Информационное письмо ФСТ РФ от 30.12.2008 N НБ-7906/9 <О формировании стоимости услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа его потребителям, на 2009 год>

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 30 декабря 2008 г. N НБ-7906/9

В связи с поступающими многочисленными запросами от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), регулируемых организаций, а также потребителей газа о формировании стоимости услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и снабженческо-сбытовых услуг, оказываемых поставщиками газа его потребителям, на 2009 год в связи с изменением подходов к отнесению потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы ФСТ России, сообщает следующее.

Приказами ФСТ России от 17.09.2008 N 172-э/4 и N 173-э/5 были утверждены новые редакции Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые поставщиками газа его потребителям.

Указанными методическими документами изменены принципы отнесения потребителей газа к группам, по которым дифференцируются соответствующие тарифы. Ранее потребители относились к группам исходя из общего объема потребления газа. Новыми редакциями методических указаний предусмотрено, что отнесение всех конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку и плата за снабженческо-сбытовые услуги, производится на основании данных о годовом объеме потребления газа конечным потребителем отдельно по точкам подключения сетей конечных потребителей к газораспределительным сетям (для снабженческо-сбытовых услуг, в случае если сети конечного потребителя непосредственно подключены к магистральным трубопроводам - по точкам подключения сетей конечных потребителей к газотранспортным сетям). Учитывая возможные различные распределения объемов потребления газа конечными потребителями по точкам подключения, один конечный потребитель в части различных точек подключения может быть отнесен к различным группам, по которым дифференцируются тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и размер платы за снабженческо-сбытовые услуги.

Данное изменение методических подходов потребовалось для обеспечения устойчивости системы тарифообразования и проведения работы по поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования в газовой отрасли.

В целях информирования участников рынка газа об изменении подходов, использующихся в тарифообразовании, ФСТ России считает необходимым сообщить следующее.

1. При определении понятия "точка подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети или к магистральному газопроводу" необходимо руководствоваться положениями Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила подключения), и Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа).

В соответствии с пунктом 2 Правил подключения "точка подключения" - место соединения сетей инженерно-технического обеспечения с устройствами и сооружениями, необходимыми для присоединения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к системам электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 3 Правил поставки газа под газотранспортной системой понимается система газопроводов, соединяющая производителя газа и потребителя газа, включающая магистральные газопроводы, газопроводы-отводы, газораспределительные сети, находящиеся у газотранспортной, газораспределительной организации или покупателя в собственности или на иных законных основаниях. Газораспределительной сетью является технологический комплекс газораспределительной системы, состоящий из наружных газопроводов поселений (городских, сельских и других поселений), включая межпоселковые, от выходного отключающего устройства газораспределительной станции (ГРС), или иного источника газа, до вводного газопровода к объекту газопотребления.

Таким образом, под точкой подключения для целей применения Методических указаний следует понимать место соединения газопроводов потребителя газа с магистральным газопроводом или газопроводом газораспределительной сети, которые находятся соответственно у газотранспортной или газораспределительной организации в собственности или на иных законных основаниях.

При этом по мнению ФСТ России если конечному потребителю на законном основании принадлежит участок газораспределительной сети, который не передан по договору аренды, безвозмездного пользования или на ином законном основании газораспределительной организации, то точкой подключения следует понимать место соединения участка газораспределительной сети, принадлежащей потребителю, с газопроводами газораспределительной сети, находящейся в эксплуатации газораспределительной организации (далее - ГРО).

Учитывая, что в соответствии с Методическими указаниями при расчете тарифов учитываются только те сети, которые принадлежат ГРО на праве собственности или на иных законных основаниях, в состав газораспределительной сети, находящейся в эксплуатации ГРО, не включаются газопроводы, в отношении которых ГРО проводятся работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту на основании договора с владельцем газопровода.

2. По вопросу определения объема поставки (транспортировки) газа через конкретную точку подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети или к магистральному газопроводу, учитывая, что, как правило, приборы учета расхода газа привязаны к газопотребляющему оборудованию и территориально удалены от точек подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети, ФСТ России отмечает следующее.

По мнению ФСТ России, при расчете и применении тарифов следует учитывать, что приборы учета расхода газа привязаны к газопотребляющему оборудованию и территориально удалены от точек подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети, в целях определения объема поставки (транспортировки) газа через конкретную точку подключения рекомендуется использовать показатели приборов учета газа с учетом схемы поставки газа, имея в виду через какую точку подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети поставляется газ на данное газоиспользующее оборудование. Если газ поставляется через несколько точек подключения и схема расположения приборов учета расхода газа не позволяет однозначно определить, через какую точку подключения он поставлен (например существует несколько вводов на промышленную площадку, на которой установлен только один прибор учета), то такую совокупность точек подключения рекомендуется рассматривать в качестве одной, исходя из суммарного объема транспортировки (поставки) газа.

3. Что касается определения годового договорного объема газа, необходимого для отнесения конечного потребителя к конкретной группе, в случае заключения договора на неполный календарный год ФСТ России считает возможным отметить следующее.

В соответствии с п. 14 Методических указаний по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется тариф на транспортировку, осуществляется исходя из годового договорного объема транспортировки газа данному конечному потребителю по всем договорам, предусматривающим оказание услуг по транспортировке газа до сетей конечного потребителя через газораспределительные сети данной ГРО (договоры транспортировки, поставки газа, а также 3-сторонние договоры) с учетом заключенных до начала периода поставки газа дополнительных соглашений либо в пересчете на год, в случае если договор заключается с новым потребителем на неполный год.

