Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

8. Требования безопасности к способам хранения и транспортирования исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства

8. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ К СПОСОБАМ ХРАНЕНИЯ

И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ЗАГОТОВОК,

ПОЛУФАБРИКАТОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА

8.1. Требования к способам хранения и транспортирования сырья, готовой продукции и других материалов, площадям складских помещений должны соответствовать отраслевым нормам хранения и транспортирования запасов сырья и материалов, применяемых в технологическом процессе, а также правилам пожаро- и взрывобезопасности.

8.2. Приемка свеклы, укладка ее в кагаты и хранение должны производиться в соответствии с требованиями "Инструкции по приемке, хранению и учету сахарной свеклы".

8.3. Территория кагатного поля должна быть спланирована. Колодцы, траншеи и другие сооружения, предназначенные для обеспечения технологического процесса, должны быть ограждены, закрыты и обозначены соответствующими знаками безопасности.

8.4. Забор свеклы из бурачных должен производиться равномерно. Не допускается забор свеклы с образованием "сводов", "навесов".

8.5. Для подачи свеклы из бурачных в переработку должны применяться водобои безреактивного действия. Площадки для водобоев, вынесенные на верх бурачной, должны иметь перильное ограждение высотой не менее 1,0 м.

8.6. Для обрушения смерзшейся свеклы с откосов бурачных в гидравлический транспортер должны применяться специальные приспособления (металлические шесты).

8.7. Для перехода через гидротранспортеры, каналы и траншеи должны быть сооружены мостики шириной не менее 0,8 м с перилами высотой не менее 1,0 м.

8.8. Упаковка сахара в мешки, взвешивание, транспортировка их в склад, укладка в штабеля, разборка штабелей, погрузка на автотранспорт и в железнодорожные вагоны должны быть механизированы.

8.9. Для безопасного выполнения процессов укладки и разборки штабелей мешков с сахаром склады тарного хранения сахара должны быть обеспечены ленточными конвейерами, штабелеукладчиками, вагонопогрузчиками, лотками для спуска мешков со штабелей, приемными столами для удобной разборки штабелей, инвентарными прокладками, рейками для разметки контура штабелей, визирами, приставными лестницами, переносными малогабаритными конвейерами, ручными тележками, трапами и т.п.

8.10. Мешки сахара-песка массой 50 кг при механизированной укладке и разборке штабелей допускается укладывать не более чем в 46 рядов (8,5 м).

8.11. Укладка мешков с рафинадом допускается на высоту не более 8 рядов; с прессованным со свойством литого - не более 7 рядов и с обычным прессованным рафинадом - не более 6 рядов. Рафинад, затаренный в ящики, укладывается в штабель высотой не более 12 рядов.

8.12. При укладке штабелей в складских помещениях необходимо соблюдать следующие определенные нормами расстояния:

- по периметру склада от стен или выступающих конструкций должно быть не менее 0,7 м;

- между штабелями и конвейером - не менее 1,0 м;

- между штабелями - не менее 0,3 м.

8.13. Конвейеры в складах тарного хранения сахара должны быть оборудованы передвижными сбрасывающими каретками с устройствами, предохраняющими произвольный сдвиг тележки. Несамоходные сбрасывающие каретки должны перемещаться усилиями одного рабочего.

Перемещение каретки при движущейся ленте конвейеров не допускается.

8.14. Лепты конвейера для транспортировки сахара-песка должны быть оборудованы снимателями зарядов статического электричества.

8.15. При бестарном хранении сахара-песка должны предусматриваться: дистанционное управление поточно-транспортной системой, кондиционирование воздуха с автоматическим регулированием его параметров, регулирование давления воздуха в верхней зоне силоса, автоматический контроль уровня сахара в силосе.

8.16. Ограждающие конструкции силосных корпусов должны проектироваться и монтироваться с учетом предотвращения проникновения влаги в помещения и конденсации ее на внутренней поверхности ограждений. Люки и лазы в силосах должны иметь герметические крышки.

