Таблица 1.3. Структура валового внутреннего продукта (в фактических ценах, процентов)

Таблица 1.3

Структура валового внутреннего продукта

(в фактических ценах, процентов)

1992 1993 1994

год год год

───────────────────────────

Произведенный ВВП - всего 100 100 100

в том числе:

производство товаров 59 49,4 43,5

производство услуг 32,2 49,4 50

чистые налоги 8,8 7,2 6,5

Использованный ВВП - всего 100 100 100

в том числе расходы на

конечное национальное потребление 50 60,8 61,8

из них:

потребление домашних хозяйств 33,8 38,4 41,6

валовое национальное накопление 34,9 31,4 28,7

основного капитала 19,3 22,8 24,7 <*>

изменение запасов материальных

оборотных средств 15,6 8,6 4

чистый (за вычетом импорта)

экспорт товаров и услуг 15,1 7,8 3,5

--------------------------------

<*> Повышение в 1994 году удельного веса накопления основного капитала в общем его объеме при снижении реальных капитальных вложений на 26 процентов по сравнению с предыдущим годом связано с превышением индекса цен на капитальное строительство (в 5,3 раза), индекса цен на остальные товары и услуги (в 3,5 раза).

С начала 1994 года была достигнута положительная (относительно темпов инфляции) ставка банковского процента, что открыло дорогу для роста рублевых накоплений. Однако в связи с ростом инфляции осенью закрепить этот успех не удалось. Если в июле реальные среднемесячные ставки межбанковского кредита составляли +2,5, +6,3 процента на кредиты до 1 и до 3 месяцев, то в декабре они упали до -4,7, -2,5 процента. Только в феврале 1995 года ситуация вновь стала меняться к лучшему.

Российские банки проявляют все больший интерес к производственному сектору экономики, увеличиваются объемы покупки банковским сектором ценных бумаг промышленных предприятий, доля долгосрочных кредитов в общем объеме кредитных вложений, несмотря на положительную динамику инфляции, была относительно устойчива (5,1 процента в июне и на конец 1994 года).

1.2. Закономерности переходного периода

Для оценки состояния российской экономики и результатов ее реформирования недостаточно сопоставления с достигнутыми ранее или желательными показателями. Необходимо учитывать объективные процессы перехода от плановой экономики к рыночной и свойственные им общие закономерности. Мировой опыт показывает, что проведение реформ при игнорировании этих закономерностей не приносит успеха.

Формирование эффективной рыночной экономики вместо плановой предполагает:

1) либерализацию экономики (цен, хозяйственных связей, внешнеэкономических отношений), сокращение государственной регламентации хозяйственной жизни, что влечет за собой демонтаж планово - распределительной системы;

2) макроэкономическую стабилизацию, снижение открытой инфляции, которая после либерализации приходит на смену товарному дефициту и скрытой инфляции, установление для всех экономических субъектов, включая государство, жестких финансовых ограничений;

3) приватизацию (трансформацию большей части государственной собственности в частную с целью усиления хозяйственных мотиваций, повышения материальной заинтересованности и ответственности, необходимых для эффективного функционирования рыночных механизмов).

Осуществление этих мер порождает в экономике объективные процессы, которые формируют механизмы рыночного регулирования и приводят к структурным сдвигам, обеспечивающим повышение ее эффективности и усиление социальной ориентации.

Либерализация приводит к насыщению рынка и дает начало процессу формирования новых относительных цен, ценовых пропорций, отражающих соотношение спроса и предложения. В открытой экономике эти цены последовательно приближаются к мировым ценам с отклонениями, отражающими особенности национального хозяйства и его сравнительные преимущества.

Следом за этим начинается перемещение капитала и реальных ресурсов к сферам их наиболее выгодного приложения. На этой основе происходят структурные сдвиги, повышающие эффективность экономики, осуществляется ее структурная перестройка.

Однако в первое время после осуществления указанных мер, образующих своего рода пусковой комплекс реформ, как правило, неизбежны негативные явления, среди которых особенно ощутимы следующие:

1) инфляция, разрушительно действующая на все стороны хозяйственной жизни, особенно на отрасли с сезонным характером производства и длительным производственным циклом, препятствующая стабилизации финансового положения предприятий;

2) спад производства, глубина которого зависит от масштабов унаследованных деформаций в структуре экономики, ограничений спроса, устанавливаемых в процессе макроэкономической стабилизации, а также длительности сроков, в течение которых она осуществляется;

3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые теряют смысл при высокой инфляции. Накопления возобновляются после достижения позитивной (по отношению к уровню инфляции) ставки банковского процента. В инвестиции, прежде всего производственные, они эффективно трансформируются только при достижении устойчивой макроэкономической стабилизации;

4) ослабление возможностей государства по регулированию хозяйственных процессов, криминализация их заметной части, особенно сильно проявляющаяся там, где отсутствуют укоренившиеся и общепризнанные правовые ограничения, отлаженные инструменты поддержания законности и правопорядка;

5) дифференциация доходов и материальной обеспеченности, социальное расслоение, которые усиливаются отчасти вследствие ликвидации уравнительного распределения, а в основном - под воздействием инфляции, всегда ведущей к перераспределению доходов в ущерб менее состоятельным слоям населения;

6) рост безработицы, возникающий вследствие спада производства и структурных изменений в экономике, приводящих к необходимости перераспределения значительной части рабочей силы между отраслями и регионами.

Данные негативные явления имеют различную остроту и постепенно преодолеваются в ходе реализации последовательно проводимых мер на протяжении трех этапов переходного периода.

Первый этап переходного периода - этап кризисного развития - характеризуется сочетанием общего спада производства и высокой инфляцией, падением инвестиционной активности при одновременном сравнительно быстром формировании новых относительных цен (ценовых соотношений, отвечающих спросу и предложению).

Особенность этого этапа состоит в том, что какие бы меры ни предпринимались Правительством, они не приносят видимых быстрых позитивных результатов.

Второй этап - этап стабилизации - наступает по мере достижения успехов в борьбе с инфляцией. Темпы инфляции снижаются, общий спад переходит в структурный кризис, характерной чертой которого является обусловленность различий в глубине спада и динамике производства в разных отраслях, ограничениями спроса. Обостряется проблема занятости.

Структурный кризис достигает наибольшей остроты, спад переходит в депрессию.

Но одновременно кризисные явления начинают локализоваться в определенных, более или менее узких очагах. Процесс адаптации предприятий к рыночным условиям приводит к возникновению точек роста. Формируется и развивается более эффективный рыночный сектор экономики, его рост начинает компенсировать спад в старых нежизнеспособных производственных структурах.

Установление положительной ставки банковского процента приводит к возобновлению накоплений. Если при этом удается укрепить законность и правопорядок, права собственности, дисциплину договорных отношений и платежей, снизить риски, то начинается процесс трансформации накоплений в инвестиции, в том числе производственные.

Третий этап - этап возобновления экономического роста - характеризуется низкой инфляцией, повышением деловой активности, интенсивным процессом трансформации накоплений в инвестиции, быстрым развитием рыночного сектора, которое уже не только компенсирует снижение производства в старых нежизнеспособных производственных структурах, но и обеспечивает общий реальный рост. Государственный бюджет сбалансирован и располагает возможностями как для активизации структурно - инвестиционной политики, так и для увеличения финансирования социальной сферы.

Указанные этапы переходного периода и их закономерности носят общий объективный характер, и попытки не считаться с ними ведут к негативным последствиям.

1.3. Программа Правительства Российской Федерации на 1993 - 1995 годы и ход ее выполнения

Принятая в 1993 году среднесрочная программа Правительства "Развитие реформ и стабилизация российской экономики" была построена с учетом этих объективных закономерностей, и анализ хода ее выполнения позволяет, во-первых, сделать вывод о том, что процесс перехода России к рыночной экономике идет трудно, противоречиво, с немалыми ошибками и потерями, но в целом успешно, и, во-вторых, определить, какая часть пути пройдена и какую еще предстоит пройти, на каком этапе находится экономика страны.

К настоящему времени достигнута весьма высокая степень либерализации и открытости экономики России. Государство прекратило контроль над ценами на подавляющее большинство товаров и услуг. Свободно формируются хозяйственные связи. Отменено большинство нетарифных ограничений на внешнеторговые операции, включая экспорт нефти и нефтепродуктов. Свободно определяется валютный курс рубля. Достигнуто устойчивое положительное сальдо внешнеторгового баланса. Рост открытости экономики заметно подорвал монополизм.

Нельзя утверждать, что либерализация российской экономики доведена до конца. Здесь еще немало сложных задач, особенно на уровне регионов. Тем не менее она близка к практически целесообразным в сложившихся обстоятельствах пределам, наметки программы 1993 года в этой сфере в основном выполнены.

Значительные успехи достигнуты в приватизации. 112 тысяч государственных и муниципальных предприятий сменили форму собственности, в 1994 году в негосударственном секторе произведено почти две трети валового внутреннего продукта.

Это значит, что задачи, поставленные программой 1993 года, в основном выполнены и в этой сфере.

Конечно, до достижения целей приватизации, прежде всего формирования широкого слоя эффективных собственников и их воздействия на рост масштабов и эффективности производства, еще достаточно далеко.

Однако первый этап пройден и завершен в целом успешно.

В области макроэкономической стабилизации цели программы не достигнуты, хотя многие из предусмотренных этой программой мер осуществлены, например, ликвидация централизованных субсидированных кредитов, создание неинфляционных механизмов покрытия бюджетного дефицита, переход к принципам бюджетного федерализма.

Однако темп инфляции к концу 1994 года составил 14 - 16 процентов в месяц вместо намечавшихся 5 - 7 процентов, а в январе 1995 года он поднялся до 17,8 процента. Не обеспечена стабильность национальной валюты. В течение 1993 - 1994 годов бюджетный дефицит, не опускаясь ниже 8 - 10 процентов валового внутреннего продукта, финансировался главным образом за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации, то есть за счет эмиссии.

В течение 1994 года проявились определенные позитивные результаты проводившейся умеренно жесткой финансовой и денежной политики. Три квартала поддерживалась положительная ставка банковского процента и стали расти рублевые накопления. До августа устойчиво снижалась инфляция, дойдя до 4,6 процента в месяц - наименьшего значения с января 1992 года. Складывались все более благоприятные условия для трансформации накоплений в инвестиции.

Однако с апреля - мая денежная политика была ослаблена. Снижение темпов инфляции, в течение полугода происходившее на фоне опережающего роста денежной массы, создавало иллюзию, что такая тенденция сохранится и далее. Относительная стабилизация рубля искусственно поддерживалась интервенциями Центрального банка Российской Федерации, тогда как рост денежной массы уже создавал избыточное предложение рублей на валютном рынке. Кроме того, растущие накопления, пока их трансформация в инвестиции еще не началась, также искали выгодного приложения и нашли их на валютном рынке.

Совокупность этих факторов привела к "черному вторнику" 11 октября 1994 года и срыву тенденций к макроэкономической стабилизации. Рост инфляции в сентябре - декабре, еще один опасный перелом в инфляционных ожиданиях, показывает, что кризис на валютном рынке не был случайностью. Главный урок, который следует извлечь из этих событий, состоит в том, что курс на макроэкономическую стабилизацию должен осуществляться твердо, без оглядки на возможность получения сиюминутных экономических или политических выгод.

Определенное дестабилизирующее влияние на экономику оказали политические события, особенно чеченский кризис. Несмотря на неудачи осени 1994 года, можно утверждать, что российская экономика в основном прошла первый этап переходного периода - этап кризисного развития.

От общего спада и высокой инфляции экономика страны перешла в фазу структурного кризиса, особенно тяжелого для России, прежде всего потому, что у нас деформация в структуре производства в силу особенностей экономического и политического развития значительно больше, чем в других странах с переходной экономикой. Однако вхождение в этап структурного кризиса свидетельствует о появлении реальной возможности остановить спад. Это подтверждают и наметившиеся тенденции к стабилизации промышленного производства.

Кризис еще не исчерпал себя окончательно, но для его преодоления появились объективные предпосылки. Вопрос в том, чтобы их реализовать наилучшим образом.