Пересчет на год рекомендуется осуществлять путем деления договорного объема транспортировки газа на количество полных месяцев действия договора и умножения полученной величины на 12.

При этом полным месяцем целесообразно считать месяц, в котором договор действует более 15 календарных дней.

В аналогичном порядке рекомендуется производить расчет годового договорного объема газа для отнесения конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется плата за снабженческо-сбытовые услуги (далее - ПССУ), в случае заключения договора поставки (транспортировки) газа на неполный календарный год.

4. При определении группы конечных потребителей, по которым дифференцируется ПССУ, к которой относится объем газа, используемый ГРО на собственные технологические нужды, а также потери в сетях ГРО, ФСТ России считает необходимым отметить следующее.

Для случаев реализации объемов газа, используемых газораспределительными организациями (ГРО) на собственные и технологические нужды, а также на потери газа в газораспределительных сетях, учитывая, что в данном случае конечный потребитель и ГРО - одно лицо (таким образом, не существует точек подключения сетей конечного потребителя к сетям ГРО), для целей отнесения объемов потребления газа ГРО к группе, по которой дифференцируется размер ПССУ, необходимо использовать весь указанный объем газа. При этом объем газа на проведение аварийных работ учитывается в общем объеме потребления газа ГРО.

5. По вопросу, должны ли учитываться объемы поставки газа, добытого независимыми производителями, при отнесении конечных потребителей к группам, по которым дифференцируется плата за снабженческо-сбытовые услуги (п. 12 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги), ФСТ России считает возможным отметить следующее.

Учитывая, что в соответствии с п. 12 Методических указаний по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, отнесение конечных потребителей (кроме населения) к группам, по которым дифференцируется размер платы за снабженческо-сбытовые услуги поставщика, для целей расчета и применения тарифов осуществляется исходя из годового договорного объема поставки газа данному конечному потребителю по всем договорам поставки, для отнесения потребителя к группе учитывается весь объем поставки газа, включая объемы, на которые государственное регулирование цен не распространяется, но непосредственно в расчете учитываются только объемы регулируемого газа.

6. По вопросу определения объемов и стоимости суточного перерасхода газа, в том числе стоимости его транспортировки с учетом ценовых повышающих коэффициентов, установленных п. 17 Правил поставки газа, - в целом по договору или по каждой точке подключения, отмечаем следующее.

В соответствии с пунктом 17 Правил поставки газа в Российской Федерации при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением коэффициента.

По смыслу пункта 17 Правил поставки газа применение коэффициента допустимо только в отношении общего договорного объема. Учитывая сложившуюся договорную практику, в рамках которой договоры поставки и транспортировки газа заключаются на весь объем газа без выделения отдельных точек поставки, применение коэффициента отдельно по объемам перерасхода газа по каждой точке подключения может повлечь такую ситуацию, когда объем, поставку которого стороны согласовали в договоре, не превышен, а повышающий коэффициент применяется. Такое применение коэффициента ФСТ России считает недопустимым.

Поэтому применение коэффициента к оптовой цене газа или тарифу на его транспортировку по газораспределительным сетям должно производиться только при превышении договорного объема в целом.

В случае если существует несколько точек подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети, тарифы на услуги по транспортировке газа для которых различны, то для определения стоимости транспортировки суточного перерасхода газа рекомендуется использовать фактически сложившийся в данном месяце по всем точкам подключения средневзвешенный тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Вместе с тем, в случае, если какие-либо договоры поставки (транспортировки) газа заключены по отдельным точкам подключения сетей конечного потребителя газа к газораспределительной сети, то повышающие коэффициенты к стоимости газа и его транспортировке применяются к объемам перерасхода газа без предварительного согласования с поставщиком газотранспортной или газораспределительной организацией отдельно по точкам подключения.

7. По вопросу о том, должно ли потребление газа крышными и иными котельными для нужд централизованного отопления относиться к группе "население", сообщаем следующее.

В соответствии с пунктом 10 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов).

Методическими указаниями по регулированию размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям установлено, что объемы потребления конечными потребителями, отнесенными в группу "население", принимаются за вычетом объемов газа, используемых для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными, арендаторами нежилых помещений, а также для коммерческих целей. Указанные объемы учитываются при проведении дифференциации размера платы за снабженческо-сбытовые услуги для прочих групп конечных потребителей.

Таким образом, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, а также тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, установленные для группы "население", не могут применяться к тем объемам газа, которые потреблены для централизованного отопления, включая потребление газа крышными и иными котельными; к этим объемам применяются соответствующие тарифы, установленные для других групп потребителей.

8. По вопросу о том, каким образом должно определяться конкретное фиксированное значение коэффициентов, приведенных в Приложении N 1 к Методическим указаниям по регулированию размера ПССУ и тарифов по транспортировке газа для 1-й, 2-й и 8-й групп конечных потребителей, что будет служить критерием для их определения и как не допустить чрезмерного роста розничных цен на газ для населения, сообщаем следующее.

Конкретное фиксированное значение коэффициентов определяется ФСТ России с учетом позиции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) и оценки влияния на формирование конечных цен на газ, в том числе розничных цен на газ, реализуемый населению. В частности, на 2009 год в большинстве регионов ФСТ России исходила из необходимости формирования роста розничных цен на газ, реализуемый населению, на уровне, не превышающем 25%.

Н.Г.БАКАЕВ