8.17. Склады бестарного хранения сахара-песка, сушеного жома (производство категории Б) должны иметь сборные или легкосбрасываемые ограждающие конструкции массой не более 120 кг на кв. м покрытия. Площадь ограждающих конструкций следует принимать по расчету. При отсутствии расчетных данных площадь ограждающих конструкций для производства категории Б следует принимать не менее 0,03 кв. м объема взрывоопасного помещения.

8.18. Загрузка сахара в хранилище силосного типа может производиться только после письменного разрешения на это руководителя завода. Лицо, ответственное за эксплуатацию силоса (главный технолог или начальник цеха), должно лично убедиться в отсутствии в хранилище людей, после чего опечатать люки, через которые возможно проникновение в хранилище.

8.19. Допуск рабочих в хранилище после его разгрузки разрешается только после того, как руководитель работ (ответственный за производство работ) убедится в отсутствии налипшего (зависшего) на стены хранилища сахара. Работы по обрушению налипшего (зависшего) на стены хранилища сахара должны производиться в соответствии с инструкцией, разработанной для данного вида работ, и в присутствии лица, ответственного за производство работ.

8.20. В местах хранения сахара-песка недопустимо накопление сахарной пыли на оборудовании, строительных конструкциях (фермах, балках и т.п.), воздуховодах, полу и стенах.

8.21. Огневые работы в складах бестарного хранения сахара-песка и сушеного жома должны производиться в соответствии с требованиями "Типовой инструкции по организации безопасного проведения огневых работ на взрывоопасных и взрывопожароопасных объектах" (Приложение 1 к настоящим Правилам).

8.22. Транспортирование жома в складах, погрузка в железнодорожные вагоны и на автотранспорт должны быть механизированы и обеспечены системой пылеудаления. При выполнении погрузочных работ работники обязаны использовать средства индивидуальной защиты.

8.23. Для предотвращения самовозгорания жома необходимо систематически контролировать его температуру. Температура самовозгорания жома в слое - 200 °C, в пылевидном состоянии - 35 - 38 °C.

8.24. В местах хранения сушеного и гранулированного жома не допускается прокладка паропроводов, трубопроводов воды, кабельных каналов.

8.25. Покрытия, окна, двери, полы складов хранения сушеного жома должны исключать возможность попадания влаги в помещения.

8.26. Ограждающие конструкции складов (мест хранения) сушеного жома должны отвечать требованиям п. п. 8.17, 8.18.

8.27. Запрещается прием на склады и в места хранения жома с повышенной (более 14%) влажностью и жома с потухшими очагами загорания.

8.28. В случае повышения температуры хранящегося жома необходимо немедленно раскрыть очаг и охладить его путем естественного притока воздуха или удалить за пределы склада, места хранения.

Поливать согревшийся жом водой запрещается.

8.29. Склады для бестарного хранения брикетированного (гранулированного) жома должны быть разделены на отсеки вместимостью не более 6000 т жома и площадью до 2500 кв. м.

8.30. Меласса на сахарных заводах должна храниться в наземных закрытых стальных резервуарах, надежно предохраняющих ее от попадания атмосферных осадков и талых вод.

Хранить мелассу в земляных ямах, а также в ямах, облицованных кирпичом, цементным раствором или другим материалом, не допускается.

8.31. Парк резервуаров или отдельно стоящие резервуары должны быть обвалованы насыпным грунтом высотой не менее 2,0 м.

Объем обвалованной площадки должен соответствовать объему максимального резервуара.

8.32. Резервуары должны быть оборудованы стандартными лестницами и площадками с перильным ограждением высотой 1,0 м.

8.33. Люки, расположенные на крышах резервуаров, должны быть оборудованы крышками и решетками с замковым устройством, постоянно закрытым и опломбированным. Подход к люкам должен быть безопасным и обеспечивать безопасное производство работ.

8.34. Резервуары должны быть оборудованы соответствующей арматурой, предусмотренной эксплуатационной документацией, обеспечивающей безаварийный и безопасный технологический процесс.

