2. Осуществление действий, направленных на достижение целей мероприятия по контролю

2.1. При проведении проверки информации о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов должностным лицам, уполномоченным провести мероприятия по контролю, в первую очередь следует потребовать от продавца такой продукции предъявления документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов (сертификат соответствия или декларация о соответствии), или их копии (см. ст. 34 ФЗ "О техническом регулировании").

При этом следует обращать внимание на:

- дату выпуска молока и молочной продукции, а также масложировой продукции в обращение;

- дату выдачи сертификата соответствия или декларации о соответствии на такую продукцию.

Это важно учитывать в связи с тем, что в соответствии с частью 3 статьи 43 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" со дня вступления в силу данного Закона (т.е. с 17 декабря 2008 года) молоко и молочная продукция, выпущенные после 16 декабря 2008 года в обращение на территории Российской Федерации, подлежат обязательному подтверждению соответствия в порядке, установленном данным Законом. Т.е. не допускается нахождение в обращении молока и молочной продукции (выпущенных в обращение с 17 декабря 2008 года) без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

В соответствии же с частью 1 ст. 28 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" сертификат соответствия и декларация о соответствии на масложировую продукцию, выданные до дня вступления в силу данного Закона (т.е. до 29 декабря 2008 года), действуют до окончания сроков действия такого сертификата (декларации). Также и масложировая продукция, изготовленная или импортированная до 29 декабря 2008 года, допускается к выпуску в обращение в течение сроков ее годности или хранения. Таким образом, с 29 декабря 2008 года не допускается к выпуску в обращение масложировая продукция, изготовленная или импортированная без сертификата соответствия или декларации о соответствии требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".

2.2. Результаты проверки документов, подтверждающих соответствие продукции требованиям технических регламентов, могут повлечь следующие последствия:

1. В случае отсутствия декларации о соответствии или сертификата соответствия при продаже продукции (т.е. в месте ее продажи) наступает административная ответственность, предусмотренная частью 2 статьи 14.4 КоАП, в соответствии с которой возможно применение дополнительного наказания в виде конфискации этой продукции (применяется судом).

До применения административного наказания, предусмотренного указанной нормой КоАП, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу, следует выдать предписание об устранении выявленного нарушения требований технических регламентов и о представлении отсутствующих на момент проверки документов, подтверждающих соответствие реализуемой продукции техническим регламентам, в установленный срок.

В случае неисполнения такого предписания в установленный срок виновное лицо подлежит административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 19.5 КоАП. Кроме того, частью 1 статьи 19.19 КоАП предусмотрена административная ответственность за уклонение от представления документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора). В данном случае правонарушение состоит в намеренном неисполнении продавцом требований, предписанных ему уполномоченным должностным лицом.

2. В случае предъявления продавцом декларации о соответствии или сертификата соответствия продукции должностное лицо приступает к проведению оценки соответствия продукции обязательным требованиям технических регламентов путем ее идентификации.

Целями идентификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 1 статьи 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются:

- отнесение молока и продуктов его переработки к сфере применения ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию";

- установление соответствия молока и продуктов его переработки, в том числе их наименований и идентификационных показателей, требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию;

- установление соответствия молока и продуктов его переработки сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, предоставленных изготовителем или продавцом.

Для достижения этих целей статьей 25 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" предусмотрены процедуры идентификации, в том числе:

1) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Если такая экспертиза проводится в целях установления соответствия конкретного продукта виду, конкретной партии, подтверждения однородности партии этого продукта, то такая экспертиза осуществляется посредством:

- исследования сопроводительных документов;

- исследования соответствия сопроводительных документов маркировке на потребительской упаковке и транспортной таре, внешнему виду идентифицируемого продукта и упаковки;

2) испытания (исследования) молочной продукции (конкретного продукта) в аккредитованных испытательных лабораториях (центрах), в том числе в случаях:

- недостаточности или недостоверности информации, полученной при экспертизе документов;

- если соответствие молока и продуктов его переработки требованиям Технического регламента на молоко и молочную продукцию подтверждено;

- при необходимости подтверждения факта фальсификации молока и продуктов его переработки;

3) экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт, и результатов испытания этого продукта.

При осуществлении мероприятия по контролю на первом этапе оценки соответствия молочной продукции требованиям технических регламентов осуществляется первая из перечисленных выше процедур, т.е. в первую очередь проводится экспертиза документов, в соответствии с которыми произведен конкретный продукт. Переход к процедурам, указанным в пунктах 2 и 3, осуществляется при получении (подтверждении) информации о несоответствии идентифицируемой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

В процессе идентификации молока и продуктов его переработки используются сведения, указанные в следующих статьях ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию":

- статья 2, устанавливающая перечень объектов технического регулирования;

- статья 4, определяющая понятия (молока, продуктов его переработки и др.);

- статья 14, определяющая понятия продуктов детского питания;

- статья 26, устанавливающая показатели идентификации молока и продуктов его переработки.

Показатели идентификации молока и продуктов его переработки содержатся в приложениях N N 9 - 14 к ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию".

