4. Организационно - правовые условия инвестирования

В реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций важное место занимают создание и совершенствование законодательной и нормативной базы инвестиционной деятельности в России, проведение необходимых организационных мероприятий. Очевидными являются:

стабильность законодательства о финансовом, валютном, налоговом, тарифном и нетарифном регулировании инвестиций;

заблаговременное информирование предпринимателей о намечаемых изменениях правовых норм;

отработка процедур и механизмов, защищающих инвесторов от неправомерных действий органов управления.

В 1996 году предстоит подготовить проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" (пункт 18 плана мероприятий).

Из числа отсутствующих законов, тормозящих рост инвестиций, в первую очередь приходится назвать земельный кодекс, поскольку без гарантированного права пользования землей нельзя рассчитывать на приток капитала. Ряд законопроектов находится на рассмотрении в Государственной Думе и, можно надеяться, будет принят. До конца 1995 года следовало бы рассмотреть законопроекты, направленные на защиту вкладов населения и на пресечение незаконного вывоза капитала за границу. Защита вкладов необходима как обязательная предпосылка к аккумулированию сбережений населения, объем которых оценивается примерно в 20 млрд. долларов США. Важность сокращения оттока отечественного капитала за границу является очевидной.

Предлагаемые к принятию в 1995 - 1997 годах законодательные и нормативные акты рассматриваются в качестве инструмента создания в России благоприятного инвестиционного климата по таким направлениям, как целевое использование амортизации, налоговые стимулы для капитализации прибыли, развитие вторичного рынка ценных бумаг и перелив капитала, страховое дело и гарантии, ипотека, предотвращение утечки и стимулирование возврата отечественного капитала из-за рубежа, привлечение иностранных инвесторов. Организационно - правовое обеспечение Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций формируется в рамках действующей системы принятия законодательных и нормативных актов.

Необходимы законодательные ограничения на вывоз капитала за рубеж и возможность оставлять в зарубежных банках на счетах российских юридических и физических лиц ценовой разницы экспортируемых по заниженным ценам и импортируемых по завышенным ценам товаров и услуг (пункты 2 и 19 плана мероприятий), проекты которых должен подготовить Центральный банк Российской Федерации. Для действенности принимаемых мер целесообразно ввести дополнительные статьи в Уголовный кодекс Российской Федерации, предусматривающие, наряду со штрафными санкциями, уголовную ответственность должностных и частных лиц за нарушение закона.

В связи с предоставлением налоговых льгот инвесторам предусматривается внести дополнения и изменения в налоговое законодательство и нормативные документы, регулирующие отношения налогоплательщика с налоговыми органами, установить порядок рассмотрения апелляций для защиты налогоплательщика. Будет принят налоговый кодекс, регламентирующий процессуальные отношения при налоговых проверках, поскольку современная практика регулирования приводит к спорам об обоснованности и предметах санкций со стороны налоговых органов.

В действующее законодательство для улучшения ситуации с регистрацией акционеров будет введено понятие - номинальный держатель ценных бумаг. В Российской Федерации будет осуществляться программа гарантийной подписи, возлагающей на брокеров ответственность за проверку личности своих клиентов, будут утверждены стандарты ведения реестра акционеров.

Среди основополагающих законопроектов в области международного инвестиционного сотрудничества разработаны проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О свободных экономических зонах", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами" и "О соглашениях о разделе продукции".

При разработке указанных законопроектов предусматривались следующие принципы:

необходимость активизации инвестиционного процесса как главного фактора стабильного развития экономики;

содействие вхождению российской экономики в мировую хозяйственную систему через производственно - инвестиционное сотрудничество;

предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам конкурсов и аукционов;

обеспечение национальной безопасности при допуске иностранного капитала в экономику России.

Указанные проекты федеральных законов находятся на рассмотрении в Государственной Думе, при этом проект федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" принят Государственной Думой и направлен на рассмотрение в Совет Федерации Федерального Собрания.

Неотложные вопросы создания экономических условий активизации отечественных и иностранных инвестиций в 1995 - 1997 годах решаются в подготавливаемых указах Президента Российской Федерации.

В настоящее время подготавливается проект указа Президента Российской Федерации "Об использовании амортизации для инвестиционного обеспечения структурной перестройки экономики".

Сохраняет актуальность проблема страховой защиты имущественных интересов отечественных и иностранных инвесторов в Российской Федерации. Необходимо определить общие принципы страхования инвестиций: перечень страховых случаев невозврата целевых средств в зависимости от причин, повлекших за собой невозможность их возврата, при наступлении которых страховщик обязан возместить инвестору нанесенный его интересам ущерб; размеры страхового взноса; порядок заключения страховых договоров; круг прав и обязанностей сторон в течение действия договора и при наступлении страхового случая. Должно быть также предусмотрено участие государства в деятельности страховых учреждений.

