Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

5. Задачи, направленные на достижение цели 5 "Повышение уровня безопасности транспортной системы"

5. Задачи, направленные на достижение цели 5

"Повышение уровня безопасности транспортной системы"

Для достижения цели 5 необходимо решить следующие основные задачи:

повышение безопасности движения, полетов и судоходства;

повышение уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

обеспечение состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;

обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям;

обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса;

повышение уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий;

усиление государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности;

развитие систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта;

обеспечение потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы.

Решение задачи повышения безопасности движения, полетов и судоходства предусматривает:

совершенствование нормативной правовой базы в части усиления ответственности за выполнение субъектами транспортного комплекса нормативных требований эксплуатации транспортных средств и транспортной инфраструктуры;

повышение действенности мер, применяемых к нарушителям установленных правил эксплуатации транспортных средств и объектов транспорта, а также требований к персоналу;

увязку в единую систему мер по повышению безопасности на транспорте с повышением безопасности транспортных средств;

проведение мероприятий, направленных на обеспечение списания и обновления физически устаревших и отработавших нормативный срок службы технических средств транспорта и транспортной инфраструктуры, которые уже не могут обеспечивать необходимую эксплуатационную надежность;

разработку требований к эксплуатационному состоянию и содержанию железнодорожных переездов;

разработку требований к средствам крепления груза на транспортном средстве и к их применению;

повышение уровня технической оснащенности и готовности железнодорожных восстановительных и пожарных поездов;

приведение в нормативное состояние и повышение уровня обустройства автомобильных дорог средствами, обеспечивающими безопасность движения;

повышение безопасности движения автомобильного транспорта и пешеходов за счет совершенствования организации дорожного движения и внедрения интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих управление транспортными потоками и транспортными средствами, а также своевременное (экстренное) информирование и управление действиями в условиях инцидентов, нештатных и чрезвычайных ситуаций;

совершенствование системы контроля и поддержания летной годности воздушных судов;

совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации;

внедрение на транспорте нового поколения бортовых систем безопасности с использованием компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта;

ввод в эксплуатацию необходимого количества судов обеспечивающего флота (аварийно-спасательных, гидрографических и других судов, обеспечивающих флот), создание и поддержание на должном уровне береговых средств обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания, связи;

развитие систем наблюдения за движением судов и систем управления их движением;

развитие средств информационного обеспечения безопасности на внутренних водных путях, внедрение электронных навигационных карт, создание речной информационной системы на внутренних водных путях;

создание эффективной государственной системы мониторинга и управления безопасностью на транспорте.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе - совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения транспортной безопасности;

на железнодорожном транспорте - совершенствование нормативно-правовой базы в области обеспечения безопасности движения поездов и маневровой работы в условиях структурного реформирования железнодорожного транспорта, развитие методов классификации, расследования и учета транспортных происшествий, обновление и модернизация парка специальных вагонов федеральных органов исполнительной власти и оснащение указанного подвижного состава аппаратурой глобальной навигационной системы ГЛОНАСС;

в дорожном хозяйстве - реконструкция искусственных сооружений, увеличение протяженности линий освещения автодорог, строительство пешеходных переходов в разных уровнях;

на морском транспорте - совершенствование оснащения и создание пунктов базирования морских аварийно-спасательных служб, развитие систем управления движением судов, внедрение современных спутниковых навигационных технологий;

на внутреннем водном транспорте - внедрение современных спутниковых навигационных технологий и реконструкция систем связи;

на воздушном транспорте - совершенствование нормативно-правовой базы и организационного взаимодействия государственных и международных контролирующих органов в сфере поддержания летной годности воздушных судов.

Решение указанной задачи создаст нормативные, инфраструктурные и технические условия повышения безопасности движения на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте, обеспечит снижение транспортных рисков.