В ходе оценки идентификационных показателей могут использоваться описания молока и продуктов его переработки, содержащиеся в:

- нормативных документах федеральных органов исполнительной власти;

- международных стандартах;

- национальных стандартах;

- стандартах организаций;

- сопроводительных документах на эти продукты;

- договорах поставок на эти продукты;

- контрактах на эти продукты;

- спецификациях на эти продукты;

- информации на этикетках потребительских упаковок;

- других содержащих описание этих продуктов документах.

Признаками фальсификации молока и продуктов его переработки в соответствии с частью 2 ст. 24 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" являются:

- содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции не соответствует наименованиям и (или) показателям идентификации, установленным Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию;

- содержащаяся в сопровождающих документах и на этикетках информация о продукции является недостоверной.

Фальсифицированные молоко и продукты его переработки подлежат принудительному отзыву по решению суда.

До принятия судом решения о принудительном отзыве фальсифицированных молока и продуктов его переработки должностным лицам Роспотребнадзора следует принимать в установленном порядке меры по:

- приостановлению производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки путем выдачи соответствующего предписания (см. ст. 18 ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию");

- информированию потребителей о приостановлении производства и реализации фальсифицированных молока и продуктов его переработки (через СМИ, а также с привлечением изготовителя и (или) продавца).

Целями идентификации масложировой продукции в соответствии со ст. 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" являются:

1) установление принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию";

2) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей;

3) отнесение процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".

В соответствии с частями 5 - 7 статьи 25 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" государственный контроль (надзор) проводится в формах:

1) визуального контроля;

2) инструментального контроля.

При проведении визуального контроля проверяются наличие маркировки масложировой продукции и ее соответствие требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".

При проведении инструментального контроля с помощью средств измерений устанавливается соответствие масложировой продукции требованиям ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" путем отбора образцов для проведения исследований масложировой продукции как на месте проведения государственного контроля (надзора), так и вне его.

Статьей 4 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию" предусмотрены следующие способы идентификации масложировой продукции (в зависимости от поставленных целей):

1) В целях установления принадлежности продукции к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию":

- визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного на упаковке, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в потребительской упаковке;

- визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции в не потребительской упаковке;

- визуальное сравнение наименования масложировой продукции, указанного в информации изготовителя или продавца, с наименованием, установленным ст. 2, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах.

2) В целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей:

- установление соответствия идентифицируемой продукции признакам, установленным ст. 3;

- установление соответствия идентифицируемой продукции информации, указанной в маркировке и (или) документе, подтверждающем переход права собственности на продукцию, или информации изготовителя или продавца, - для продукции, изготавливаемой в личных подсобных хозяйствах.

3) В целях отнесения процессов производства, хранения и перевозки масложировой продукции, указанной в ст. 2, к сфере действия ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию":

- установление, что данные процессы обеспечивают производство, хранение и перевозку масложировой продукции, указанной в ст. 2, в соответствии с требованиями, установленными статьями 9 - 20 ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию".

2.3. Оформление сведений, полученных по результатам оценки соответствия (идентификации) продукции обязательным требованиям ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию" и ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Уполномоченное должностное лицо территориального органа Роспотребнадзора, при наличии к тому оснований, принимает меры административного воздействия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством.

При получении информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов законодательством в области технического регулирования предусмотрено исполнение федеральными органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами следующих полномочий (см. таблицу).

┌─────────────────────────────┬────────────────────────┬──────────────────┐

│ Полномочия, │ Полномочия, │ Полномочия, │

│ предусмотренные ФЗ │ предусмотренные ТР │предусмотренные ТР

│"О техническом регулировании"│ на молоко │ на масложировую │

│ │ │ продукцию │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┼──────────────────┤

│ проводить проверку │ в случае выявления │ осуществлять │

│ достоверности полученной │ нарушений ТР принимать │ идентификацию │

│ информации о несоответствии │меры в целях недопущения│ объектов │

│ продукции требованиям │ причинения вреда жизни │ технического │

│ тех. регламентов (ст. 39) │ или здоровью граждан, │ регулирования │

├─────────────────────────────┤ окружающей среде │ тех. регламента │

│ требовать от изготовителя │ │ (ст. 26)

│(продавца, лица, выполняющего│ │ │

│ функции иностранного │ │ │

│ изготовителя) материалы │ │ │

│ проверки достоверности │ │ │

│ полученной информации о │ │ │

│ несоответствии продукции │ │ │

│ требованиям тех. регламентов│ │ │

(ч. 1 ст. 38) │ │ │

├─────────────────────────────┤ ├──────────────────┤

│ согласовывать программу │ │ проводить отбор │

│мероприятий по предотвращению│ │ образцов │

│ причинения вреда, │ │ масложировой │

│ разработанную изготовителем │ │ продукции при │

│ (продавцом, лицом, │ │ проведении │

│ выполняющим функции │ │инструментального │

│ иностранного изготовителя) │ │контроля (ст. 26)