Одним из наиболее эффективных инвестиционных институтов для превращения сбережений граждан в инвестиции являются паевые инвестиционные фонды, образуемые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 июля 1995 г. N 765 "О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционной политики в Российской Федерации". Реализация этого Указа позволит увеличить приток инвестиций в российскую экономику прежде всего за счет мобилизации сбережений граждан.

Постановления Правительства Российской Федерации, в которых определены мероприятия по проведению инвестиционной политики (пункт 20 и 28 плана мероприятий), подготавливаются именно для реализации Закона "О залоге" в части регламентации процедур оценки реальной стоимости собственности и ее передачи новому владельцу, в том числе иностранному инвестору, в случае неиспользования заемщиком принятых на себя обязательств.

В 1996 году для подготовки постановления Правительства Российской Федерации намечается представить предложения по совершенствованию рынка ценных бумаг, регистрационной и депозитарной деятельности (пункт 23 плана мероприятий). В настоящее время Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации совместно с несколькими российскими банками и брокерскими фирмами осуществляет работу по созданию депозитарно - клиринговой компании. Эта организация будет отвечать за отработку операций с ценными бумагами, контроль за осуществлением расчетов по сделкам купли - продажи ценных бумаг, а также ответственное их хранение. Эффективная и надежная работа компании будет одним из факторов привлечения иностранных инвесторов на российский рынок. Предусматривается утвердить также стандарты депозитарной деятельности на рынке ценных бумаг.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 507 "О привлечении внебюджетных инвестиций" одобрено предложение Минэкономики России и Минфина России о создании инвестиционно - финансового консорциума, участникам которого - коммерческим и инвестиционным банкам - разрешен выпуск гарантированных государством ценных бумаг для финансирования инвестиционных проектов. Подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации об условиях предоставления государственных гарантий под выпуск ценных бумаг частным инвесторам, что будет способствовать росту доверия населения к этим ценным бумагам.

В целях более активного использования иностранного капитала необходимо выделение приоритетных направлений, вложения в которые должны поощряться. Предусматривается утвердить постановлением Правительства Российской Федерации конкретный перечень приоритетных отраслей и производств. Стимулы и мероприятия по привлечению капитала могут быть дифференцированы исходя из специфики отрасли и видов деятельности, их экспортного потенциала.

В соответствии с мировой практикой должны быть также установлены ограничения при размещении иностранных инвестиций на территории Российской Федерации как страны, принимающей иностранный капитал (пункт 11 плана мероприятий). Необходимо разработать перечни отраслей и регионов, закрытых для иностранных инвестиций и (или) таких, где их деятельность ограничивается, и утвердить их в законодательном порядке.

Создание правового поля, на котором протекает инвестиционный процесс, усиливает актуальность "обрамления" законов подзаконными актами.

До конца 1995 года представляется необходимым подготовить и утвердить шесть организационно - методических материалов. Важное значение имеет определение до принятия налогового кодекса порядка подачи апелляций налогоплательщиков и быстрого разрешения споров, на чем особенно настаивают иностранные инвесторы (пункт 6 плана мероприятий). Два документа связаны с оценкой стоимости земельных участков и отражением ее в активах коммерческих организаций (пункты 4 и 5 плана мероприятий). Три документа относятся к вопросам реализации иностранных инвестиций.

Текущее регулирование инвестиционной деятельности на базе ведомственных решений намечается также посредством управления таможенным режимом. Будет обеспечена дальнейшая дифференциация импортного тарифа и, в частности, ставок пошлин на машины и оборудование. Намечается облегчить импорт тех машин, которые не производятся в России или производятся в явно недостаточных количествах, и в то же время проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал российской промышленности.

Федеральные ведомства, наделенные соответствующими полномочиями, определяют порядок оформления соглашений с частными отечественными и иностранными инвесторами о государственной поддержке конкретных инвестиционных проектов. В связи с реализацией конкретных проектов существенное значение приобретает улучшение методов урегулирования хозяйственных споров, создание многовариантности арбитражной процедуры. Арбитражные процедуры должны применяться дифференцированно, в зависимости от характера спора.

Для Российской Федерации актуальным является сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и зарубежных странах.

Учитывая реальный процесс реинтеграции со странами - участниками Содружества Независимых Государств и наличие экономических и инвестиционных интересов России и этих стран, определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативно - законодательных актов и организационно - экономических условий инвестиционной деятельности на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.

Помимо законодательства Российской Федерации, важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Россия заключила 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединилась к двум международным конвенциям - Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 год) и Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 год), подписала Договор к Европейской энергетической хартии, стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка. Присоединение к Генеральному соглашению о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, договорам с Европейским сообществом и Организацией экономического сотрудничества и развития также будет способствовать сближению норм российского и международного права в этой сфере.

Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных или намечаемых к подписанию международных договорах в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании двойного налогообложения и другие).