8.35. Все процессы, связанные с подготовкой мешкотары (вытряска, стирка, сушка, ремонт и пр.), должны быть автоматизированы и осуществляться в специальных помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией.

8.36. Тканевые мешки должны укладываться десятками, сложенные пополам, в стопы высотой не более 2,5 м.

Расстояние между штабелями мешков для прохода людей должно быть не менее 1,5 м, а для проезда тележек - не менее 2,5 м.

8.37. Бумага в рулонах должна укладываться на высоту не более трех рулонов. Для предотвращения раскатывания рулонов необходимо применять клиновые прокладки.

При ручной укладке высота штабеля листовой бумаги и картона не должна превышать 1,5 м.

8.38. Все химические вещества, поступающие на склад или в другие места хранения (площадки), должны размещаться по заранее разработанным технологическим картам с учетом их наиболее характерных свойств ("огнеопасные", "ядовитые", "химически активные").

С этой целью склады должны быть разбиты на отдельные помещения (отсеки), изолированные друг от друга несгораемыми стенками (перегородками).

Допускается временное хранение кислот и щелочей на площадках, защищенных от воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.

8.39. Хранение кислот и щелочей в подвальных помещениях, а также с горючими и легковоспламеняющимися веществами запрещается.

8.40. Бутылки с кислотами должны быть заполнены не более чем на 0,9 части их объема, плотно закрываться пробками из кислотоупорного материала и упаковываться в корзины или деревянные обрешетки.

8.41. Бутыли с кислотами необходимо устанавливать группами - не более четырех рядов. Между группами бутылей должен быть проход шириной не менее 1,9 м. На случай разлива кислот на складе необходимо иметь поглощающие и нейтрализующие вещества.

8.42. Транспортировка кислот в стеклянной таре (бутылях) допускается только в деревянных ящиках с мягкой прокладкой и плетеных корзинах. Ящики и корзины должны быть снабжены ручками для переноски.

8.43. Для розлива кислот, щелочей и других агрессивных жидкостей в местах их хранения должны быть специальные сифоны или насосы.

8.44. Химреактивы, склонные к самовозгоранию при контакте с воздухом, водой, горючими веществами или способные образовывать взрывчатые смеси, должны храниться в особых условиях, исключающих возможность такого контакта.

8.45. Хлорная известь должна храниться в деревянных закупоренных бочках.

8.46. В местах хранения (складах, площадках) должны быть инструкции о правилах хранения, укладки, отпуска и транспортировки агрессивных химических веществ, а также аптечка, респираторы, защитные очки, умывальники.

8.47. Погрузочно-разгрузочные работы на сахарных заводах должны осуществляться в соответствии с нормативными правовыми актами, содержащими требования безопасности при производстве работ данного вида, а также технологическими картами, проектами производства работ, технологическими инструкциями на эти работы.

8.48. Погрузочно-разгрузочные работы должны выполняться механизированным способом при помощи грузоподъемных механизмов, погрузчиков и других машин, а при незначительных объемах - средствами малой механизации.

Для погрузки (выгрузки) грузов массой более 30 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 2 м необходимо использовать средство механизации. В исключительных случаях на местах непостоянной погрузки и разгрузки допускается производить погрузку (выгрузку) груза массой до 80 кг (одного места) вручную силами двух грузчиков.

8.49. Подъемно-транспортным оборудованием разрешается поднимать груз, масса которого вместе с грузозахватными приспособлениями не превышает допустимую грузоподъемность данного оборудования.

Не допускается поднимать груз неизвестной массы, а также заземленный, примерзший или зацепившийся.

8.50. Не допускается штабелирование грузов без кабины или защитной решетки над рабочим местом водителя погрузчика и защитного ограждения каретки грузоподъемного устройства (механизма).

8.51. Транспортные средства следует загружать в пределах нормативной грузоподъемности, габаритов грузов и в порядке, установленном соответствующей документацией.

Транспортные средства должны быть загружены до высоты, обеспечивающей при эксплуатации на линии достаточный обзор пути, сигналов безопасности и встречного транспорта.

8.52. Для перемещения грузов на предприятии (заводе) должны быть разработаны транспортно-технологические схемы.

Для обеспечения безопасности движения транспортных средств по территории предприятия (завода) должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения, в том числе и при въезде на территорию предприятия (завода).

8.53. Максимальная скорость движения напольных механизированных транспортных средств должна приниматься с учетом дорожных условий, интенсивности и характера движения транспортных средств, особенностей перевозимого груза, транспортных средств и условий производства, но не более 10 км/ч на территории предприятия (завода) и 3 - 6 км/ч в производственных цехах, складских помещениях, а также на поворотах и перекрестках.

8.54. Максимальная скорость движения напольных и подвесных ручных тележек на прямолинейных участках пути - 1 м/с. На поворотах, перекрестках, уклонах, в местах пересечения транспортных путей и маршрутов движения людей и т.д. максимальная скорость не должна превышать 0,5 м/с.

8.55. При максимальном радиусе разворота скорость движения машин напольного безрельсового электрифицированного транспорта должна быть не более 2 км/ч, а при затрудненном обзоре места разворота маневрирование этих транспортных средств должно производиться по команде второго лица и со скоростью не более 1 - 1,5 км/ч.

8.56. При встрече транспортных средств, при однополосном движении и на перекрестках право первоочередного проезда должно быть предоставлено:

груженым транспортным средствам - перед порожними;

автоматическим - перед имеющими водителя;

механизированным - перед ручным;

подвесным - перед напольными.

8.57. Эксплуатация подъемно-транспортного оборудования, машин и механизмов должна производиться в соответствии с инструкциями, составленными на основе технической документации завода-изготовителя, инструкциями по эксплуатации погрузочно-разгрузочных машин, механизмов и транспортных средств.

8.58. На платформы электрокар и на поддоны, перевозимые электро- и автопогрузчиками, штабелеукладчиками, груз должен укладываться равномерно, устойчиво и не выступать за габариты платформы или поддона.

8.59. Перевозка груза погрузчиками и штабелеукладчиками должна производиться на низком уровне, не более 300 мм от уровня земли или пола.

8.60. Укладка груза должна быть закончена до начала его подъема. Операции на поднятом грузе (маркировка, упаковка), проход под вилочным захватом не допускаются. Подъем и опускание грузов должны производиться при полной остановке погрузчика.

8.61. Ввод и вывод вилочных захватов погрузчика из-под груза должен производиться при минимальной скорости движения не более 1 - 1,5 км/час. Груз следует размещать на вилочных захватах равномерно с упором в раму подъемника.

8.62. Высота загрузки погрузчика мешками, кипами, ящиками и т.д. должна быть не более половины рабочего хода подъемника.

При отказе конечного выключателя ограничителя высоты подъема подъем груза должен быть прекращен.

8.63. При перемещении груза на вилах погрузчика груз не должен выходить за пределы вил более чем на 1/3. Рама погрузчика, во избежание соскальзывания груза с вил, должна быть параллельна опорной поверхности или отклонена назад.

8.64. Перемещать погрузчиком крупногабаритные грузы, ограничивающие видимость водителя, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.

8.65. Тракторные погрузчики должны соответствовать требованиям безопасности ГОСТ 12.2.019.

8.66. Конструкция коробки передач двигателя тракторного погрузчика должна предусматривать блокирующее устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенной передаче ходовой части и гидропривода ковша. Без блокирующего устройства и при его неисправности (отключении) эксплуатация тракторных погрузчиков запрещается.

8.67. При эксплуатации тракторных погрузчиков должна исключаться возможность самопроизвольного их движения и обеспечиваться устойчивое положение на месте и при движении, а также плавное трогание с места, плавный и мгновенный остановы.

8.68. Рабочее место водителя тракторного погрузчика должно обеспечивать удобство и надежность обзора при движении с приподнятым ковшом.

8.69. Тракторные погрузчики должны быть оснащены предупредительной сигнализацией, табличками, индикаторными устройствами с указанием предельных масс перемещаемых грузов, предельных углов наклона и поворота погрузчиков и их рабочих органов относительно осей, горизонта, вертикали, неподвижного основания.

8.70. Передние и задние стекла кабины, а также фары погрузчиков должны быть оснащены защитными козырьками, предотвращающими попадание на них грязи и погружаемого материала.

8.71. При организации работы по отбору свеклы из кагатов необходимо:

установить знаки безопасности в радиусе 8 - 10 м от места работы погрузчика;

забирать свеклу из кагата по всей ширине, не допуская углубления в кагат, во избежание обвалов;

отрегулировать работу ковша погрузчика так, чтобы кромка его днища сопрягалась с поверхностью погрузочной площадки, а наполнение ковша соответствовало грузоподъемности и размерам кузова автомобиля, чтобы не допускать дробления и россыпи свеклы.

8.72. Производить подбор свеклы в опасной зоне, огражденной знаками безопасности, при работе тракторного погрузчика запрещается.

8.73. Очистку ковша необходимо производить специальными скребками при выключенном двигателе тракторного погрузчика и опущенном на землю ковше.

8.74. На свеклоукладочных машинах должны быть предусмотрены:

блокирующие устройства, предотвращающие быстрое опускание погрузочной площадки при ненормальной работе или выходе из строя рабочих элементов гидросистемы;

блокирующее устройство, исключающее возможность запуска двигателя при включенных механизмах;

надежная подвеска стрелы укладочного конвейера, предотвращающая самопроизвольное ее падение при отказе гидросистемы;

боковые упоры, предотвращающие самопроизвольный съезд машин с разгрузочных площадок при их подъеме, опускании и встряхивании;

механизмы аварийного отключения конвейеров свеклоукладчика из кабины оператора и из кабины трактора для предотвращения аварий вследствие случайного попадания в приемный бункер посторонних предметов.

8.75. В свеклоукладочных машинах должны быть предусмотрены предупреждающие световая и звуковая сигнализации, оповещающие о пуске конвейерной линии и о начале передвижения свеклоукладчика.

8.76. Сигнальные устройства свеклоукладчика, предупреждающие об опасности, должны быть выполнены и расположены так, чтобы обеспечивалась различимость и слышимость сигналов в производственной обстановке.

8.77. Узлы свеклоукладчиков, являющиеся опасными для обслуживания, поверхности ограждений и защитных устройств должны быть окрашены в опознавательные цвета по ГОСТ 14202 и иметь знаки безопасности по ГОСТ 12.4.026.

8.78. На свеклоукладчиках должны предусматриваться площадки, лестницы, ограждения (перила) и другие устройства, размеры и расположение которых должны соответствовать технической документации, техническим условиям и обеспечивать удобное и безопасное обслуживание.

8.79. Кабина оператора свеклоукладчика должна обеспечивать удобство наблюдения за протекающими операциями и управления ими, защищать оператора от вредных воздействий производственной среды (пыль, вибрация, шум и т.д.), а также от атмосферных осадков, прямых попаданий солнечных лучей и др.

8.80. Свеклоукладчиком разрешается производить разгрузку машин только определенных типов, установленных перечнем (перечень должен находиться у оператора), и при наличии на лобовом стекле кабины автомобиля знака-талона о прохождении водителем инструктажа по охране труда.

8.81. Перед передвижением свеклоукладчика от кагата к кагату необходимо установить укладочный конвейер строго по оси машины и надежно закрепить затяжками.

8.82. Работы по очистке, техническому обслуживанию (смазке, регулировке и др.), ремонту свеклоукладчика следует производить только при выключенном двигателе и опущенных опрокидных площадках (платформах).

8.83. Конвейеры должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.022-80 и ГОСТ 12.2.003-91.

8.84. Движущиеся части конвейеров (приводные, натяжные и отклоняющие барабаны, натяжные устройства, канаты и блоки натяжных устройств, ременные и другие передачи, муфты и т.п., а также опорные ролики и ролики нижней ветви ленты) должны быть ограждены в зонах постоянных рабочих мест, в соответствии с технологическим процессом на конвейере, или по всей трассе конвейера, если имеет место свободный доступ или постоянный переход вблизи конвейера лиц, не связанных с его обслуживанием.

8.85. В зоне возможного нахождения людей должны быть ограждены или защищены:

смотровые люки переносных лотков, бункеров и т.п., установленных в местах загрузки и разгрузки конвейеров, периодически очищаемых обслуживающим персоналом;

проходы (проезды) под конвейерами - сплошными навесами, выступающими за габариты конвейеров не менее чем на 1 м;

участки трассы конвейеров (кроме подвесных конвейеров), рядом с которыми запрещен проход людей, - перилами высотой не менее 1,0 м от уровня пола.

8.86. На технологической линии, состоящей из нескольких последовательно установленных и одновременно работающих конвейеров или из конвейера в сочетании с другими машинами, приводы конвейеров и других машин должны быть сблокированы так, чтобы в случае внезапной остановки какой-либо машины или конвейеров предыдущие машины или конвейеры автоматически отключались, а последующие продолжали работать до разгрузки с них транспортируемого груза. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность отключения каждого конвейера.

8.87. На конвейерах, входящих в автоматизированные транспортные или технологические линии, должны быть предусмотрены устройства для автоматической остановки привода при возникновении аварийной ситуации.

8.88. Конвейеры малой протяженности (до 10 м) в головной и хвостовой частях должны быть оборудованы аварийными выключателями остановки конвейера.

Конвейеры большой протяженности должны быть дополнительно оборудованы выключающими устройствами для остановки конвейера в аварийных ситуациях из любого места производственного помещения.

При оснащении всей трассы конвейеров тросовым выключателем, дающим возможность остановки конвейеров из любого места производственного помещения, аварийные выключатели для остановки конвейера в головной и хвостовой частях допускается не устанавливать.

8.89. На участках трассы конвейеров, находящихся вне зоны видимости аппарата с пульта управления, должна быть установлена двусторонняя предупредительная предпусковая звуковая или световая сигнализация, включающаяся до включения привода конвейера.

При отсутствии постоянных рабочих мест на трассе конвейера предусматривать подачу ответного сигнала не требуется.

8.90. С целью организации должного технического надзора и обеспечения безопасной и безаварийной эксплуатации подъемно-транспортных машин и механизмов администрация завода обязана издать приказ по организации данной работы и назначить ответственных лиц: работника по надзору за подъемно-транспортными машинами и механизмами, после проверки у него знаний настоящих Правил, Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов в установленном порядке и получения соответствующего удостоверения;

ответственного за содержание в исправном состоянии подъемно-транспортных машин и механизмов. Эти обязанности должны возлагаться на работника соответствующей квалификации, в подчинении которого находится персонал, обслуживающий эти машины и механизмы, после проверки знаний;

ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов. Данное лицо назначается из числа работников в каждой смене (начальник смены, сменный мастер, начальник участка погрузки и т.д.), после проверки знаний.

Периодическая проверка знаний у указанных лиц проводится не реже чем через три года, с отметкой в удостоверении.

8.91. Номер и дата приказа о назначении лица, ответственного за исправное состояние подъемно-транспортных машин и механизмов, его фамилия, имя, отчество и подпись должны содержаться в паспорте (если это предусмотрено паспортом) подъемно-транспортной машины или механизма.

8.92. На время отпуска, командировки, болезни и в других случаях отсутствия ответственных лиц их обязанности в каждом конкретном (отдельном) случае возлагаются соответствующим приказом на работников, замещающих их по должности и прошедших проверку знаний в установленном порядке.

8.93. В своей повседневной работе ответственные лица руководствуются настоящими Правилами, Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, инструкциями и другими нормативными правовыми актами.