включение расходов на оплату коммунальных ресурсов (электрическую и тепловую энергию, холодную и горячую воду, газ) в цену работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Несостоятельны ссылки заявителя на противоречие оспариваемого положения части 2 статьи 43 и части 1 статьи 158 ЖК РФ, поскольку указанные нормы Закона не регулируют вопросы оплаты коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что подпункт "в" пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, подпункт 1 пункта 2, подпункт 2 пункта 4, пункт 5 Приложения N 2 к данным Правилам, абзацы 1 и 3 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг в указанной заявителем части не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, каких-либо правовых оснований для признания их незаконными не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Наш Дом" о признании недействующими подпункта "в" пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпункта 1 пункта 2, подпункта 2 пункта 4, пункта 5 Приложения N 2 к данным Правилам, абзацев 1 и 3 пункта 25 Приложения к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА