Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VI. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы

VI. Оценка социально-экономической и экологической

эффективности Программы

В результате выполнения мероприятий Программы транспортная система Российской Федерации выйдет на качественно новый уровень, обеспечивающий инновационный сценарий социально-экономического развития страны.

Эффективность мероприятий Программы рассчитана в соответствии с методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Оценка эффективности Программы производится по количественным и качественным показателям общественной, коммерческой и бюджетной эффективности. В качестве количественных показателей применяются показатели интегрального дисконтированного эффекта, а качественных - показатели окупаемости мероприятий Программы с учетом дисконтирования.

Количественным показателем эффективности Программы является интегральный эффект или чистый дисконтированный доход, рассчитанный как разность между доходами от реализации инвестиционных проектов и расходами на капитальные вложения по ним с учетом дисконтирования.

Качественным показателем эффективности Программы является срок окупаемости с учетом дисконтирования, характеризующий минимальный период времени, по истечении которого накопленный дисконтированный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Срок окупаемости рассчитывается для общественной, коммерческой и бюджетной эффективности.

Приоритет в оценке эффективности мероприятий Программы отдается показателям общественной эффективности, поскольку они позволяют наиболее полно оценить экономические последствия ее реализации.

С учетом большого количества инвестиционных проектов, включенных в Программу, а также предварительного характера проработки большинства из них показатели эффективности Программы определяются на основе экспертных оценок сроков окупаемости отдельных проектов с учетом их удельного веса в общих расходах. При этом мультипликативный эффект в нетранспортных отраслях экономики и социальной сфере принимается равным 20 процентам величины эффекта на транспорте.

В расчетах эффективности Программы используются цены соответствующих лет, при этом норматив дисконтирования принимается постоянным и равным 13 процентам. Среднегодовой уровень инфляции в сфере инвестиционной деятельности принимается равным 5 процентам, а уровень рисков для участников инвестиционных проектов с учетом масштабной государственной поддержки оценивается как минимальный.

Расчеты эффективности Программы выполнены для периода с 2010 по 2040 год исходя из прогнозируемого прироста доходов, связанных с увеличением объемов перевозочной работы и ставок основных налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Доходы консолидированного бюджета определяются приближенно с учетом действующих на момент расчетов ставок основных налогов в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Мероприятия Программы исходя из оценки социально-экономической эффективности позволят достичь следующих результатов:

общественная эффективность - 63,7 трлн. рублей;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 05.05.2013 N 401, от 30.05.2016 N 485)

(см. текст в предыдущей редакции)

коммерческая эффективность - 26,9 трлн. рублей;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

бюджетная эффективность - 23,4 трлн. рублей.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 05.05.2013 N 401)

(см. текст в предыдущей редакции)

Расчеты эффективности Программы приведены в Приложении N 3.

Составной частью эффективности мероприятий Программы в сфере транспорта является экологическая эффективность. Защита окружающей среды в Программе обеспечивается путем реализации заложенных в инвестиционные проекты технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям.

Природоохранные мероприятия предусматривают строительство и реконструкцию шумозащитных сооружений и сооружений по очистке сточных вод, переработке и обезвреживанию отходов производства.

Наибольший эффект в области повышения экологичности транспорта достигается при выполнении следующих мероприятий Программы:

совершенствование автодорожных покрытий, технического уровня и обустройства автомобильных дорог, а также повышение их пропускной способности, в том числе за счет строительства обходов населенных пунктов;

строительство обходов крупных железнодорожных узлов и расширение полигона электротяги на железнодорожном транспорте;

переоснащение парков транспортных средств железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта подвижным составом и судами нового поколения, а также модернизация эксплуатируемого парка;

создание специализированных перегрузочных комплексов для угольных, нефтяных, химических грузов и удобрений.

Выполнение мероприятий Программы позволит уменьшить негативное влияние транспорта на население и придорожные экосистемы.

Оценка результативности реализации Программы будет проводиться путем сравнения текущих значений показателей с их целевыми значениями. При этом результативность мероприятий Программы оценивается исходя из соответствия ожидаемых результатов поставленной цели, степени приближения к этой цели и косвенных позитивных воздействий.

Интегральная оценка результативности реализации Программы рассчитывается посредством сопоставления предусмотренных Программой значений целевых индикаторов и показателей и реально достигнутых результатов.

Выполнение Программы в полном объеме позволит достичь следующих результатов:

транспортная подвижность населения возрастет в 1,1 раза (с 3515,3 км в 2011 году до 3621,8 км в 2021 году), в том числе на воздушном транспорте - в 1,6 раза;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

объем экспорта транспортных услуг увеличится в 1,4 раза и достигнет 16,8 млрд. долларов США;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

транзит грузов по территории Российской Федерации увеличится в 1,9 раза и достигнет 47,3 млн. тонн;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 485)

(см. текст в предыдущей редакции)

повысится доступность для населения услуг транспорта за счет увеличения количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по дорогам с твердым покрытием, на 0,81 тыс. единиц;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.04.2015 N 409, от 30.05.2016 N 485)

(см. текст в предыдущей редакции)

объем перевалки грузов в российских морских портах увеличится в 1,95 раза и составит 966,1 млн. тонн;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, сократится в 15,6 раза;

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 85,3 процента;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485)

(см. текст в предыдущей редакции)

доля протяженности участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится в 3 раза;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.05.2016 N 485, от 29.07.2016 N 725)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 20.09.2017 N 1138;

(см. текст в предыдущей редакции)

уровень контейнеризации возрастет по экспортным грузам в 3 раза, импортным - в 2,2 раза, по перевозкам грузов во внутреннем сообщении - в 2 раза.

На железнодорожном транспорте будут введены в эксплуатацию 0,6 тыс. километров новых линий, 1,1 тыс. километров дополнительных главных путей, электрифицировано 0,6 тыс. километров линий, скорость доставки грузовых отправок в 2020 году достигнет 340 километров в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 900 километров в сутки.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485)

(см. текст в предыдущей редакции)

За время реализации Программы будет построено и реконструировано 5,9 тыс. километров автомобильных дорог федерального значения, включая строительство 1,9 тыс. километров платных автомагистралей и скоростных дорог в составе международных транспортных коридоров. На условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета будут построены и реконструированы 2,7 тыс. километров автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.05.2014 N 445, от 30.05.2016 N 485, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

На морском транспорте суммарная производственная мощность отечественных портов увеличится на 387,9 млн. тонн.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.09.2014 N 990, от 30.05.2016 N 485, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

На внутреннем водном транспорте протяженность участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится на 3,3 тыс. километров. Повысится безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений. Доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 22,2 процента до 8,8 процента, опасный уровень - с 3,3 процента до 0 процентов. В речных портах будет построено 450 погонных метров грузовых причалов.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.05.2016 N 485, от 29.07.2016 N 725, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

Развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта обеспечит формирование опорной сети аэропортов, будет построено и реконструировано 40 взлетно-посадочных полос, в том числе в крупных международных узловых аэропортах - 10 взлетно-посадочных полос, а также обновление парка самолетов составит 777 единиц. Количество пассажиров, перевезенных в год на местных авиалиниях, возрастет в 1,5 раза, трансферных пассажиров - в 20,8 раза.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.05.2016 N 485, от 20.09.2017 N 1138)

(см. текст в предыдущей редакции)

Рост числа полетов, обслуженных аэронавигационной системой, составит 2,05 x 106 полетов, повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации составит 88,5 процента.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.09.2017 N 1138)

Вклад мероприятий Программы в валовой внутренней продукт Российской Федерации оценивается в 9,5 трлн. рублей, то есть почти треть среднегодового прироста валового внутреннего продукта будет обусловлена влиянием мероприятий Программы (показатель рассчитан в соответствии с методикой расчета показателей и применения критериев эффективности инвестиционных проектов, претендующих на получение государственной поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, утвержденной совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации).