Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Задачи, направленные на достижение цели 3 "Обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами"

3. Задачи, направленные на достижение цели 3

"Обеспечение доступности и качества транспортных услуг

для населения в соответствии с социальными стандартами"

В целях обеспечения доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами планируется решить следующие основные задачи:

планирование развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса;

развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок;

развитие перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах;

разработка и реализация социальных транспортных стандартов;

формирование экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения. Совершенствование допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок;

развитие региональных авиаперевозок;

развитие систем городского, пригородного пассажирского транспорта и транспорта местного значения (сельского);

создание интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, а также технологий управления транспортными средствами и потоками;

развитие мультимодальных пассажирских перевозок в региональном, межрегиональном и международном сообщении.

Решение задачи планирования развития пассажирских транспортных систем и подвижного состава на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса предусматривает:

определение на основе прогноза социально-экономического развития и транспортно-экономического баланса оптимальной потребности в парках пассажирского подвижного состава для реализации транспортными предприятиями высокоэффективных экономически обоснованных транспортных технологий, обеспечивающих необходимый объем и качество транспортных услуг в области пассажирских перевозок, а также реализацию единой транспортной политики в сфере планирования и управления на пассажирском транспорте;

мотивирование транспортных предприятий к развитию, в том числе обновлению (снижению возраста), парков пассажирского подвижного состава транспорта (пассажирских вагонов, автотранспортных средств общего пользования, речных круизных и пассажирских судов, морских судов под российским флагом, самолетов), обеспечение конкурентных схем кредитования обновления парков транспортных средств, а также содействие развитию парка пассажирского подвижного состава, не уступающего по технико-экономическим параметрам мировым аналогам.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - массовое обновление парка пассажирского подвижного состава с заменой морально устаревших вагонов и электропоездов на современные;

на морском транспорте - строительство пассажирских судов, в том числе круизных и морских пассажирских терминалов;

на внутреннем водном транспорте - строительство пассажирских судов (в том числе для региональных перевозок) и круизных судов;

на воздушном транспорте - закупка пассажирских самолетов и стимулирование приобретения воздушных судов российского производства.

Решение указанной задачи позволит улучшить параметры парков пассажирских транспортных средств, спланировать объемы их развития, повысить качество и безопасность обслуживания пассажиров.

Решение задачи развития скоростных и высокоскоростных железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает:

расширение зон доступности для населения скоростных и высокоскоростных междугородних пассажирских перевозок;

развитие пригородных скоростных перевозок пассажиров, в том числе интермодальных перевозок, для осуществления связи между аэропортом и городом.

Реализация этих мер обеспечивается за счет развития железнодорожных скоростных перевозок пассажиров в дальнем следовании и скорых перевозок в пригородном сообщении, создания высокоскоростных выделенных линий, а также разделения грузового и пассажирского движения на отдельных направлениях.

Развитие скоростных и высокоскоростных железнодорожных перевозок обеспечит повышение качества жизни населения в стране, расширит радиус социально-экономической активности вокруг городов, повысит транспортную доступность экономических центров, создаст условия для развития высокотехнологичных производств, позволит организовать новые рабочие места и обеспечить доступ к ним квалифицированной рабочей силы.

Решение задачи развития перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривает:

обеспечение перевозок пассажиров на социально значимых маршрутах, включая их ценовую доступность, в том числе в районах Крайнего Севера, в Калининградской области, на Дальнем Востоке и в Забайкалье;

обеспечение перевозок льготных категорий пассажиров и оказание транспортных услуг по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного уровня;

обеспечение перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в труднодоступных северных и восточных регионах, где он является безальтернативным и жизнеобеспечивающим;

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - совершенствование государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых перевозок;

на морском и внутреннем водном транспорте - совершенствование государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых перевозок, строительство пассажирского флота и развитие береговой инфраструктуры для обслуживания пассажиров;

на воздушном транспорте - совершенствование государственного регулирования и форм государственной поддержки при осуществлении социально значимых перевозок.

Решение указанной задачи позволит обеспечить доступность транспортных услуг для категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, а также обеспечить социально значимые транспортные связи на удаленных и труднодоступных территориях, в том числе в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также в приравненных к ним местностях.

Решение задачи разработки и реализации социальных транспортных стандартов предусматривает:

разработку финансово-экономической и расчетной модели социальных транспортных стандартов;

разработку и выполнение программы реализации социальных транспортных стандартов сначала на минимальном уровне, а затем - в соответствии с программой их развития по прогрессивной шкале;

создание доступной транспортной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

модернизацию парков подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан;

создание связей между городскими агломерациями с использованием автомобильного и железнодорожного скоростного и высокоскоростного транспорта;

повышение доступности авиаперевозок для населения (развитие авиационной подвижности).

Решение указанной задачи позволит обеспечить доступность и качество услуг пассажирского транспорта для всех категорий населения, а также создать условия повышения уровня этих услуг по прогрессивной шкале. Социальные транспортные стандарты станут одним из ориентиров, в соответствии с которым будет осуществляться развитие транспортной инфраструктуры и услуг транспорта для населения.

