III. Процедуры назначения на должность гражданской службы, освобождения от замещаемой должности и увольнения с гражданской службы

III. Процедуры назначения на должность гражданской

службы, освобождения от замещаемой должности и увольнения

с гражданской службы

В нормативном правовом акте (приказе, распоряжении) государственного органа должна быть указана обоснованная причина проведения организационно-штатных мероприятий:

- сокращение должностей (например, в случае если данная должность упразднена Указом о Реестре (отсутствует в нем) либо ее наименование изменилось, руководителем государственного органа принято решение об изменении структуры, штатного расписания государственного органа);

- изменение существенных условий служебного контракта (например, в случае если данная должность присутствует в Указе о Реестре и штатном расписании государственного органа, но изменились группа и/или категория должностей, условия оплаты труда и др.).

При проведении указанных мероприятий необходимо учитывать, что согласно пункту 12 Указа о Реестре переназначение лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, на должности федеральной государственной гражданской службы производится только в случаях, если в Указе о Реестре отсутствуют наименования замещаемых ими должностей. Переназначение производится с учетом квалификационных требований к должностям гражданской службы.

О сокращении должности или об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен руководителем государственного органа в письменной форме не позднее чем за два месяца до введения соответствующих организационно-штатных мероприятий.

Переназначение гражданского служащего на должность категории "обеспечивающие специалисты" производится путем направления руководителем государственного органа официального уведомления гражданскому служащему с предложением должности, имеющейся в штатном расписании, с учетом установленных квалификационных требований и в соответствии с частью 7 статьи 71 Федерального закона и пунктом 11 Указа о денежном содержании, поскольку должность, замещаемая им ранее, сокращена либо существенные условия служебного контракта изменены.

В случае согласия гражданского служащего, ранее замещавшего должность, наименование которой упразднено в связи с введением Указа о Реестре (отсутствует в нем), на замещение должности с иным наименованием, производится его переназначение на должность гражданской службы.

В случае согласия гражданского служащего замещать предложенную ему должность гражданской службы, гражданский служащий направляет на имя руководителя государственного органа заявление о назначении его на предложенную должность, после чего в служебный контракт вносятся соответствующие изменения. Служебный контракт при этом не перезаключается.

В случае несогласия с предложенной для замещения должностью гражданской службы гражданский служащий по истечении двух месяцев с момента предупреждения о сокращении должности или об изменении существенных условий служебного контракта освобождается от замещаемой должности, увольняется с гражданской службы и служебный контракт с ним прекращается.

Принимая во внимание, что упразднение наименований ряда должностей и введение новых наименований должностей, входящих в категорию "обеспечивающие специалисты", не связано с изменением существенных условий профессиональной деятельности гражданских служащих, и, напротив, ранее выполняемые ими должностные обязанности и функции сохранены, представляется, что в этом случае основанием для увольнения и прекращения служебного контракта является сокращение должности, предусмотренное пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона.

Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы, руководитель государственного органа обязан обеспечить предоставление ему государственных гарантий, предусмотренных Федеральным законом, в том числе:

- предоставить с учетом его уровня квалификации, профессионального образования и стажа возможность замещения иной должности гражданской службы в том же или в другом государственном органе;

- направить гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации.

В целях соблюдения основных и дополнительных государственных гарантий гражданских служащих, установленных законодательством Российской Федерации, при проведении организационно-штатных мероприятий необходимо учитывать, что на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" федеральные государственные служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы в случае ликвидации федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также по сокращению штата федеральных государственных служащих в федеральных органах государственной власти, их аппаратах, иных государственных органах, образованных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

При увольнении с гражданской службы в соответствии со статьей 29 Федерального закона (изменение существенных условий служебного контракта по инициативе руководителя государственного органа) гражданский служащий права на пенсию за выслугу лет не имеет.

В связи с поступающими обращениями федеральных государственных органов и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет разработку методических рекомендаций по реализации Указа о Реестре в федеральном государственном органе, которые будут направлены дополнительно.