2.3.3. Учет в кооперативах, занимающихся изучением рынка (маркетинговыми операциями)

В современных условиях невозможно эффективно хозяйствовать, не занимаясь постоянно изучением рынка (маркетинговых операций) в частности предложений и спроса на производимую продукцию. Хозяйствовать вслепую в современных условиях невозможно, это неизбежно приводит к финансовому краху. Вместе с тем операции по изучению рынка, маркетинговые операции - это довольно специфичная область, требующая определенной квалификации и специальных знаний. Вот почему в системе кооперации появляются специальные кооперативы, специализирующиеся на указанных операциях.

Кооператив, занимающийся маркетинговыми операциями, имеет специальный аппарат (практически несколько человек), постоянно изучающий конъюнктуру рынка по видам продукции, производимой или закупаемой участниками кооперации. За установленные по договору суммы оплаты каждое хозяйство, член кооперации получает прогноз в части спроса и предложений на соответствующую продукцию и среднесрочную перспективу. Оценив эти данные, участники кооперации могут более-менее обоснованно строить свою коммерческую деятельность.

Суммы поступлений от хозяйств отражаются в учете записью:

дебет счета 51 "Расчетные счета", кредит счета 86 "Целевое финансирование", субсчет "Поступления за маркетинговую деятельность".

Содержание аппарата по этому виду деятельности, проведение необходимых исследований и другие расходы относятся в дебет счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на маркетинговую деятельность" с кредита счетов по видам затрат: 70, 69, 96, 25 и др. В конце квартала расходы с данного счета списываются записью:

дебет счета 86 "Целевое финансирование", субсчет "Поступления за маркетинговую деятельность", кредит счета 44 "Расходы на продажу", субсчет "Расходы на маркетинговую деятельность".

Как правило, затраты на ведение маркетинговой деятельности неизбежно отразятся на эффективности сбытовых операций и улучшении финансового состояния участников кооперации.