Основные неисправности вагонов-самосвалов

Основные неисправности вагонов-самосвалов.

Наибольшее число неисправностей у вагонов-самосвалов возникает в процессе их загрузки мощными экскаваторами с ковшами вместимостью 8 - 12,5 куб. м, когда вагон-самосвал испытывает значительные динамические нагрузки от воздействия падающего груза (масса отдельных кусков до 50 - 90 кН).

Кузов. Кузов вагона-самосвала состоит из верхней рамы с настилом пола, двух продольных бортов и двух лобовых стенок с вмонтированными в них механизмами открывания бортов. На верхней раме с настилом пола наиболее часто встречаются следующие неисправности: прогибы поперечных и продольных элементов рамы; изгибы и смятие козырька; смятие стенок швеллеров; трещины в сварочных швах и элементах рамы; изогнутость поперечных концевых балок верхней рамы, трещины по сварке и обрыв петель борта и бортового кронштейна; задевание рычагами механизма открывания борта листов лобовой стенки; пробоины и вмятины внутренних листов лобовых стенок и продольных бортов. На большегрузных вагонах-самосвалах (ВС-136, ВС-145) могут наблюдаться трещины по месту сварки (в зоне стыковки) в боковой продольной балке верхней рамы. В период эксплуатации вагонов-самосвалов могут разрушаться сварные стыковые швы листов пола, образовываться в них пробоины и трещины, разрушаться деревянные брусья.

Наблюдения за техническим состоянием большегрузных вагонов-самосвалов в эксплуатации показывают, что число отказов по причине выхода из строя элементов кузова достаточно высокое и может составлять более 50%. Наибольшее число отказов по кузову думпкаров приходится на лобовые стенки и продольный борт и значительно меньше - на настил пола. Небольшое число отказов по причине неисправностей пола является следствием его замены в современных вагонах-самосвалах более ударопрочным, а большое число неисправностей продольных бортов и лобовых стенок вызвано, как правило, нарушением правил погрузки и выгрузки.

Нижняя рама. Нижняя рама предназначена для восприятия ударнотяговых усилий, передачи нагрузки с кузова на тележки и состоит из хребтовой балки, двух шкворневых балок, двух торцевых брусьев и кронштейнов для крепления цилиндров разгрузки. На хребтовой балке укреплены тормозная и разгрузочная магистрали, воздушные резервуары, тормозные цилиндры, приборы автотормоза и разгрузки, часть деталей рычажной передачи тормоза, автосцепные устройства.

На нижней раме возникают следующие неисправности: трещины в стенках двутавров хребтовой балки в местах постановки кронштейнов шкворневой балки и опорных кронштейнов цилиндров разгрузки; трещины и обрывы по сварным соединениям шкворневых кронштейнов цилиндров разгрузки с хребтовой балкой, а также трещины по месту сварки листов шкворневой балки; изгибы хребтовых балок в вертикальной и горизонтальной плоскости; скручивание двутавровых балок, выпучивание их стенок в местах расположения корпусов поглощающих аппаратов в консольной части хребтовой балки; ослабление заклепок упорных угольников; трещины и изломы пятников; выработка посадочных поверхностей пятников и др. Трещины пятников образуются, как правило, в опорной плите в зонах дефектов литья, проходят по вертикальной полке плиты со стороны шкворневого кронштейна и подходят к посадочной поверхности пятника. Пятники имеют выработку по нижней кромке посадочной поверхности, обращенной к базовому пространству.

Кроме указанных неисправностей, наблюдаются также неисправности, вызываемые коррозией отдельных участков элементов рамы и потертостями элементов рамы в местах расположения поглощающих аппаратов.

Последние модели большегрузных вагонов-самосвалов (ВС-140М и ВС-145) изготовляют с усиленной нижней рамой. Хребтовая балка усилена в средней части вертикальными ребрами жесткости, приваренными с внутренней стороны к ее двутаврам, что позволило значительно сократить число неисправностей по ней. Появляющиеся в начальный период эксплуатации вагонов-самосвалов неисправности объясняются, главным образом, некачественным изготовлением нижней рамы или недостатками проектирования. С увеличением ресурса вагона число неисправностей растет, в основном, вследствие накопления усталостных повреждений, износа и коррозии отдельных элементов.

Тележка. В современных отечественных вагонах-самосвалах используют, главным образом, тележки моделей 18-100, 18-522 и 18-477, основные характеристики которых приведены в таблице 2.7.

Тележка 18-100 применяется в четырехосных вагонах-самосвалах типов 6 ВС-60, 7 ВС-60 и других, имеющих право выхода в груженом состоянии на пути МПС. Тележка 18-522 является трехосной и используется в вагонах-самосвалах только типа 2 ВС-105. Основной причиной ее ограниченного применения в вагонах-самосвалах является плохое вписывание в кривые малого радиуса (менее 125 м), в результате чего происходит интенсивный износ гребней колес по толщине, поверхности катания и, как следствие, частые сходы этих вагонов. Двухосная тележка 18-477 имеет усиленные оси колесных пар, рамы и другие детали и используется, главным образом, как составная часть сочлененных четырехосных тележек большегрузных вагонов-самосвалов типов ВС-140, ВС-145, ВС-180.