Решение задачи повышения уровня технической и технологической безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств предусматривает:

внедрение на объектах транспорта современных интегрированных систем обеспечения технической и технологической безопасности;

обеспечение соответствия поставляемых новых транспортных средств стандартам в области транспортной безопасности, в том числе международным стандартам для транспортных средств, которые осуществляют международные перевозки грузов и пассажиров;

повышение технической и технологической безопасности объектов железнодорожного транспорта;

повышение технической и технологической безопасности объектов авиатранспортной инфраструктуры и воздушных судов;

повышение технической и технологической безопасности морских и речных судов;

повышение уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - повышение уровня технической оснащенности объектов современными и специальными средствами и оборудованием контроля и обеспечения безопасности, приведение подъездных путей необщего пользования федеральных органов исполнительной власти в соответствие с уровнем, необходимым для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, сохранения окружающей среды при их использовании, а также для эффективности транспортной работы;

на морском транспорте - совершенствование технического оснащения судов транспортного и обеспечивающего флота, а также систем управления движением судов;

на внутреннем водном транспорте - совершенствование технического оснащения судов транспортного и обеспечивающего флота, систем управления движением судов, реконструкция объектов инфраструктуры внутренних водных путей;

на воздушном транспорте - внедрение нового поколения бортовых систем безопасности и новых средств обеспечения выживания пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях.

Решение указанной задачи позволит модернизировать парки транспортных средств и объекты транспортной инфраструктуры и создать эффективные средства и системы обеспечения их технической и технологической безопасности.

Решение задачи обеспечения состояния защищенности объектов транспорта от актов незаконного вмешательства предусматривает:

проведение категорирования и оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, разработку и реализацию планов обеспечения транспортной безопасности;

оснащение объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств современными средствами безопасности, обеспечивающими повышение их защищенности от актов незаконного вмешательства и антитеррористической защищенности путем оснащения современными системами видеонаблюдения, контроля и досмотра пассажиров, обнаружения несанкционированного проникновения и дистанционного интеллектуального распознавания;

усиление административного режимного подхода к организации антитеррористической деятельности с участием правоохранительных органов и частных охранных структур;

создание государственной системы управления транспортной безопасностью.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе - совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности, обучение и аттестация специалистов, формирование единого информационного пространства, совершенствование системы государственного контроля;

на железнодорожном транспорте - формирование и развитие нормативной базы и стандартов в сфере обеспечения защищенности объектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства;

на морском транспорте - оснащение современными средствами обеспечения транспортной безопасности акваторий объектов транспортной инфраструктуры;

на внутреннем водном транспорте - оснащение современными средствами обеспечения транспортной безопасности судоходных гидротехнических сооружений;

на воздушном транспорте - совершенствование системы обеспечения безопасности воздушного транспорта.

Решение указанной задачи позволит обеспечить защиту транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Решение задачи обеспечения деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям, предусматривает:

внедрение космических систем, оснащенных аппаратурой глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, обеспечивающих в сложных погодных условиях гарантированное высокоточное определение местонахождения потерпевших аварию транспортных средств, развитие единой системы поиска и спасания в Российской Федерации;

повышение эффективности деятельности региональных специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

разработка и реализация (с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) более совершенных программ современного оповещения о стихийных бедствиях, влияющих на транспортную безопасность.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе - взаимодействие с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, внедрение системы "ЭРА-ГЛОНАСС", создание интегрированной системы информационного обеспечения безопасности населения на всех уровнях государственной власти;

на морском и внутреннем водном транспорте - развитие международной космической системы поиска и спасания КОСПАС-САРСАТ, внедрение спутниковых систем связи и навигационных технологий;

на воздушном транспорте - развитие инфраструктуры единой системы поиска и спасания, в том числе для проведения авиатранспортных операций в отдалении от берега в акваториях морей Северного Ледовитого океана.

Решение указанной задачи позволит повысить оперативность и обеспечить эффективность деятельности специализированных аварийно-спасательных служб транспортного комплекса во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на уровне международных и национальных требований.

Решение задачи обеспечения мобилизационной готовности транспортного комплекса предусматривает:

создание сбалансированной транспортной системы Российской Федерации с учетом ее опережающего развития, в том числе в части объектов двойного назначения, для обеспечения потребностей Российской Федерации в мирное и военное время, решения мобилизационных и специальных задач;

обеспечение постоянного соответствия уровня готовности транспортной системы потребностям страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;

обеспечение информационной безопасности на транспорте при выполнении воинских и специальных перевозок и сохранение существующего порядка размещения органов управления этими перевозками;

организацию необходимой подготовки работников транспорта, федеральных и региональных органов исполнительной власти в области транспорта;

разработку нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы дислокации на объектах транспортной инфраструктуры подразделений федеральных органов исполнительной власти, участвующих в организации и осуществлении специальных и воинских перевозок, а также вопросы использования связи и информационно-телекоммуникационных систем, доступных для субъектов транспортного комплекса.

