Редакция от 13.07.2015 (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Редакция от 13.07.2015

(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Редакция подготовлена на основе изменений, внесенных Федеральными законами от 13.07.2014 N 230-ФЗ, N 253-ФЗ, N 254-ФЗ. См. справку к редакции.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение подпункта 2 пункта 1 статьи 8

старая редакция новая редакция

2) гражданские воздушные суда, 2) гражданские воздушные суда,

авиационные двигатели, воздушные авиационные двигатели, воздушные

винты и бортовое авиационное винты и бортовое авиационное

оборудование гражданских оборудование гражданских

воздушных судов, за исключением воздушных судов, за исключением

гражданских воздушных судов, гражданских воздушных судов,

которым сертификат летной которым сертификат летной

годности (удостоверение о годности выдается на основании

годности к полетам) выдается на сертификата типа, аттестата о

основании сертификата типа годности к эксплуатации либо

(аттестата о годности к иного акта об утверждении типовой

эксплуатации) или акта оценки конструкции гражданского

конкретного воздушного судна на воздушного судна, выданного до 1

соответствие конкретного января 1967 года, или акта оценки

воздушного судна требованиям к конкретного воздушного судна на

летной годности гражданских соответствие конкретного

воздушных судов и требованиям в воздушного судна требованиям к

области охраны окружающей среды; летной годности гражданских

воздушных судов и требованиям в

области охраны окружающей среды

от воздействия деятельности в

области авиации;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 3 статьи 8

старая редакция новая редакция

3. Юридические лица, 3. Юридические лица,

осуществляющие разработку и осуществляющие разработку и

изготовление воздушных судов и изготовление воздушных судов и

другой авиационной техники, другой авиационной техники,

аэронавигационное обслуживание аэронавигационное обслуживание

полетов воздушных судов полетов воздушных судов

пользователей воздушного пользователей воздушного

пространства Российской пространства Российской

Федерации, обеспечение Федерации, обеспечение

авиационной безопасности, авиационной безопасности,

юридические лица, индивидуальные юридические лица, индивидуальные

предприниматели, осуществляющие предприниматели, осуществляющие

коммерческие воздушные перевозки коммерческие воздушные перевозки

и (или) выполняющие определенные и (или) выполняющие определенные

федеральным органом федеральным органом

исполнительной власти, исполнительной власти,

осуществляющим функции по осуществляющим функции по

выработке государственной выработке государственной

политики и нормативно-правовому политики и нормативно-правовому

регулированию в сфере гражданской регулированию в сфере гражданской

авиации, авиационные работы, авиации, авиационные работы,

техническое обслуживание техническое обслуживание

гражданских воздушных судов, гражданских воздушных судов,

образовательные организации и образовательные организации и

организации, осуществляющие организации, осуществляющие

обучение специалистов обучение специалистов

соответствующего уровня согласно соответствующего уровня согласно

перечням специалистов перечням специалистов

авиационного персонала, а также авиационного персонала, а также

операторы аэродромов гражданской операторы аэродромов гражданской

авиации осуществляют свою авиации осуществляют свою

деятельность при наличии деятельность при наличии

выданного федеральным органом выданного органами,

исполнительной власти, уполномоченными Правительством

осуществляющим функции по Российской Федерации, документа,

оказанию государственных услуг и подтверждающего соответствие

управлению государственным указанных юридических лиц,

имуществом в сфере воздушного индивидуальных предпринимателей,

транспорта (гражданской авиации), операторов требованиям

документа, подтверждающего федеральных авиационных правил.

соответствие указанных Форма и порядок выдачи данного

юридических лиц, индивидуальных документа устанавливаются

предпринимателей, операторов указанными уполномоченными

требованиям федеральных органами.

авиационных правил. Форма и

порядок получения данного

документа устанавливаются

федеральным органом

исполнительной власти,

осуществляющим функции по

выработке государственной

политики и нормативно-правовому

регулированию в сфере гражданской

авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Статья 35 - изложена в новой редакции

старая редакция новая редакция

Статья 35. Требования к летной Статья 35. Требования к летной

годности гражданских воздушных годности гражданских воздушных

судов, авиационных двигателей, судов, авиационных двигателей,

воздушных винтов и охране воздушных винтов и требования в

окружающей среды от воздействия области охраны окружающей среды

деятельности в области авиации от воздействия деятельности в

области авиации

Требования к летной годности

гражданских воздушных судов, 1. Летная годность

авиационных двигателей, воздушных гражданского воздушного судна,

винтов и охране окружающей среды авиационного двигателя,

от воздействия деятельности в воздушного винта - состояние

области авиации (далее - гражданского воздушного судна,

требования к летной годности и авиационного двигателя,

охране окружающей среды) воздушного винта, при котором они

определяются федеральными соответствуют типовой конструкции

авиационными правилами и и способны обеспечивать их

обязательны для соблюдения безопасную эксплуатацию.