Решение задачи формирования экономической и правовой модели конкурентного рынка доступных и высококачественных транспортных услуг для населения, а также совершенствования допуска к коммерческой деятельности в сфере пассажирских перевозок предусматривает:

разработку экономической и правовой модели рынка конкурентоспособных транспортных услуг в области пассажирских перевозок и создание эффективного механизма государственного контроля реального уровня конкуренции и регулирования рынка транспортных услуг по перевозке пассажиров;

совершенствование государственного регулирования деятельности естественных монополий в сфере пассажирских железнодорожных перевозок и аэропортовой деятельности;

развитие системы регулирования тарифов на пассажирском автомобильном транспорте, совершенствование системы предоставления средств бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов по обеспечению равной доступности услуг автомобильного транспорта общего пользования населению, а также совершенствование механизмов компенсации выпадающих доходов при регулировании тарифов на пассажирские перевозки;

совершенствование правил допуска к коммерческой деятельности в области пассажирских перевозок и механизмов контроля допуска;

совершенствование механизма компенсации потерь в доходах от осуществления государственного тарифного регулирования в сфере пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте и на социально значимых перевозках другими видами транспорта;

совершенствование комплекса мер государственной поддержки развития региональной авиации на основе взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления;

государственную поддержку развития речных пассажирских перевозок на основе компенсационных мер и эффективного взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов управления;

совершенствование правового обеспечения эффективной конкуренции перевозчиков на маршрутной сети общественного транспорта;

ограничение непродуктивной конкуренции, основанной на снижении себестоимости перевозок в ущерб безопасности и качеству транспортных услуг;

мотивирование модернизации транспортных систем в целях внедрения инновационных транспортных технологий перевозки пассажиров, повышения за счет этого доступности и качества транспортных услуг для населения.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - повышение качества пассажирских перевозок и совершенствование тарифного регулирования;

на автомобильном транспорте - совершенствование тарифного регулирования и государственной поддержки развития пассажирских перевозок;

на воздушном транспорте - совершенствование тарифного регулирования и государственной поддержки развития пассажирских перевозок.

Решение указанной задачи позволит сформировать систему государственного регулирования конкурентного рынка высококачественных транспортных услуг в сфере перевозок пассажиров. Предусматривается создание эффективной конкурентной среды и требований к участникам рынка, которые сделают экономически целесообразным с их стороны устойчивое повышение доступности, качества и безопасности пассажирских перевозок. Наряду с этим будут сформированы условия для обеспечения устойчивого выполнения и развития видов пассажирских перевозок, значимость которых для общества несомненна.

Решение задачи развития региональных авиаперевозок предусматривает:

развитие инфраструктуры региональных авиаперевозок;

совершенствование структуры маршрутов авиационного сообщения.

Реализация этих мер обеспечивается за счет совершенствования государственного регулирования деятельности в сфере перевозок пассажиров на федеральном и региональном уровнях.

Решение указанной задачи позволит повысить доступность авиатранспортного сообщения для большинства населения страны, создать дополнительные прямые транспортные связи между регионами и внутри них.

Решение задачи развития систем городского, пригородного пассажирского транспорта и транспорта местного значения (сельского) предусматривает:

проведение комплекса мероприятий, направленных на повышение скорости движения транспорта общего пользования и снижение среднего времени транспортной доступности в городских агломерациях (время поездок маятниковой миграции населения на транспорте);

повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для населения;

развитие технологий и организационных мер, направленных на повышение регулярности движения транспорта общего пользования в городских агломерациях, а также транспорта местного значения (сельского);

развитие в сельской местности автомобильных дорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования;

повышение доступности, качества и объема услуг, предоставляемых пассажирскими вокзалами;

государственную поддержку разработки программ развития городского водного транспорта в крупных городах, имеющих внутренние водные пути.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - усиление роли пригородного и внутригородского железнодорожного сообщения для потребностей населения агломераций в транспортных услугах;

на городском транспорте - развитие транспортных систем, обеспечивающих скоростное сообщение с использованием рельсового транспорта и автобусов;

в дорожном хозяйстве - строительство в сельской местности автомобильных дорог с твердым покрытием, обеспечивающих населенные пункты постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования;

на морском транспорте - строительство транспортно-пересадочных узлов в морских портах;

на внутреннем водном транспорте - строительство транспортно-пересадочных узлов в речных портах, развитие внутригородских и пригородных пассажирских перевозок.

Решение указанной задачи позволит улучшить транспортную ситуацию в городах, особенно в крупных городских агломерациях, снизить продолжительность поездок, увеличить их предсказуемость по времени, повысить привлекательность пассажирского транспорта общего пользования для населения, а также улучшить транспортное обслуживание населения в межмуниципальном и внутрирайонном сообщении.

