Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Проведение проверки деятельности субъекта страхового дела на местах

Проведение проверки деятельности субъекта страхового дела

на местах

16. Проверка деятельности субъектов страхового дела на местах проводится с целью контроля и надзора за соблюдением ими норм страхового законодательства Российской Федерации.

16.1. Юридическим фактом, являющимся основанием для осуществления контроля деятельности субъектов страхового дела в виде проверки их деятельности на месте на предмет соблюдения ими страхового законодательства Российской Федерации, является издание приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте.

Юридическим фактом, являющимся основанием для применения мер государственного страхового надзора, является акт о несоответствии деятельности субъекта страхового дела требованиям страхового законодательства Российской Федерации.

16.2. Проверка деятельности субъектов страхового дела на местах на предмет соблюдения ими страхового законодательства Российской Федерации проводится на основании годового плана проверок субъектов страхового дела, утвержденного Руководителем Службы.

При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с исполнением государственной функции (комплексные проверки), или отдельный вопрос, связанный с исполнением государственной функции (тематические проверки). Проверка также может проводиться по конкретному обращению заявителя.

Проверка на месте проводится только теми специалистами Службы (Инспекции), которые указаны в приказе Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте.

16.3. В ходе проведения проверки у субъектов страхового дела могут быть затребованы следующие документы:

документы, содержащие информацию, необходимую для осуществления государственного страхового надзора (за исключением документов, содержащих информацию, составляющую банковскую тайну).

16.4. Контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации путем проведения проверок их деятельности на местах включает:

- выборку основных показателей деятельности и данных о субъекте страхового дела, имеющихся в Службе (Инспекции);

- составление программы проверки;

- формирование рабочей группы;

- издание приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте;

- сбор необходимых сведений и документов, их проверка и анализ;

- составление акта по результатам проверки;

- вручение акта по результатам проверки.

16.5. Проверка деятельности субъектов страхового дела на месте осуществляется на основании приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки, в котором определяется:

- наименование проверяемого субъекта страхового дела;

- предмет (тема) проверки;

- состав рабочей группы, проводящей проверку, с указанием руководителя рабочей группы;

- сроки проведения проверки;

- проверяемый период;

- программа проверки, являющаяся приложением к приказу.

16.6. Для проведения каждой проверки на месте составляется программа проверки.

Тема проверки в программе проверки указывается в соответствии с Планом проверок субъектов страхового дела на местах, утвержденным Руководителем Службы.

Программы проверок разрабатываются структурными подразделениями Службы (Инспекции), ответственными за проведение проверок на местах.

Программа проверки должна содержать:

- полное наименование и регистрационный номер субъекта страхового дела по данным единого государственного реестра субъектов страхового дела;

- тему проверки;

- перечень основных вопросов, по которым рабочая группа проводит в ходе проверки контрольные действия.

Программы проверок подписываются руководителем структурного подразделения Службы (Инспекции), ответственного за проведение проверки, согласовываются заместителем руководителя Службы (Инспекции), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Службы (Инспекции).

Программы проверок деятельности на местах утверждаются не менее чем за 5 (пять) рабочих дней до начала проверки.

При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения проверки на месте, программа проверки может быть изменена, в том числе в части основных вопросов, по которым рабочая группа проводит в ходе проверки контрольные действия. Внесение изменений производится на основании докладной записки руководителю структурного подразделения Службы (Инспекции), ответственного за проведение проверки.

Программа проверки с внесенными изменениями и докладная записка с изложением причин о необходимости внесения изменений, составленная руководителем рабочей группы, утверждается в порядке, установленном настоящим Административным Регламентом.

16.7. Срок проведения проверки на месте, численный и персональный состав рабочей группы устанавливаются исходя из темы проверки, объема предстоящих контрольных действий (проверяемого периода, объема проводимых субъектом страхового дела страховых операций, привлечения сторонних организаций и органов исполнительной власти, метода проверки и пр.)

16.8. Ответственным за проведение отдельной проверки на месте является руководитель рабочей группы, определенный в приказе Службы (Инспекции) о проведении данной проверки.

Исходя из темы проверки на месте и ее программы, руководитель рабочей группы определяет объем и состав контрольных действий и ответственного исполнителя из членов рабочей группы по каждому вопросу программы проверки, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

16.9. Руководитель рабочей группы в ходе проведения проверки субъекта страхового дела на месте организует взаимодействие рабочей группы с уполномоченным лицом проверяемого субъекта страхового дела.