федеральными органами 2. Требования к летной

исполнительной власти, органами годности гражданских воздушных

исполнительной власти субъектов судов, авиационных двигателей,

Российской Федерации, а также воздушных винтов и требования в

юридическими лицами и гражданами, области охраны окружающей среды

участвующими в разработке, от воздействия деятельности в

испытаниях, серийном области авиации (далее -

производстве, приемке, требования к летной годности и к

эксплуатации и ремонте охране окружающей среды)

гражданских воздушных судов, определяются федеральными

авиационных двигателей, воздушных авиационными правилами и

винтов. обязательны для соблюдения

федеральными органами

исполнительной власти, органами

исполнительной власти субъектов

Российской Федерации, а также

юридическими лицами и физическими

лицами, участвующими в

разработке, испытаниях, серийном

производстве, приемке и

эксплуатации гражданских

воздушных судов, авиационных

двигателей, воздушных винтов.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 1 статьи 36 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

1. Гражданские воздушные суда 1. Гражданские воздушные суда

допускаются к эксплуатации при допускаются к эксплуатации при

наличии сертификата летной наличии сертификата летной

годности (удостоверения о годности. Сертификат летной

годности к полетам). Сертификат годности выдается на основании

летной годности (удостоверение о сертификата типа, аттестата о

годности к полетам) выдается на годности к эксплуатации либо

основании сертификата типа иного акта об утверждении типовой

(аттестата о годности к конструкции гражданского

эксплуатации) или акта оценки воздушного судна, выданного до 1

конкретного воздушного судна на января 1967 года, или акта оценки

соответствие конкретного воздушного судна на его

воздушного судна требованиям к соответствие требованиям к летной

летной годности гражданских годности и к охране окружающей

воздушных судов и природоохранным среды. Использование гражданского

требованиям. Использование воздушного судна, имеющего

гражданского воздушного судна, сертификат летной годности,

имеющего сертификат летной выданный на основании указанного

годности (удостоверение о акта оценки, для осуществления

годности к полетам), выданный на коммерческих воздушных перевозок

основании указанного акта оценки, не допускается.

для осуществления коммерческих

воздушных перевозок не

допускается.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 2 статьи 36 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

2. Порядок выдачи сертификата 2. Сертификат летной годности

летной годности (удостоверения о выдается уполномоченным органом в

годности к полетам) области гражданской авиации

устанавливается федеральными государства, в котором

авиационными правилами. зарегистрировано воздушное судно,

за исключением случаев,

предусмотренных статьей 83 bis

Конвенции о международной

гражданской авиации. Форма

сертификата летной годности,

выдаваемого на воздушное судно, и

порядок его оформления

устанавливаются федеральными

авиационными правилами.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 1 статьи 37

старая редакция новая редакция

1. Сертификация гражданских 1. Сертификация гражданских

воздушных судов, авиационных воздушных судов, авиационных

двигателей и воздушных винтов двигателей и воздушных винтов

нового типа проводится в нового типа проводится в

соответствии с федеральными соответствии с федеральными

авиационными правилами, авиационными правилами,

устанавливающими требования и устанавливающими требования и

процедуры сертификации. процедуры сертификации.

Сертификация завершается выдачей Сертификация завершается выдачей

сертификата типа, если в ходе сертификата типа, если в ходе

проведения сертификации проведения сертификации

установлено, что гражданские установлено, что гражданские

воздушные суда, авиационные воздушные суда, авиационные

двигатели и воздушные винты двигатели и воздушные винты

нового типа соответствуют нового типа соответствуют

требованиям к летной годности и требованиям к летной годности и к

охране окружающей среды и охране окружающей среды и

конструкция гражданских воздушных конструкция гражданских воздушных

судов, авиационных двигателей и судов, авиационных двигателей и

воздушных винтов нового типа воздушных винтов нового типа

признана в качестве типовой. признана в качестве типовой.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 2 статьи 37

старая редакция новая редакция

2. Сертификат типа выдается 2. Сертификат типа выдается

уполномоченным органом, на уполномоченным органом, на

который в установленном порядке который возложены организация и

возложены организация и проведение обязательной

проведение обязательной сертификации гражданских

сертификации гражданских воздушных судов, авиационных

воздушных судов, авиационных двигателей и воздушных винтов.

двигателей и воздушных винтов.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 3 статьи 37

старая редакция новая редакция

3. Каждое гражданское 3. Каждое гражданское

воздушное судно, авиационный воздушное судно, авиационный

двигатель и воздушный винт в двигатель и воздушный винт в

процессе серийного производства процессе серийного производства

проходит в установленном порядке проходит в установленном порядке

испытания и проверки, испытания и проверки,

завершающиеся выдачей завершающиеся выдачей

гражданскому воздушному судну гражданскому воздушному судну

сертификата летной годности сертификата летной годности,

(удостоверения о годности к авиационному двигателю или

полетам), авиационному двигателю воздушному винту эквивалентного

или воздушному винту сертификату летной годности

эквивалентного сертификату летной документа. Указанные документы

годности документа. Указанные удостоверяют, что конструкции и

документы удостоверяют, что характеристики гражданского

конструкции и характеристики воздушного судна, авиационного

гражданского воздушного судна, двигателя и воздушного винта

авиационного двигателя и соответствуют их типовым

воздушного винта соответствуют их конструкциям, а их изготовление -

типовым конструкциям, а их соответствующим требованиям.

изготовление - соответствующим

требованиям.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 4 статьи 37 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

4. Обеспечение соответствия 4. Обеспечение соответствия

типовой конструкции гражданского требованиям к летной годности и к

воздушного судна, авиационного охране окружающей среды типовой

двигателя или воздушного винта на конструкции гражданского

этапах его разработки, испытаний воздушного судна, авиационного

и эксплуатации вплоть до списания двигателя или воздушного винта

действующим в Российской либо изменения их типовых

Федерации требованиям к летной конструкций возлагается на

годности и охране окружающей разработчика соответственно

среды возлагается соответственно гражданского воздушного судна,

на разработчика гражданского авиационного двигателя,

воздушного судна, разработчика воздушного винта либо

авиационного двигателя и разработчика изменения их типовых

разработчика воздушного винта. конструкций. Обеспечение

Обеспечение соответствия каждого соответствия каждого серийно

серийно производимого производимого гражданского

гражданского воздушного судна, воздушного судна, авиационного

авиационного двигателя или двигателя или воздушного винта

воздушного винта типовой конструкции возлагается

сертифицированному типу на его изготовителя.

возлагается на его производителя.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 37 пунктом 4.1. См. текст новой редакции

4.1. Документ, удостоверяющий изменение ранее утвержденной типовой

конструкции гражданского воздушного судна на основании аттестата о

годности к эксплуатации либо иного акта об утверждении типовой

конструкции гражданского воздушного судна, выданного до 1 января 1967

года, выдается органом, уполномоченным Правительством Российской

Федерации, после подтверждения разработчиком соответствия изменения

типовой конструкции гражданского воздушного судна требованиям к летной

годности, которые использовались при первоначальном подтверждении

соответствия типовой конструкции гражданского воздушного судна, или

более поздним требованиям.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункты 5 - 6 статьи 37 исключены. См. текст старой редакции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 7 статьи 37 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

7. Государственный контроль за 7. Государственный контроль за

летной годностью гражданских исполнением требований,

воздушных судов, авиационных установленных пунктом 4 настоящей

двигателей и воздушных винтов на статьи, осуществляется

этапах их разработки, уполномоченным органом, на

производства и эксплуатации который возложены организация и

осуществляется уполномоченным проведение обязательной

органом, на который в сертификации гражданских

установленном порядке возложены воздушных судов, авиационных

организация и проведение двигателей и воздушных винтов.

обязательной сертификации

гражданских воздушных судов,

авиационных двигателей и

воздушных винтов, уполномоченным

органом в области гражданской

авиации и уполномоченным органом

в области оборонной

промышленности.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 8 статьи 37 - исключен. См. текст старой редакции

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьей 37.1. См. текст новой редакции

В связи с большим объемом введенной структурной единицы в данном

обзоре ее текст не приводится.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 4 статьи 40 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

4. Международный аэропорт - 4. Международный аэропорт -

аэропорт, который открыт для аэропорт, который открыт для

приема и отправки воздушных приема и отправки воздушных

судов, выполняющих международные судов, выполняющих международные

воздушные перевозки, и в котором воздушные перевозки, и в котором

осуществляется пограничный и в установленном законодательством

таможенный контроль, а в случаях, Российской Федерации порядке

установленных международными функционирует пункт пропуска

договорами Российской Федерации и через Государственную границу

федеральными законами, и иные Российской Федерации.

виды контроля.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 40 пунктом 8. См. текст новой редакции

8. Аэропорт федерального значения - аэропорт, необходимый для

организации воздушного сообщения между городами федерального значения

Москвой, Санкт-Петербургом, Севастополем и административными центрами

(столицами) субъектов Российской Федерации, а также международные

аэропорты. Перечень аэропортов федерального значения утверждается

Правительством Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение статьи 45

старая редакция новая редакция

Строительство и реконструкция Строительство и реконструкция

аэродромов, аэропортов и объектов аэродромов, аэропортов и объектов

единой системы организации единой системы организации

воздушного движения должны быть воздушного движения регулируются

согласованы с соответствующими законодательством о

органами исполнительной власти градостроительной деятельности.

субъектов Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 1 статьи 47

старая редакция новая редакция

1. Размещение в районе 1. Размещение в районе

аэродрома зданий, сооружений, аэродрома зданий, сооружений,

линий связи, линий линий связи, линий

электропередачи, радиотехнических электропередачи, радиотехнических

и других объектов, которые могут и других объектов, которые могут

угрожать безопасности полетов угрожать безопасности полетов

воздушных судов или создавать воздушных судов или создавать

помехи в работе радиотехнического помехи в работе радиотехнического

оборудования, устанавливаемого на оборудования, устанавливаемого на

аэродроме, должно быть аэродроме, должно быть

согласовано с собственником согласовано с оператором

аэродрома и осуществляться в аэродрома гражданской авиации или

соответствии с воздушным организацией, осуществляющей

законодательством Российской эксплуатацию аэродрома

Федерации. экспериментальной авиации либо

уполномоченной федеральным

органом исполнительной власти, в

ведении которого находится

аэродром государственной авиации,

и осуществляться в соответствии с

воздушным законодательством

Российской Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Пункт 3 статьи 52 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

3. На должности специалистов 3. На должности специалистов

авиационного персонала не авиационного персонала,

принимаются лица, имеющие осуществляющих деятельность по

непогашенную или неснятую организации использования

судимость за совершение воздушного пространства,

умышленного преступления. организации и обслуживанию

воздушного движения, принимаются

граждане Российской Федерации.

На должности специалистов

авиационного персонала не

принимаются лица, имеющие

непогашенную или неснятую

судимость за совершение

умышленного преступления.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение статьи 52 пунктом 3.1. См. текст новой редакции

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят

обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические

(в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя

химико-токсикологические исследования наличия в организме человека

наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и

периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров

устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по

согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому

регулированию в сфере здравоохранения.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица,

не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица,

подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических

средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых

потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в

течение которого лицо считается подвергнутым административному

наказанию.

Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе

работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой

договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть

расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за

совершение административного правонарушения, связанного с потреблением

наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо

новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное

лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Подпункт 2 пункта 4 статьи 52 - изложен в новой редакции

старая редакция новая редакция

2) состоящие на учете в 2) страдающие психическими

учреждениях органов заболеваниями, алкоголизмом,

здравоохранения по поводу токсикоманией, наркоманией, до

психического заболевания, прекращения в отношении этих лиц

алкоголизма или наркомании; диспансерного наблюдения в

специализированной медицинской

организации государственной или

муниципальной системы

здравоохранения в связи с

выздоровлением или стойкой

ремиссией;

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Дополнение пункта 4 статьи 52 подпунктом 5. См. текст новой редакции

5) подвергнутые административному наказанию за потребление

наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо

новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в

течение которого лицо считается подвергнутым административному

наказанию.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение абзаца четвертого подпункта 1 пункта 1 статьи 67

старая редакция новая редакция

сертификат летной годности сертификат летной годности;

(удостоверение о годности к

полетам);

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение пункта 1 статьи 69

старая редакция новая редакция

1. Аэронавигационное 1. Аэронавигационное

обслуживание полетов воздушных обслуживание полетов воздушных

судов (организация и обслуживание судов (организация и обслуживание

воздушного движения, обеспечение воздушного движения, обеспечение

авиационной электросвязи, авиационной электросвязи,

предоставление аэронавигационной предоставление аэронавигационной

и метеорологической информации, и метеорологической информации,

поиск и спасание), поиск и спасание), а также радио-

предоставляемое на всех этапах и светотехническое, инженерно-

полета воздушных судов, а также авиационное, аэродромное,

радио- и светотехническое, аварийно-спасательное и другое

инженерно-авиационное, обеспечение полетов воздушных

аэродромное, аварийно- судов осуществляется на

спасательное и другое обеспечение единообразных условиях с

полетов воздушных судов взиманием платы, если иное не

осуществляется на единообразных предусмотрено законодательством

условиях с взиманием платы, если Российской Федерации.

иное не предусмотрено

законодательством Российской

Федерации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Изменение статьи 90

старая редакция новая редакция

Аварийно-спасательные работы Аварийно-спасательные работы

на аэродроме и в районе аэродрома на аэродроме и в районе аэродрома

проводятся силами собственника проводятся оператором аэродрома

аэродрома или аэропорта. гражданской авиации или

организацией, осуществляющей

эксплуатацию аэродрома

экспериментальной авиации либо

уполномоченной федеральным

органом исполнительной власти, в

ведении которого находится

аэродром государственной авиации.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────

* * *