Решение указанной задачи позволит обеспечить развитие транспортной системы Российской Федерации в координации с обеспечением безопасности и обороноспособности страны.

Решение задачи повышения уровня безопасности перевозок грузов, требующих особых условий, предусматривает:

развитие систем информационного мониторинга при осуществлении перевозок опасных и крупногабаритных грузов с использованием технологий глобальной навигационной системы ГЛОНАСС;

развитие информационно-аналитических систем, обеспечивающих систематизацию и обработку данных по случаям инцидентов с опасными грузами и крушений при перевозке опасных и крупногабаритных грузов на транспорте.

Решение указанной задачи позволит повысить контроль за перевозками грузов, требующих особых условий, и предотвратить повторение инцидентов с ними, нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Решение задачи усиления государственного регулирования допуска к транспортной деятельности в соответствии с требованиями безопасности предусматривает:

развитие систем лицензирования или декларирования (уведомления) как механизмов профессионального допуска к транспортной деятельности;

обеспечение профессионального допуска к транспортной деятельности на основе участия в профессиональных ассоциациях и саморегулируемых организациях;

развитие системы контроля профессионального допуска к транспортной деятельности;

развитие механизмов страхования ответственности участников транспортной деятельности.

Решение указанной задачи позволит обеспечить допуск к транспортной деятельности только профессионально подготовленных транспортных организаций, способных удовлетворить все необходимые требования по безопасности их работы.

Решение задачи развития систем надзора, контроля и обеспечения общественной безопасности в сфере транспорта предусматривает:

совершенствование нормативной базы деятельности контрольных и надзорных органов в сфере транспорта, совершенствование регламентации и координации их функций в условиях снижения степени вмешательства в деятельность субъектов рынка;

развитие автоматизированных средств и информационных систем надзора и контроля в сфере транспорта, в том числе дистанционного контроля;

оснащение контрольно-надзорных органов техническими средствами, повышающими эффективность их деятельности;

взаимодействие государственных органов при организации мероприятий по обеспечению общественной безопасности на транспорте;

оснащение государственных органов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в сфере транспорта современными видами автотехники, морских, речных и воздушных судов, средствами связи и автоматизации;

совершенствование нормативно-правовой базы применения воздушных судов при обеспечении общественной безопасности на объектах транспорта с учетом международного опыта;

учет потребностей государственных органов, участвующих в обеспечении общественной безопасности в сфере транспорта, в служебных помещениях при проектировании, строительстве и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

в транспортном комплексе - формирование многоуровневого информационного пространства в сфере обеспечения транспортной безопасности;

на автомобильном транспорте - введение повсеместно весового контроля на автомобильных дорогах федерального и регионального значения.

Решение указанной задачи позволит повысить эффективность деятельности государственных органов надзора и контроля в сфере транспорта.

Решение задачи обеспечения потребности в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы, предусматривает:

развитие материально-технической базы для подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с международными стандартами, отвечающими требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы;

разработку программы строительства ведомственного жилья для снижения оттока высококвалифицированных работников и поддержки молодых специалистов;

совершенствование подготовки и контроля пилотов и авиаспециалистов с учетом рассмотрения возможности сокращения сроков обучения при сохранении качества и профессиональной подготовки;

поддержку и поощрение организаций и предприятий, прилагающих усилия по привлечению в отрасль молодых кадров;

реализацию мер по повышению престижа транспортных профессий.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - развитие материально-технической базы высших и средних образовательных учреждений, постоянное совершенствование учебных программ;

на морском транспорте - совершенствование системы подготовки специалистов, развитие инфраструктуры учебных заведений;

на морском и внутреннем водном транспорте - улучшение социального обеспечения работников;

на автомобильном транспорте - совершенствование системы подготовки водителей, требований к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации руководителей и специалистов;

на воздушном транспорте - развитие инфраструктуры учебных заведений, повышение престижности профессии пилота-инструктора, гармонизация системы подготовки специалистов с рекомендациями Международной организации гражданской авиации, совершенствование системы контроля соблюдения экипажами правил полетов воздушных судов.

Решение этой задачи позволит организовать подготовку кадров для транспортной отрасли в необходимом объеме и необходимой квалификации, соответствующей требованиям безопасной и устойчивой работы транспорта.

Основные мероприятия по решению задач в рамках достижения цели 5 приведены в приложении N 4.