Члены рабочей группы по согласованию с руководителем рабочей группы имеют право:

- запрашивать и получать от руководителя и работников проверяемого субъекта страхового дела все документы (информацию, объяснения или пояснения в письменном виде) за проверяемый период, необходимые для достижения целей проверки и принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Службы (Инспекции);

- получать для приобщения к материалам проверки копии документов, прошитые, заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера субъекта страхового дела, лиц, их замещающих, и оттиском печати субъекта страхового дела;

- получать у руководителя и работников проверяемого субъекта страхового дела разрешение на доступ к используемым информационным системам и документации субъекта страхового дела, хранящейся в них, а также получать письменные или устные разъяснения по вопросам, связанным с их эксплуатацией;

- получать доступ к информационным системам субъекта страхового дела в режиме просмотра и выборки необходимой информации, а также получать электронные копии документов и копии иных записей (в присутствии сотрудников проверяемого субъекта страхового дела).

В ходе проведения проверки рабочая группа проверяет документы и информацию, представленные субъектом страхового дела.

Руководитель и члены рабочей группы обязаны не разглашать сведения, полученные в ходе проверки субъекта страхового дела на месте и составляющие коммерческую и иную охраняемую законом тайну субъекта страхового дела, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

16.10. При подготовке к проведению проверки на месте участники рабочей группы должны изучить: программу проверки; законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся темы проверки; при необходимости бухгалтерскую и статистическую отчетность, другие доступные материалы, характеризующие деятельность проверяемого субъекта страхового дела.

16.11. Не позднее чем за 3 (три) рабочих дня до начала проведения проверки на месте в адрес субъекта страхового дела направляется запрос возможными доступными способами (факс, телеграмма, нарочным и т.п.) с требованием подготовить для представителей рабочей группы необходимые документы, а также обеспечить рабочие места, оснащенные оргтехникой.

По прибытии в проверяемый субъект страхового дела руководитель рабочей группы должен предъявить руководству субъекта страхового дела копию приказа Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте, ознакомить с основными вопросами проводимой проверки согласно утвержденной программе проверки, представить членов рабочей группы, решить организационно-технические вопросы проведения проверки.

Члены рабочей группы должны иметь при себе служебные удостоверения установленного образца.

16.12. Проверки деятельности субъекта страхового дела на местах могут проводиться сплошным или выборочным способом.

Сплошной способ заключается в проведении контрольного действия в отношении всей совокупности операций, относящихся к одному вопросу программы проверки.

Выборочный способ заключается в проведении контрольного действия в отношении части операций, относящихся к одному вопросу программы проверки. Объем выборки и ее состав определяются руководителем рабочей группы таким образом, чтобы обеспечить возможность оценки всей совокупности операций по изучаемому вопросу.

Решение об использовании сплошного или выборочного способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы проверки принимает руководитель Службы (Инспекции), исходя из содержания вопроса программы проверки, объема операций, относящихся к этому вопросу, состояния бухгалтерского учета в проверяемой организации, срока проверки и иных обстоятельств, что отражается в приказе Службы (Инспекции) о проведении проверки на месте.

16.13. В случае непредставления субъектом страхового дела затребованных рабочей группой документов, необходимых для проведения проверки на месте, либо представления их не в полном объеме, членами рабочей группы составляется справка, на основании которой субъекту страхового дела в течение 3 (трех) рабочих дней с даты составления справки направляется предписание, в котором устанавливается срок для представления затребованных документов.

В случае отказа от представления затребованных рабочей группой документов, необходимых для проведения проверки на месте, в акте по результатам проверки делается соответствующая запись.

16.14. По результатам проверки составляется акт о соответствии (несоответствии) деятельности субъекта страхового дела страховому законодательству Российской Федерации.

Акт по результатам проверки составляется на русском языке, имеет сквозную нумерацию страниц. В акте по результатам проверки не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.

Акт по результатам проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и заключительной.

Вводная часть акта по результатам проверки должна содержать следующие сведения:

- предмет (тема) проверки;

- дата и место составления акта по результатам проверки;

- фамилии, инициалы и должности руководителя и всех членов рабочей группы, проводивших проверку;

- проверяемый период;

- срок проведения проверки;

- наименование и регистрационный номер субъекта страхового дела по данным единого государственного реестра субъектов страхового дела;

- программа проверки;

- иные данные, необходимые, по мнению руководителя рабочей группы, для полной характеристики проверенного субъекта страхового дела.

Структура описательной части акта по результатам проверки определяется перечнем проверенных вопросов деятельности субъекта страхового дела. Описательная часть акта по результатам проверки должна содержать сведения:

- о документах (информации), предоставленных (не предоставленных) субъектом страхового дела в течение срока проведения проверки субъекта страхового дела;

- о фактах (событиях) выявленных нарушений и недостатков в деятельности субъекта страхового дела с указанием нарушений конкретных положений законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, требования которых были нарушены субъектом страхового дела, не устраненных к моменту их выявления, или об их отсутствии;

- об устранении субъектом страхового дела на дату завершения проверки фактов (событий) выявленных нарушений и недостатков в деятельности субъекта страхового дела.

Заключительная часть акта по результатам проверки на месте должна содержать выводы рабочей группы по результатам проверки субъекта страхового дела, обобщенную информацию об основных результатах проверки субъекта страхового дела, в том числе выявленных нарушениях.

16.15. При составлении акта по результатам проверки должна быть обеспечена объективность, обоснованность, системность, четкость, доступность и лаконичность (без ущерба для содержания) изложения.

Записи в акте по результатам проверки излагаются на основе проверенных документов и материалов, имеющихся в проверяемом субъекте страхового дела. Указанные документы (копии) и материалы могут прилагаться к акту по результатам проверки.

В описании каждого нарушения, выявленного в ходе проверки, должны быть указаны: положения законодательных и нормативных правовых актов, которые были нарушены, к какому периоду относится выявленное нарушение, в чем выразилось нарушение.

Не допускается включение в акт по результатам проверки различного рода выводов, предположений, не подтвержденных соответствующими документами, а также субъективных предположений проверяющих, не основанных на достаточных доказательствах.

Копии документов, подтверждающих выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации в сфере страхового дела, заверяются подписью руководителя субъекта страхового дела или иного уполномоченного им лица и печатью субъекта страхового дела, где проходила проверка.

16.16. Акт по результатам проверки в 2 (двух) экземплярах (один экземпляр для Службы (Инспекции), второй - для субъекта страхового дела) составляется руководителем рабочей группы на основании датированных и подписанных членами рабочей группы справок. В случае невозможности подписания справки отдельными членами рабочей группы (болезнь, отпуск, служебная командировка и иные объективные причины) руководитель рабочей группы делает отметку о причине отсутствия подписи соответствующего члена рабочей группы.

В случае несогласия руководителя рабочей группы с выводами члена рабочей группы, изложенной в справке (заключении), руководитель рабочей группы имеет право внести соответствующие изменения, дополнения, исключения, проинформировав об этом члена рабочей группы, с дальнейшим оформлением акта по результатам проверки на местах.

Акт по результатам проверки должен быть подписан руководителем рабочей группы.

16.17. Руководитель рабочей группы устанавливает по согласованию с руководителем субъекта страхового дела срок для ознакомления и вручения последнему акта по результатам проверки и его подписания, либо о направлении акта по результатам проверки субъекту страхового дела заказным письмом с уведомлением, но не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня подписания акта по результатам проверки руководителем рабочей группы.

В случае выдачи руководителем рабочей группы акта по результатам проверки лично руководителю субъекта страхового дела (или лицу, им уполномоченному), последний при получении одного экземпляра акта по результатам проверки делает запись в экземпляре акта по результатам проверки, который остается в Службе (Инспекции). Такая запись должна содержать, в том числе, дату получения акта о результатах проверки, подпись лица, который получил акт по результатам проверки, и расшифровку этой подписи с приложением документов, подтверждающих полномочия.

В случае отказа руководителя субъекта страхового дела подписать или непосредственно получить акт по результатам проверки руководителем рабочей группы в акте по результатам проверки делается запись об отказе указанного лица от подписания или от получения акта по результатам проверки. При этом акт по результатам проверки в тот же день направляется проверенному субъекту страхового дела заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо иным способом, обеспечивающим фиксацию факта и даты его направления проверенному субъекту страхового дела.

Документ, подтверждающий факт направления акта по результатам проверки субъекту страхового дела, приобщается к материалам проверки.

16.18. Руководитель субъекта страхового дела вправе не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения акта по результатам проверки направить в Службу (Инспекцию) письменные возражения, которые приобщаются к материалам проверки.

16.19. Руководитель рабочей группы в срок до 15 рабочих дней со дня получения от проверенного субъекта страхового дела письменных возражений по акту по результатам проверки уведомляет субъекта страхового дела о результатах рассмотрения его возражений в порядке, аналогичному указанному в пункте 16.17 настоящего Административного Регламента.

16.20. Руководитель рабочей группы по результатам проведенной проверки на месте готовит и направляет руководителю Службы (Инспекции) согласованную с руководителем структурного подразделения, ответственного за проведение проверки на месте, и заместителем руководителя Службы (Инспекции), курирующим работу соответствующего структурного подразделения Службы (Инспекции), докладную записку о результатах проверки с предложением о принятии либо о непринятии к субъекту страхового дела, в котором проводилась проверка, мер государственного страхового надзора в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с даты окончания проверки.

16.21. Результаты контроля деятельности субъектов страхового дела в виде проверки их деятельности на месте на предмет соблюдения ими страхового законодательства Российской Федерации фиксируются в информационной системе Службы (Инспекции), автоматизированной системе делопроизводства Службы (Инспекции) и автоматизированной системе ведения единого государственного реестра субъектов страхового дела.

16.22. Должностным лицом, ответственным за осуществление контроля и надзора за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства Российской Федерации путем проведения проверок их деятельности на местах, является заместитель руководителя Службы, курирующий работу структурного подразделения Службы, к функциям которого положением о структурном подразделении отнесено проведение проверок их деятельности на местах, а также руководитель Инспекции (заместитель руководителя Инспекции).