Решение задачи создания интеллектуальных транспортных систем для повышения качества пассажирских перевозок с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий и глобальной навигационной системы ГЛОНАСС, технологий управления транспортными средствами и потоками предусматривает:

оснащение парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования современными информационно-телекоммуникационными системами и глобальной навигационной системой ГЛОНАСС;

оснащение улично-дорожной сети в городах, а также основных вылетных федеральных трасс и прилегающих автомобильных дорог регионального и муниципального значения техническими средствами организации дорожного движения и системами сбора информации о транспортных потоках, подключенными к интеллектуальным транспортным системам, обеспечивающим управление наземным общественным транспортом;

развитие интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих управление наземным общественным транспортом - расширение зон управляемого движения и повышение эффективности управления, повышение скорости и ритмичности, устойчивости работы общественного транспорта с минимальными помехами другим участникам движения;

создание единых электронных систем продажи билетов и оплаты проезда на нескольких видах транспорта;

развитие систем информирования пассажиров и участников движения, а также создание систем управления спросом на движение в городских агломерациях.

Решение задачи создания интеллектуальных транспортных систем в сфере пассажирских перевозок позволит повысить эффективность работы транспорта общего пользования в условиях ограничений пропускной способности инфраструктуры и колебаний загрузки улично-дорожной сети, увеличить устойчивость его работы и привлекательность для населения по сравнению с личным автомобилем, а также снизить за счет этого загрузку улично-дорожной сети.

Решение задачи развития мультимодальных пассажирских перевозок в региональном, межрегиональном и международном сообщении предусматривает:

развитие хабовых технологий перевозок пассажиров;

стимулирование развития информационных сервисов и сопутствующих услуг пассажирам на мультимодальных перевозках;

формирование сети мультимодальных социальных перевозок.

Реализация этих мер обеспечивается за счет выполнения следующих мероприятий:

на железнодорожном транспорте - реализация проектов по повышению интеграции дальних, пригородных и внутригородских железнодорожных перевозок, модернизация железнодорожных вокзалов и станций с созданием на их инфраструктуре транспортно-пересадочных узлов, развитие железнодорожных связей с крупнейшими аэропортами страны;

на воздушном транспорте - развитие хабовых технологий и совершенствование технологий обслуживания пассажиров;

в транспортном комплексе - создание и развитие мультимодальных транспортно-пересадочных узлов, введение универсального мультимодального билета для внутреннего сообщения, в том числе в электронном виде, а также для международного сообщения.

Решение указанной задачи позволит повысить качество транспортных услуг для населения в части удобства пользования несколькими видами транспорта, сокращения времени и физических издержек при пересадках, оптимизации маршрутов мультимодальных поездок, а также обеспечить дополнительный платежеспособный спрос на перевозки для транспортных предприятий, участвующих в эффективных цепочках мультимодальных пассажирских перевозок.

Важным комплексом мероприятий по повышению доступности и качества транспортных услуг в области пассажирских перевозок в рамках достижения цели 3 является подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года. Этот комплекс мероприятий предусматривает:

обновление парков пассажирского подвижного состава транспорта - пассажирских вагонов, автотранспортных средств общего пользования, обеспечивающих транспортное обслуживание проведения чемпионата мира по футболу, повышение эргономической привлекательности (комфортности) подвижного состава транспорта общего пользования для пассажиров, в том числе модернизация подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования для перевозки маломобильных граждан;

на городском транспорте - развитие транспортных систем общего пользования, обеспечивающих скоростное сообщение с использованием рельсового транспорта и автобусов, развитие пригородных скоростных перевозок пассажиров, в том числе интермодальных перевозок, для осуществления связи между аэропортом и городом, а также таких перевозок в дальнем следовании и в пригородном сообщении;

повышение скорости движения транспорта общего пользования, снижение среднего времени транспортной доступности объектов проведения соревнований, а также повышение регулярности движения транспорта общего пользования;

совершенствование правового обеспечения эффективной конкуренции перевозчиков на маршрутной сети транспорта общего пользования;

повышение качества и объема услуг, предоставляемых вокзалами, аэропортами (в том числе с использованием хабовых технологий перевозок пассажиров), а также строительство новых транспортно-пересадочных узлов;

оснащение улично-дорожной сети в городах - участниках проведения соревнований, основных вылетных федеральных трасс и прилегающих автомобильных дорог регионального и муниципального значения техническими средствами организации дорожного движения и системами сбора информации о транспортных потоках, подключенными к ИТС, обеспечивающими управление наземным транспортом общего пользования, расширение зон управляемого движения и повышение эффективности управления, а также повышение скорости и ритмичности, устойчивости работы общественного транспорта с минимальными помехами другим участникам движения;

оснащение подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования современными информационно-телекоммуникационными и глобальными навигационными системами (ГЛОНАСС);

создание единых электронных систем продажи билетов и оплаты проезда на нескольких видах транспорта;

развитие систем информирования пассажиров и участников движения в городах, принимающих участие в проведении соревнований.

Основные мероприятия по решению задач в рамках достижения цели 3 приведены в приложении N 4 к Транспортной стратегии.