Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.1.1. Общие положения

1.1.1.1. Каждая организация, занятая добычей асбестовых руд открытым способом, должна иметь:

утвержденный проект разработки, включающий разделы техники безопасности, охраны окружающей среды и рекультивации нарушенных земель;

соответствующую маркшейдерскую и геологическую документацию;

план развития горных работ, утвержденный главным инженером организации и согласованный с соответствующими региональными и местными органами Госгортехнадзора России в части обеспечения принятых проектных решений безопасного ведения горных работ и охраны недр;

лицензию на эксплуатацию горных производств и объектов, выданную соответствующими региональными и местными органами Госгортехнадзора России, а также лицензию на право пользования недрами, включая горный отвод, зарегистрированный в соответствующем региональном органе Госгортехнадзора России.

1.1.1.2. Разработка породных отвалов асбестовых карьеров и отвалов отходов обогащения обогатительных фабрик должна производиться по специальному проекту.

1.1.1.3. При проведении и эксплуатации подземных выработок надлежит руководствоваться едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом.

Производство взрывных работ при добыче асбестовых руд следует осуществлять в соответствии с требованиями единых правил безопасности при взрывных работах.

1.1.1.4. Машинисты и помощники машинистов горных и транспортных машин, управление которыми связано с оперативным включением и отключением электроустановок, должны иметь квалификационную группу по технике безопасности в соответствии с правилами эксплуатации электроустановок потребителей и правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей:

при напряжении до 1000 В:

машинисты - не ниже III группы;

помощники машинистов - не ниже II группы;

при напряжении выше 1000 В:

машинисты - не ниже IV группы;

помощники машинистов - не ниже III группы.

Наличие указанных квалификационных групп по технике безопасности дает право машинистам и их помощникам производить обслуживание и текущие профилактические ремонты только в пределах закрепленного экскаватора (бурового станка и т.п.) и его приключательного пункта, в том числе подсоединение (отсоединение) кабеля у приключательного пункта по распоряжению энергетика или энергодиспетчера.

При временном переводе машинистов и их помощников на другие горные машины выполнение указанных работ разрешается после ознакомления их с системой энергоснабжения этих горных машин.

1.1.1.5. В карьерах при длине пути до рабочего места свыше 2,5 км или при глубине работ более 100 м должна быть организована доставка работников к рабочему месту на специально оборудованном для этой цели транспорте.

Не допускается перевозка людей в саморазгружающихся вагонах, кузовах автосамосвалов и грузовых вагонетках, вагонетках канатных дорог.

1.1.1.6. Проезд в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается работникам, сопровождающим составы, а также работникам технического надзора и отдельным работникам при наличии у них письменного разрешения администрации.

1.1.1.7. Проезд через железнодорожные пути в карьере бульдозерам, автомашинам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в установленных местах, специально оборудованных и обозначенных указателями.

1.1.1.8. Переезд через железнодорожные пути, связанный с технологией ведения горных работ, допускается по утвержденному главным инженером организации (подразделения) регламенту с осуществлением необходимых мер безопасности.

1.1.1.9. Передвижение людей в карьере (разрезе) допускается по специально устроенным пешеходным дорожкам или по обочинам автодорог со стороны порожнякового направления движения автотранспорта.

В темное время суток пешеходные дорожки и переходы через железнодорожные пути и автодороги должны быть освещены.

1.1.1.10. Для сообщения между уступами должны устанавливаться прочные лестницы с двухсторонними поручнями и наклоном не свыше 60°, освещенные в темное время суток. При высоте уступа более 10 м должны устраиваться маршевые лестницы шириной не менее 0,8 м с горизонтальными площадками на расстоянии друг от друга по высоте не более 15 м.

Ступеньки и площадки лестниц должны систематически очищаться от снега, льда, грязи и при необходимости посыпаться песком. Подходы к лестницам должны быть выровнены на ширину не менее 0,8 м. Взамен лестниц допускается устройство пешеходных дорожек с уклоном не более 20°, оборудованных для передвижения по ним людей.

Места установки лестниц и расстояния между ними по длине уступа устанавливаются планами развития горных работ.

Передвижение людей с уступа на уступ, по откосам и взорванной горной массе допускается лишь при особой производственной необходимости и с разрешения, в каждом отдельном случае, работника технического надзора.

Допускается использование для перевозки работников с уступа на уступ механизированных средств (эскалаторов и др.), разрешенных Госгортехнадзором России.

1.1.1.11. Переход через ленточные конвейеры разрешается только по переходным мостикам, оборудованным перилами.

В местах прохода и проезда под конвейерами необходимо устраивать сплошные защитные перекрытия для предохранения людей от возможного поражения падающими с ленты кусками транспортируемого материала.

1.1.1.12. Перед пуском механизмов и началом движения машин, железнодорожных составов или автомобилей обязательна подача звуковых или световых сигналов, с назначением которых должны быть ознакомлены все работники, участвующие в данном производственном процессе. При этом сигналы должны быть слышны (видны) всем работникам в районе действия машин, механизмов и др.

Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал "Стоп".

Перед началом работы или движения машины, механизма и др. машинист обязан убедиться в безопасности членов бригады и находящихся поблизости других работников.

Таблица сигналов вывешивается на работающем механизме или вблизи от него.

1.1.1.13. Не допускается отдых непосредственно в забоях и у откосов уступа, а также вблизи действующих механизмов, на транспортных путях оборудования и т.п.

1.1.1.14. Горные выработки карьеров в местах, представляющих опасность, должны быть ограждены предупредительными знаками, освещенными в темное время суток.

Зумпфы, взрывные и дренажные скважины и другие вертикальные или наклонные выработки должны быть надежно перекрыты или ограждены.

1.1.1.15. В нерабочее время горные, транспортные и дорожно-строительные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабочий орган (ковш и др.) опущен на землю, кабина заперта и с питающего кабеля снято напряжение.

1.1.1.16. При возникновении опасных ситуаций (стихийных бедствий, возможности оползней, обвалов и обрушений горной массы, снега, льда, отказов зарядов ВМ при взрывных работах, загазованности атмосферы карьера в опасных концентрациях) технологические процессы добычи асбестовых руд должны быть прекращены и работники выведены за пределы опасной зоны, которая должна быть ограждена предупредительными знаками.

1.1.1.17. Организации, ведущие открытые горные работы на глубине более 100 м или в сложных горно-геологических условиях, а также при совмещенной отработке месторождения открытым и подземным способами, в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <*> должны представлять декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта и страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии.

--------------------------------

<*> Утвержден 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588).