<Письмо> Минэкономразвития РФ от 20.08.2009 N Д23-2696 "Об учете изменений земельных участков"

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 20 августа 2009 г. N Д23-2696

ОБ УЧЕТЕ ИЗМЕНЕНИЙ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу осуществления государственного кадастрового учета изменений земельных участков, сведения государственного кадастра недвижимости о которых носят временный характер (далее - временные земельные участки), и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению действующего законодательства.

Вместе с тем считаем возможным по затронутым в обращении вопросам отметить следующее.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) в целях осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка в связи с изменением вида разрешенного использования в орган кадастрового учета необходимо представить соответствующее заявление и копию документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка.

При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Согласно части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствующим градостроительным регламентом, являющимся составной частью правил землепользования и застройки.

Таким образом, при наличии утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки правообладатель земельного участка может выбрать вид разрешенного использования в соответствии с вышеуказанными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Для изменения сведений государственного кадастра недвижимости в орган кадастрового учета в данном случае должно быть представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости по форме, установленной Приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 34, а также копия фрагмента правил землепользования и застройки (если соответствующие сведения не были представлены в орган кадастрового учета при информационном взаимодействии в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618).

В случае, когда в соответствии со статьей 22 Закона о кадастре вместе с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план, сведения об изменении вида разрешенного использования существующего земельного участка (либо сведения о выбранном виде разрешенного использования образуемого участка) включаются в межевой план (пункт 58 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412).

Круг лиц, имеющих право на обращение в орган кадастрового учета с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости, установлен частью 3 статьи 20 Закона о кадастре. В соответствии с вышеуказанной частью к таким лицам относятся собственники соответствующих объектов недвижимости, а в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, - лица, обладающие этими земельными участками на указанном праве.

Дополнительно отмечаем, что Закон о кадастре не содержит оснований для принятия решений о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета в связи с изменением сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, по причине их временного характера.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.

При этом согласно части 2 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости Минэкономразвития России, с заявлениями о государственном кадастровом учете изменений временных земельных участков в орган кадастрового учета могут обратиться:

- лица, обладающие земельными участками, являющимися источниками для образования временных земельных участков (исходные земельные участки), на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;

- соответствующие органы, уполномоченные на распоряжение земельными участками в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", при образовании земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности до ее разграничения.

Заместитель директора

Департамента недвижимости

В.В.АБРАМЧЕНКО