(ч. 2 ст. 38) │ │ │

├─────────────────────────────┤ │ │

│ запрашивать у изготовителя │ │ │

│(исполнителя, продавца, лица,│ │ │

│ выполняющего функции │ │ │

│иностранного изготовителя) и │ │ │

│ иных лиц дополнительную │ │ │

│ информацию о продукции, │ │ │

│ процессах производства, │ │ │

│ эксплуатации, хранения, │ │ │

│ перевозки, реализации и │ │ │

│ утилизации, в том числе │ │ │

│ результаты исследований │ │ │

│ (испытаний) и измерений, │ │ │

│проведенных при осуществлении│ │ │

│ обязательного подтверждения │ │ │

│ соответствия (ст. 39) │ │ │

├─────────────────────────────┤ │ │

│ направлять запросы в другие │ │ │

│ федеральные органы │ │ │

│ исполнительной власти │ │ │

(ст. 39) │ │ │

├─────────────────────────────┤ │ │

│при необходимости привлекать │ │ │

│ специалистов для анализа │ │ │

│ полученных материалов │ │ │

(ст. 39) │ │ │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │

│ выдавать предписание о │выдавать предписания об │ │

│ разработке изготовителем │ устранении нарушений │ │

│ (продавцом, лицом, │ и устанавливать │ │

│ выполняющим функции │ обоснованный с учетом │ │

│ иностранного изготовителя) │характера нарушений срок│ │

│ программы мероприятий по │ для исполнения │ │

│ предотвращению причинения │ предписаний │ │

│вреда, оказывать содействие в│ │ │

│ее реализации и осуществлять │ │ │

│ контроль за ее выполнением; │ │ │

│ запрашивать у изготовителя │ │ │

│ (продавца, лица, │ │ │

│ выполняющего функции │ │ │

│иностранного изготовителя) и │ │ │

│ иных лиц документы, │ │ │

│ подтверждающие проведение │ │ │

│ мероприятий, указанных в │ │ │

│ программе мероприятий по │ │ │

│ предотвращению причинения │ │ │

│ вреда; проверять соблюдение │ │ │

│сроков, указанных в программе│ │ │

(ст. 39) │ │ │

├─────────────────────────────┤ │ │

│ выдавать предписания об │ │ │

│ устранении нарушений │ │ │

│ требований технических │ │ │

│ регламентов в срок, │ │ │

│ установленный с учетом │ │ │

│характера нарушения (ст. 34) │ │ │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │

│ выдавать предписание о │ выдавать предписания о │ │

│ приостановке реализации │ приостановке │ │

│ продукции при получении │ производства и │ │

│ информации о несоответствии │ реализации или только │ │

│ этой продукции требованиям │ реализации продуктов │ │

│ тех. регламентов и │ переработки молока, не │ │

│ необходимости принятия │ соответствующих │ │

│ незамедлительных мер по │ требованиям │ │

│ предотвращению причинения │ (ч. 1 ст. 18) │ │

│ вреда жизни и здоровью │ │ │

│ граждан при использовании │ │ │

│ этой продукции либо угрозы │ │ │

│ причинения такого вреда │ │ │

(ч. 3 ст. 39) │ │ │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │

│ направлять в орган по │требовать предоставления│ │

│ сертификации, выдавший │информации о результатах│ │

│ сертификат, информацию о │ производственного │ │

│необходимости приостановления│ контроля │ │

│ или прекращения действия │ (часть 3 ст. 20) │ │

│ сертификата соответствия │ │ │

(ст. 34) │ │ │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │

│ вправе выдавать лицу, │ направлять в органы, │ │

│ принявшему декларацию о │ выдавшие сертификат │ │

│ соответствии, предписание о │ соответствия, │ │

│ приостановлении или │ или органы, │ │

│ прекращении действия │ зарегистрировавшие │ │

│ декларации о соответствии с │ декларацию о │ │

│обязательным информированием │соответствии, информацию│ │

│ об этом федерального органа │ о необходимости │ │

│ исп. власти, организующего │ приостановления или │ │

│ формирование и ведение │ прекращения действия │ │

│единого реестра деклараций о │ декларации о │ │

│ соответствии (ст. 34) │ соответствии или │ │

│ │сертификата соответствия│ │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │

│ привлекать изготовителя │ принимать решение об │ │

│(исполнителя, продавца, лицо,│обращении в суд с иском │ │

│ выполняющее функции │о принудительном отзыве │ │

│ иностранного изготовителя) │ молока и продуктов его │ │

│ к ответственности, │ переработки, не │ │

│ предусмотренной │ соответствующих │ │

│ законодательством (ст. 34) │ требованиям настоящего │ │

├─────────────────────────────┤ Федерального закона │ │

│ принимать решение об │ │ │

│ обращении в суд с иском │ ├──────────────────┤

│ о принудительном отзыве │ │ │

│ продукции (ст. 39, ст. 40) │ │ │

├─────────────────────────────┼────────────────────────┤ │

│ принимать иные │осуществлять контроль за│ │

│ предусмотренные │утилизацией продукции, в│ │

│ законодательством РФ меры │ отношении которой │ │

│ в целях недопущения │ принято постановление │ │

│ причинения вреда │ об утилизации │ │

│(см. технические регламенты) │ (ч. 3 ст. 19) │ │

└─────────────────────────────┴────────────────────────┴──────────────────┘