7. Энергосбережение и динамика цен и тарифов на продукцию

и услуги компаний в инфраструктурных секторах экономики

В 2011 - 2014 годах завершается формирование нового механизма регулирования тарифов и услуг, предоставляемых естественными монополиями, который характеризуется:

полной либерализацией оптового рынка электрической энергии (мощности) с 2011 года и переходом к государственному регулированию тарифов инфраструктурных компаний в сфере электроэнергетики (на передачу электроэнергии по сетям и диспетчеризацию) при сохранении регулируемых тарифов на электроэнергию, отпущенную населению, и тарифов на электроэнергию для территорий, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка электрической энергии (мощности) (Республика Коми, Дальний Восток (Амурская область, Приморский край, Хабаровский край, Южно-Якутский район Республики Саха (Якутия), Еврейская автономная область) Архангельская область, Калининградская область);

устранением перекрестного субсидирования между территориями и группами потребителей электроэнергии. Предполагается, что средняя цена на электроэнергию повысится за 2012 - 2015 годы примерно на 40 - 50 процентов, за 2016 - 2020 годы - на 25 - 27 процентов и составит в 2020 году 0,15 - 0,16 доллара США за кВт. Рост тарифов на электроэнергию для населения в связи с ликвидацией перекрестного субсидирования будет превышать рост среднего тарифа на электроэнергию и за 2012 - 2015 годы составит 1,9 - 2,2 раза, за 2016 - 2020 годы - около 1,4 раза;

переходом к ценам на газ, определяемым на основе равной доходности для внутренних и внешних потребителей и осуществляемым начиная с 2011 года. Переход имеет постепенный характер с целью недопущения скачков цен для внутренних потребителей газа и сокращения темпов роста производства и ускорения инфляции. Средняя цена на газ для всех категорий потребителей повысится за 2012 - 2015 годы в 2,5 раза, за 2016 - 2020 годы в 1,2 раза. Цены на газ, отпускаемый населению, в целях ликвидации перекрестного субсидирования вырастут за 2012 - 2015 годы примерно в 2,5 раза;

ликвидацией перекрестного субсидирования на оптовом рынке газа между населением и прочими потребителями. По оценке, цены для всех категорий потребителей выравниваются в 2015 году;

либерализацией тарифов в конкурентных сегментах рынка железнодорожных транспортных услуг, в том числе в сфере предоставления подвижного состава под перевозку, при условии государственного регулирования тарифов в естественно-монопольных и потенциально-конкурентных сегментах рынка.

Рост тарифов на теплоэнергию прогнозируется более высокими темпами, чем рост цен на электроэнергию. Прогнозируется опережающий рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства по сравнению с инфляцией.

Такие параметры роста цен на энергоносители в целом обеспечивают более благоприятные условия для сохранения ценовой конкурентоспособности отечественных производителей при условии значительного повышения энергоэффективности производства.

Рост тарифов на железнодорожные перевозки в основном будет определяться ростом эксплуатационных затрат (пассажирские и грузовые перевозки) и включением инвестиционной составляющей в тарифы на перевозки грузов.

Рост конкурентоспособности экономики и ее адаптация к прогнозируемым тарифам возможны только в условиях интенсивного энергосбережения.

Энергоемкость валового внутреннего продукта в 2020 году должна составить 59 - 60 процентов от уровня 2007 года. Газоемкость экономики снизится к 2020 году на 40 - 45 процентов, а к 2030 году - еще на 35 процентов. Нефтеемкость экономики по объему добычи на рубль валового внутреннего продукта будет снижаться более быстрыми темпами, чем нефтеемкость по внутреннему потреблению на рубль валового внутреннего продукта, что будет свидетельствовать о переориентации экспорта сырой нефти на переработку внутри страны. Диверсификация экономики приведет к снижению энергоемкости за счет структурного фактора. Рост цен и тарифов на услуги естественных монополий будет являться стимулом для интенсификации процессов энергосбережения. Потенциал энергосбережения оценивается в размере от 360 до 430 млн. тонн условного топлива, из которых 65 процентов может быть обеспечено за счет энергосбережения в промышленности, включая топливно-энергетический комплекс, 25 процентов - в жилищно-коммунальном хозяйстве. Наибольшие ресурсы для сокращения потребления котельно-печного топлива есть в энергетике и обрабатывающей промышленности, моторного топлива - в транспорте.